Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

По следам Пасхи

По следам Пасхи

Несмотря на то, что праздничные пасхальные дни закончились, никто не помешает нам на некоторое время вернуться к ним. Мы с вами во всех смыслах пройдём ещё раз по следам Пасхи. Редкий праздник имеет столь глубокие корни. Мы побываем в трех временах одного праздника от самого его зарождения до сегодняшних дней. Представленный рассказ был частью программы христианского кафе в Московской церкви Назарянина 13 мая 2017 года.

Рассказ первый – Исход из Египта

Три с половиной тысячелетия назад. Уже несколько веков Божий народ живет в Египте. Здесь он разросся и окреп, дельта большой реки не раз спасала от засухи и голода. Но за всё это время египетская земля не стала для него родиной. Более того, с тех пор, как сменилась династия фараонов, Египет поработил евреев. Так египтяне старались остановить всё большее возрастание живущего среди них еврейского народа. Видя это, Господь приготовил себе человека, который выведет угнетенный народ из Египта. Этот человек – Моисей. Он не раз приходил к фараону и требовал освободить свой народ. Фараон не понимал, почему он должен отпускать рабов. Однако Бог настойчиво показывал ему, что отпустить их всё же придётся.

Через Моисея Бог сказал людям, что нужно готовиться к исходу из Египта. В определённый вечер в каждом доме необходимо выбрать ягненка для жертвы Богу, испечь его на огне и есть с горькими травами, а кровью его – помазать косяки дверей. Бог же в ту ночь произведет суд над Египтом. И кровь ягнёнка будет знаком: тот дом, чьи двери помазаны кровью, не пострадает от руки губителя.

И вот особенный весенний вечер, последний вечер в Египте. Весь народ Божий собрался по домам, все близкие вместе. На сердце тревожно и, в то же время, радостно. Что будет завтра, какие испытания? Внешне всё, как обычно. Но все готовы к тому, что в любой момент нужно будет подняться и выйти, чтобы начать путь из Египта в заветную землю. Все одеты, посохи под рукой. Даже хлеб, которым вечеряют по домам и который напекли в дорогу, – пресный, без закваски, чтобы не ждать, когда поднимется тесто. Двери помазаны кровью. Все наедаются мясом ягненка перед трудным путешествием. И выходить до рассвета из дома нельзя, это опасно.

И правда, с рассветом оказалось, что Египет постиг великий мор. Плач слышен кругом. Фараон распорядился гнать израильтян из своей страны. Они поднялись и вышли… Так Божий народ освободился от рабства и начал свой путь в просторную землю, завещанную Богом, в которой текут молоко и мед.

С тех пор они праздновали Пасху каждой весной в течение многих сотен лет, за исключением, быть может, самых трудных времён. Это был светлый и всеми любимый праздник. Воссоздавая былую атмосферу исхода из Египта, люди собирались по домам, преломляли пресный хлеб, готовили ягнёнка, ели горькие травы, поднимали чаши с виноградным вином, вспоминая о Божьих благословениях, и ни в коем случае не выходили из дома до рассвета. А когда дети спрашивали, почему в обычный вечер мы едим хлеб мягкий, а в этот праздник только пресный хлеб, тогда старшие вели рассказ об Исходе – о чудесном избавлении Божьего народа от руки Египта. Так передавался этот рассказ из поколения в поколение, из поколения в поколение.

Однако же освобождение из Египта было только началом всех благословений, что Бог задумал для своего народа. Люди во все времена ожидали обещанного Богом пришествия Христа – Помазанника, который установит мир и царство Бога для народа Божьего по всей земле, пред всеми народами и племенами. И как символ этого ожидания в пасхальный вечер стали преломлять и откладывать часть пресного хлеба, а также ставить на стол полную чашу вина, из которой никто не пьёт. Специально на тот случай, если в дверь войдёт пророк и скажет: «Пришло царство Божье! Христос воцарился».

Рассказ второй – Тайная Вечеря

Прошло полтора тысячелетия со времен исхода. Среди народа появился учитель Иисус из Назарета, который ходил по селениям и учил о царстве Божьем, совершая такие дела, какие может делать человек, только если с ним Бог. Толпы народа ходили за ним, недоумевая, не Христос ли он, которого ожидают с древних времен.

