Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Из века сего в век грядующий

Из века сего в век грядующий

Во время пасхальной недели мы вспоминали сначала о славном входе Иисуса в город Иерусалим и о встрече, которую устроили ему люди. Затем мы вместе со всем миром скорбели об аресте и смерти Христа, смерти, посредством которой искуплен грех мира. И наконец, мы радовались его воскресению, которое полагает начало воскресению народа Божьего к жизни вечной.

И сегодня предлагаю вам порассуждать о том воскресении, которое Бог приготовил для нас при переходе истории из века сего в век грядующий. Ведь мы провозглашаем, что воскресение Христа – это залог и нашего грядущего воскресения в нём.

Часто люди верят одновременно в такие вещи, которые при ближайшем рассмотрении с трудом совместимы друг с другом. Например, люди говорят: «Раз Христос воскрес, то и нас воскресит». Да и аминь! Но в то же время говорят, что после смерти человек сразу попадает в рай или ад. Но тогда что такое воскресение? Момент между уходом из этой реальности и попаданием в новую реальность?

Также вариантом распространённых представлений является отделение бессмертной души от умершего тела. Полагают, что душа летает без тела в полном сознании где-то на небесах, а то и на земле, пугая людей по ночам. Что за воскресение может быть тогда? Возвращение в плоть? Зачем это нужно, если смерти как таковой и без того нет, а есть бессмертие души?

Между тем, воскресение – одна из основных концепций в христианской вере. Апостольский символ веры гласит: «Верую… в воскресение плоти и в жизнь вечную».

Что касается души, в Библии непросто найти что-то толковое о её бессмертии. Нужно сказать, что в целом слово «душа» в текстах Библии, в основном, употребляется как эквивалент слова «жизнь», либо как обозначение «живого человека». Так что логичнее было бы полагать, что усопшие теряют такое свойство как «душа». Об этих представлениях можно дискутировать, в первую очередь, чтобы определиться, что имеется в виду под душой, а потом уже задумываться о её свойствах в вечности.

Но зато Библия однозначно говорит о воскресении. Так что же такое воскресение плоти? Кто вообще на самом деле верит в воскресение плоти? Откуда взяты представления о нём в христианстве? Или мы сильно удивимся, воскреснув в один прекрасный день?

 

Первым делом, при разговоре об истоках сведений о воскресении вспоминается видение, рассказанное пророком Иезекиилем, в котором Бог показывает ему весьма, весьма сухие кости и спрашивает его, оживут ли кости сии. «И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: Кости сухие! слушайте слово Господне! Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь.» (Иезекииль 37:4-6)

Из контекста видно, что сказанное Иезекиилем о возрождающейся жизни в сухих костях относится, в первую очередь, к живым людям, к которым обращено это пророчество – к страдающему и разорванному на части израильскому народу, который будет восстановлен. Однако эта аллегория Иезекииля имеет и вполне конкретное воплощение, исполняемое во Христе через принятие в народ Божий верующих в него и, в конечном счёте, через воскресение святых.

О воскресении говорит не только Иезекииль, но и другие ветхозаветные пророки. Мы знаем, насколько точно и явно исполнились в истории слова пророка Даниила. В книге Даниила есть слова о будущем: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда.» (Даниил 12:2-3) К тому же, в этой главе ангел говорит Даниилу вполне определённые вещи о его собственном будущем: «А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Даниил 12:13). И уж тут совсем не отвертеться. Никаких образов и аллегорий. Речь идёт о воскресении.

Существует мнение, что первые книги Библии ничего не говорят о воскресении, и что идея о нём рождается только у пророков. Однако книга Иова, считающаяся одним из древнейших рассказов в Библии, говорит устами Иова о надежде на воскресение: «так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего. О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне! Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена. Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ, и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих.» (Иов 14:13-15) Иов говорит о том, что умерший человек не пробудится до скончания неба, а затем выражает желание сокрыться в могиле, чтобы восстать снова, когда Бог призовёт его. Мы увидим, что эти же представления позже используются у новозаветных авторов.

 

В новозаветное время из Евангелий также видно, что ожидание полного воскресения в определённый день Господень было всеобщим уже тогда, когда Иисус ещё не пострадал.

