Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Адвент 2018 – Свеча пастухов

Адвент 2018 – Свеча пастухов

На прошлой неделе мы говорили о волхвах, которых иногда называют тремя царями. А теперь, на третьей неделе рождественского Адвента, мы с вами зажигаем свечу, посвященную пастухам, которым Бог возвестил о рождении Христа. Они были первыми, кто удостоился благовестия и пришёл поклониться новорождённому Иисусу, пока волхвы, вероятно, только собирались в долгую дорогу к Иерусалиму. Но, как ни странно, в рассказе о пастухах снова присутствует упоминание трёх царей, правда, уже других. Давайте приглядимся к тексту Священного Писания.

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лук. 2: 1-20).

Кесарь Август

Первым в приведённой истории упоминается кесарь Август – первый император Рима, родственник и наследник римского консула Гая Юлия Цезаря, усыновлённый им по завещанию. Надо сказать, что до Августа в Риме не было монархов. Консулы правили не единолично, а коллегиально, потому что двоих консулов одновременно путём голосования ставили управлять делами римские граждане. Исключением за долгое время стал Юлий Цезарь, который был столь успешен в управлении, что сторонники поставили его единоличным консулом, без коллеги, а позже – пожизненным диктатором. Август же во время своего правления вслед за Юлием вёл успешные войны и объявил себя императором. Он укрепил культ почитания Юлия Цезаря (в результате, само имя Цезаря стало нарицательным титулом правителей, варианты которого используются до сего дня: «кесарь», «кайзер», «царь»), обожествил своего названного отца и затем возвеличил себя как божьего сына. Август подмял под себя всё Средиземноморье, что преподносилось как мировое правление, власть его не знала границ. Перепись была необходима императору, чтобы упорядочить владения и сбор налогов.

Евангелист Лука не просто так говорит о переписи всей земли или, в некоторых переводах, «всей вселенной». Безусловно, Лука в своём рассказе противопоставляет власть Христа Сына Божьего власти кесарей Римской империи. Перепись не могла возвестить Августу о рождении нового Помазанника на царство и о приближении царства Божьего. Кроме того, властитель мира сего Август и не предполагал, что затеянною им переписью он делает возможным рождение истинного Царя всей вселенной Иисуса не где-нибудь, а в Вифлееме, как и было предначертано Богом через пророка. Человек предполагает, будь он хоть императором, а Бог располагает. Так исполнилась воля Божья.

Царь Давид

Следующим Лука напоминает нам о славном царе Давиде, жившем задолго до Иисуса Христа и родившемся и выросшем в Вифлееме. Давид был младшим сыном в семье, пасшим овец своего отца на пастбищах близ Вифлеема и привыкшим защищать стадо от хищников. С поля он и был приведён к пророку Самуилу, который помазал его на царство в Израиле. Никто бы и не подумал, что именно он помазанник Божий, который будет возведён на трон.

Ещё долго ему пришлось возрастать до фактического воцарения и претерпевать на этом пути многое. Однако юношей ему уже довелось применить свои пастушьи навыки не только на пастбищах. Как Давид бил волков, медведей и львов в поле камнями из пращи, чтобы защитить стадо, так же он защитил весь израильский народ на поле боя, сразив камнем богатыря Голиафа, за спиной которого скрывалось филистимское войско.

Давид стал пастырем народа Божьего, которого благословляли все поколения израильтян и с которым сравнивали других правителей. В дальнейшем, в ожидании пришествия Христа, люди сделали Давида цензом того, каким должен быть Христос. Если царь будет похож на Моисея и на Давида, то, возможно, он и есть ожидаемый Помазанник Божий, который установит царство Божье по всей земле.

Иисус Христос

Иосиф и Мария приходят на перепись в Вифлеем, потому что Иосиф был из рода потомков Давида. Вряд ли речь идёт о гостинице, берущей деньги за постой. В Вифлееме много родственников, которые, являясь потомками царя Давида, просто так по своей воле не переселятся из Вифлеема. Родственники, конечно, принимают их, но в верхней гостиной (названной в переводе гостиницей) уже места нет, и они располагаются внизу, в хозяйственной части. Мария рождает Младенца и устраивает Ему кроватку в кормушке для животных, которая здесь стоит.

Кому же первому Бог возвещает о новорождённом Царе? Не кесарю в Риме, не первосвященникам в Иерусалиме, даже не волхвам с востока, которые придут позже, но пастухам в поле близ Вифлеема. Эти пастухи часто думают о том, что где-то здесь в своё время пас овец сам Давид. Они ожидают освобождения народа от гнёта кесаря Августа, и поэтому надеются на пришествие Христа, хорошо знают, кем должен стать Христос для народа. Они лучше поймут происходящее и с восторгом примут благовестие. Они же поведают эту весть и родителям Иисуса.

Родился величайший Пастырь всей вселенной, Помазанник Божий. Ему придётся ещё возрасти и претерпеть многое, даже до смерти на кресте и воскресения. Но на Его имя будут уповать народы всей земли во все времена.

Давид чаял прихода помазанного Богом Царя, он пророчествовал о Нём в Псалмах и по вдохновению называл Его Господом. Императоры Рима один за другим ещё будут неистово гнать последователей Христа, но через несколько столетий и сами станут христианами. Царство Христово будет расширяться, и царствованию Его не будет конца.

«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец» (Ин. 10: 11-15).

Н. Скворцов. 16.12.2018


ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»