Был радостный пасхальный вечер, когда все собираются на праздничную трапезу по домам и вспоминают древнюю историю исхода народа из Египта. Во всяком доме люди возлежали перед столом с блюдами, каждое из которых имело свой смысл для этого праздника: они ели горькие травы и говорили о былом рабстве в Египте; вкушали мясо ягненка, рассуждая о том, как кровь на косяках дверей принесла спасение израильтянам; преломляли хрустящий пресный хлеб, вспоминая о том, как спешно пришлось народу покинуть Египет, чтобы прийти и поселиться здесь, в земле, обетованной Богом.

В доме с Иисусом собрались только те, кто сопровождал его день и ночь, самые близкие его друзья, его ученики. Каждый из них с детства знал ход этой трапезы со всеми подробностями от начала до конца. Конечно, учитель возлежал во главе стола и сам вёл трапезу по порядку. Но неожиданно эта Пасха стала особенной, не похожей на другие, и запомнилась ученикам на всю жизнь.

Как сильно Иисус желал быть с ними на пасхальной вечере именно сегодня, перед своим страданием! Ученики любили своего учителя и не могли поверить и принять, что Христу надлежит пострадать и быть убитым. Как объяснить им это?!…

Господь Иисус в тот вечер взял хлеб, который по традиции откладывали в ожидании прихода пророка, преломил и сказал: «Возьмите и ешьте. Это тело мое, ломимое за вас. Отныне делайте так в воспоминание обо Мне». Также в конце вечери взял чашу, из которой обычно никто не пьёт, поднял её и сказал: «Примите эту чашу, пейте из нее все. Это кровь моя, кровь Нового завета, за многих проливаемая. Отныне делайте так в воспоминание обо Мне». Так символы, говорящие об ожидании Христа, стали символами, говорящими о Христе Иисусе, пришедшем и пострадавшем за всех людей.

Был же среди учеников один, который собирался выдать Иисуса властям как нарушителя спокойствия. Никто из присутствующих и не подозревал об этом. Никто, кроме самого Иисуса. Однако и зная о предательстве, он не осуждал, не отговаривал и не гнал. Ученик ел со всеми, и Господь служил ему так же, как и остальным. После того, как Иисус сказал ему: «Делай скорее, что задумал», – тот молча встал и удалился. Вышел в ночь, не дождавшись рассвета. А на утро Иисуса из Назарета арестовали. Как он и пророчествовал, в тот день ему надлежало пострадать, принять смерть на кресте и на третий день после сего воскреснуть.

Рассказ третий – Святое Причастие

Христианская церковь быстро распространилась среди многих народов. Они с радостью принимали весть о Боге – едином Творце всей Вселенной, и о Христе Иисусе, жизнью показавшем дела Божьи, смертью искупившем людей от греха и воскресением своим давшем надежду на спасение.

Традиции поклонения Богу теперь всецело концентрировались на Христе: на его жизни, его учении, его жертве. Праздник Пасхи из истории об исходе из египетского рабства и начале пути в землю обетованную превратился в светлый праздник воскресения Христа, освободившего всех верующих в него от рабства греха и ведущего их к жизни вечной, которою живёт он сам.

Сегодня от древней пасхальной трапезы в христианской церкви осталось немногое. Даже мясо ягненка больше не готовят, потому что любая жертва упразднена одной единственной жертвой Христа. Однако в рассказе о Пасхе осталось всё то, что завещал своим ученикам делать сам Иисус из Назарета перед своим страданием.

И уже не раз в год на праздник, но всякий раз, когда близкие и дорогие друг другу люди, составляющие Церковь Божию, собираются вместе, то преломляют хлеб в воспоминание о теле Христа, пострадавшем за каждого и объединившем всех собою. И пьют из чаши плод виноградной лозы в воспоминание о пролитой крови Христа.

Со времен становления до сегодняшних дней в христианской церкви люди, причастные к телу и крови Христа, вне зависимости от конфессий, принимают участие в этом таинстве. В разных традициях его называют по-разному: Хлебопреломление, Вечеря Господня, Святое Причастие, Евхаристия. Но таинство это стало основой Церкви, которая есть тело Христово, и провозглашением Нового Завета в крови Иисуса Христа.

Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос заклан за нас.

Николай Скворцов.
13.05.2017


ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»