Когда умер Лазарь в Вифании, Иисус заверяет его родственницу Марфу, что тот воскреснет. На что Марфа в ответ проговаривает то, во что верили иудеи, и с чем Иисус, на самом деле, не спорил: «Знаю, что воскреснет, в воскресение, в последний день». Также, когда человек, висевший на кресте рядом с Иисусом, поверил что это Христос, он не усомнился, что Христос придёт в своё царство. Это возможно только с верой в воскресение. Это говорит о том, что буквально все слои населения были тогда научены в надежде на грядущее воскресение. Это знание было всеобщим в народе.

У нас нет задачи перебрать все пророчества и суждения о воскресении, прямые и косвенные. Ожидание воскресения народа Божьего в обеих частях Библии связывается с пришествием Христа. В Ветхом завете о нём говорится как об отдалённом времени. В Новом – разворота этих событий ученики Христа ожидают вот-вот, на пороге. Всё в мире должно быть воскрешено так же, как Бог воскресил Христа. Это упование первых христиан, это упование и для нас сегодня.

 

Хотя, конечно, были и скептики, в частности, саддукеи. Как-то раз они пришли к Иисусу с кажущимся им противоречием в концепции воскресения мертвых. На что получили ответ Иисуса, которому не могли противостоять: «А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Луки 20:37-38). Скептики были и в первой церкви. С ними сталкивался апостол Павел: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то кáк некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.» (1 Коринфянам 15:12-19)

 

Давайте попробуем понять более конкретно, во что верил тот же Павел, говоря о воскресении. Он в своих посланиях рассказывает о собственных представлениях, как именно это произойдёт, тем самым стараясь ободрить верующих в церкви.

 

«Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.» (1 Фессалоникийцам 4:13-18) Наверное, после прочтения этих строк у многих возникает больше вопросов, чем понимания. Откуда Павел взял такой странный процесс? Откуда он это знает и почему именно так?

Для понимания этой картины достаточно пользоваться Писанием и представлениями о мире, которые существовали у людей во времена Павла. Вспомним, что Даниил говорил о Сыне человеческом: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. (Даниил 7:13-14)

С облаками небесными идёт Христос, которому отдаётся царство, включающее все народы земли. Ого! А как встречают нового царя, тем более такого могущественного, которому служат все народы, и царствованию которого не будет конца? Тут надо вспомнить, какую встречу уже когда-то устраивали Иисусу люди перед его последней Пасхой, полагая, что пришёл Христос, которого пора бы уже поставить на царство. Жители вышли перед воротами Иерусалима, восклицали благословения, постилали дорогу новому царю и сопровождали его до города. Таково было понимание в то время о должной встрече царя-победителя, когда он въезжает в город.

Именно такую встречу (сретение) и предполагает Павел увидеть во время пришествия Христа, встречу Иисуса, восстанавливающего на земле царство Бога, пришедшего с облаками небесными. И его святые, народ Христов, выходят к облакам встретить его и ввести в город. После этого они постоянно с Господом будут, всегда в его присутствии. Кстати, не это ли описано и Иоанном в Откровении, когда небесный Иерусалим спускается с небес, и царство небесное объединяется с царством земным, в котором теперь безраздельно царит Господь?

В словах Павла очевидно также, что он связывает с этим явлением Христа и момент воскресения тех, кто уже умер, будучи во Христе. Сказано, что Бог приведёт их вместе со Христом. Ни живые на тот момент не имеют преимущества перед умершими, ни умершие не опередят живущих, но пришествие Христа включает предстояние перед Христом всего восстановленного народа Божьего.

Видно и то, что в представлении Павла это происходит во времени и в земном пространстве. Вопреки нашим частым представлениям, он не ожидает ничего, подобного каким-либо переносам в другие измерения. Потому что те, кто на тот момент будут жить, во-первых, не умрут, а изменятся, а во-вторых, встретятся с приведёнными вместе со Христом умершими людьми.

Апостол Пётр также в своём втором послании пишет об ожидании встречи со Христом в мире: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире.» (2 Петра 3:13-14) Интересно, что, говоря о новом небе и новой земле, Пётр вряд ли имеет в виду какую-то совсем другую землю. Он вспоминает, что такое уже было. Он говорит о прежних земле и небесах, которые были перед потопом. Это не была физически другая планета, но потоп основательно преобразил землю, заставляя говорить о смене прежних земли и небес на нынешние. Бытие описывает не только обновление человечества, но изменение лица земли, по меньшей мере, серьёзное изменение климата после потопа. Это не перемещение, но качественное изменение. Также и ожидаемые Петром изменения качественны, он ожидает преобразований, при которых на небе и на земле будет обитать правда.

 

Теперь позвольте задать вопрос, который для некоторых христиан вполне логично появляется. Раз изменения этого мира будут столь глобальны, что, как пишет Пётр, земля и все дела на ней сгорят, то нужно ли тогда заботиться о месте нашего сегодняшнего обитания? Или можно сказать, что всё, что мы видим, обречено, безнадёжно, и заботиться только о самосовершенствовании, самоочищении, самоосвящении и других само?

Когда Христос единожды пришёл на землю как сын человеческий, как муж скорбей, он явил в этом мире не просто образ грядущего царства Божьего. Он являет собой само это царство, приносит его с собой. Где он, там царство Божье. В нагорной проповеди Иисус говорит слушающим его людям о том, как следует жить, исходя из того, что царство Божье приблизилось. Он говорит, что плачущие утешатся, что кроткие наследуют землю, что жаждущие правды насытятся ею, что милостивым окажут милость. Да никогда такого не было на земле, и даже сегодня это не так! Это может быть только при торжестве царства Божьего. Однако сам Иисус и был тем царством уже тогда на земле. Об этом он и говорил: «Значит, коснулось вас царство Божье». Об этом же его слова: «Царство Божье среди вас есть». Эти слова сказаны фарисеям, которые по утверждению Иисуса остаются вне этого царства, и поэтому эти слова вряд ли могут быть истолкованы как «внутри вас есть». Однако «среди» фарисеев, «среди» иудеев ходит незамеченное ими, но реальное царство Божье: сам Иисус и его ученики.

Точно так же и сегодняшние христиане не просто являются прообразом грядущего царства Божьего. Принявшие Христа как Царя в своей жизни воплощают это царство. Мы сегодня вправе сказать окружающим людям: «Царство Божье среди вас есть!» А раз так, значит и жить нужно так, как если бы воскресение уже произошло.

Вспоминайте милости Господни. Вспомните всё, что уже воскресло благодаря тому, что Христос стал вашим смыслом жизни! У кого была утрачена любовь к Богу и к людям? Бог возрождает эту любовь. Где были раздоры между ближайшими людьми? Бог восстанавливает семьи. Где мошенники, стремящиеся нажиться на нашей же жадности? Они бессильны, потому что нами перестаёт владеть сребролюбие. Кто имел давние грехи, от которых годами невозможно было никуда убежать? Бог что-то делает с этими грехами так, что они отваливаются и исчезают. Воскресение первозданной чистоты, которую мы когда-то уничтожили грехом, реально происходит.

Бог в начале создал людей, чтобы они ухаживали за его садом. И нам нужно взращивать уже в этом мире, в нынешнем веке, всё то, что принадлежит Богу, и с любовью очищать мир от всего того, что является налётом греха, последствием ухода от Бога.

Но разрешите и последний, обратный вопрос. Да, мы видим воскресение в разных сторонах нашей жизни. Но если оно реально происходит уже сегодня, то ожидать ли тогда большего? Ведь жизнь этого мира с его балансом между грехом и правдой как текла два тысячелетия назад, так течёт и сейчас.

Множество пророчеств исполнилось. Павел ожидал очень скорого исполнения всего обещанного Богом, он не дожил всего нескольких лет до исполнения христовых пророчеств о прекращении храмового служения в Иерусалиме. А ведь в этом виделся окончательный переход к новозаветному поклонению Богу. Однако Павел оставил нам один глобальный индикатор, говоря: «Ещё не видим, чтобы всё было покорено Богу». Сегодня, глядя на мир вокруг нас, мы констатируем, к сожалению, то же самое. Ещё далеко не всё покорено Богу. Это обстоятельство, которое останавливает сказать, что исполнилось всё. Но это не повод для сомнений, потому что Слово удостоверяет нас во все времена, что в любом случае исполнится всё, ни одна йота не пропадёт из сказанного Богом. А значит, и сегодня надо ожидать полной победы над грехом и смертью. Полного прихода царства Божьего и вечного его торжества. Полного воскресения и вечной жизни. Ожидал этого Пётр, ожидал Павел. Ожидаем глобальных изменений и мы. «Последний же враг истребится – смерть».

Николай Скворцов

8.05.2016

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»