Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Добродетельные женщины

Хорошо помню слова, написанные на стене в одной мужской парикмахерской, примерно лет 30 назад: «В шестой день Бог создал мужчину и, совершив сотворение, Он пребывал в покое. Потом Бог создал женщину, и больше не было покоя ни у Бога, ни у мужчины».

Смешно (может быть, кому-то), но очевидно, это выражение некоторого мужского шовинизма. Шовинизма, который пропитал жизни многих из нас. Шовинизма, который создал целый ряд стереотипов: «Женщина за рулем – опасность для общества», – а ведь есть страны такие, как Саудовская Аравия, где женщинам вовсе запрещено вождение автомобиля. Или: «Женщина глупее мужчины», – и есть страны, где женщинам запрещено получать образование. Или: «Женщина существует лишь для того, чтобы выйти замуж и рожать детей», – и есть страны, где выдают замуж восьмилетних девочек, не спрашивая их согласия вовсе. Конечно, можно махнуть рукой и сказать: «Это же не у нас, это особенности тех культур или религий». Но дело не в культуре и не в религии.

Дело в том, что наша человеческая жизнь, все сферы нашей человеческой жизни просто пропитаны грехом. И отношения между мужчинами и женщинами не только не исключение, а даже очень хорошее подтверждение этому. По книге Бытие, после совершения греха женщиной Бог сказал ей: «Я сделаю беременность твою мучительной; в муках будешь рожать детей своих. Мужа твоего ты будешь вожделеть: муж будет господином твоим.» Печальная, очень печальная картина. И еще печальнее наблюдать, что в странах, в культурах, в религиях и даже в некоторых христианских церквях есть сторонники господства мужчины над женщиной. Как будто это некий естественный божественный порядок, в то время как на самом деле это просто и очевидно результат непослушания и греха.

А поскольку единственным способом лечения от греха и от пропитанных грехом понятий является благодать, я сегодня хочу рассмотреть вместе с вами с позиции благодати вопрос: «А кто же такая женщина?» – и рассмотреть не просто, а именно в Писании, в книге благодати.

Начнем, как водится, сначала. После сотворения человека Господь Бог сказал: «Плохо человеку быть одному. Сотворю-ка Я для него помощника, ему под стать». Господь Бог создал из земли всевозможных зверей и птиц и привел к человеку, чтобы посмотреть, как тот назовет их. Какое имя даст человек животному, так оно и будет называться. Всем домашним животным, всем птицам, всем зверям дал человек имена, но – не нашел среди них помощника себе под стать.

Тогда Господь Бог погрузил человека в глубокий сон и вынул у него ребро, а место, где оно было, закрыл плотью. Из ребра Господь Бог создал женщину, привел ее к человеку, и человек сказал: «Вот она, кость от кости моей, плоть от плоти моей. Женщиной будет зваться она, ибо взята из мужчины.» (Быт 2:18-23)

«Помощник ему под стать» или «помощник, соответствующий ему», как пишет Синодальный перевод, а на еврейском языке «эзер кенегдо», словосочетание, которое непросто точно перевести. Но поскольку это самое первое определение женщины, поскольку эти слова представляют нам вход (или выход) женщины на сцену книги Бытия, мне кажется, мы обязаны стараться их правильно понимать, иначе мы не сможем понять дальнейшее развитие событий.

То же самое происходит, когда мы присоединяемся к человеку, который смотрит фильм. Он смотрит сначала, a мы подходим позже, смотрим, и нам какие-то действия не понятны. Почему тот-то человек так-то говорит? Почему этот так себя ведет? Стараемся понять, но не понимаем, пока мы не спросим у человека, который смотрел фильм с самого начала: «А этот персонаж – это вообще кто???». И тогда человек нам может многое разъяснить.

«Соответствующий помощник, эзер кенегдо – это вообще кто???» Я сейчас вам объясню. Слово эзер, которое в Библии переведено как «помощник», значит примерно «помощь», «содействие» и вообще относится к тому, кто облегчает работу, жизнь другого. Слово езер не значит подчиненный, как, например, «директор и его помощник», не дает повода к тому, что существует определенная иерархия, согласно которой мужчина находится наверху, а женщина – где-то внизу. Скорее это слово говорит, что это новое творение пришло на помощь в выполнении работы, данной Богом. Мы должны помнить, что сотворение женщины происходит в череде творений, когда Господь дал человеку обязанность заботиться об Эдемском саде, размножаться и наполнять землю.

Теперь поговорим о другом слове, кенегдо. Его перевести действительно непросто. Часть этого слова значит «соответствующий ему», а другая часть значит «напротив его» или даже «против него». Буквально, идея здесь о том, что есть соответствие между мужчиной и женщиной. Как мои две руки, друг напротив друга, не одинаковые, но соответствуют, так соответствуют друг другу мужчина и женщина. Помните, Бог искал среди животных соответствующие, но не нашел? Поэтому Бог создал новое соответствующее творение. Езер кенегдо – соответствующий помощник – тот, кто содействует мужчине в исполнении данных Богом обязанностей.

У евреев есть очень интересное понимание этих слов. Они их переводят как «помощник его» и «помощник против него». То есть, с их точки зрения есть моменты, когда женщина исполняет свою роль, поддерживая своего мужчину, а есть моменты, когда женщина исполняет свою роль, противостоя своему мужчине. Мудрость состоит в том, чтобы понять, когда надо делать одно, а когда другое. Не знаю, насколько эта точка зрения правильна, но однозначно, есть о чем подумать.

Теперь мы знаем, как правильно себе представить женщину – соответствующий помощник, который содействует мужчине в исполнении Богом данных обязанностей. Ведь намного проще делать все двумя руками, нежели одной, не правда ли?

Это было Божий план, но во что он превратился? Частично мы это уже видели в начале. «Мужа твоего ты будешь вожделеть: муж будет господином твоим», – было сказано женщине. Из «соответствующего помощника» в прислугу.

Есть еще и другой интересный момент: до сотворения женщины Бог дал человеку власть именовать животных: «Господь Бог создал из земли всевозможных зверей и птиц и привел к человеку, посмотреть, как тот назовет их. Какое имя даст человек животному — так оно и будет называться.» Это говорит о власти человека над животными. Сразу после совершения греха: «человек — Адам — дал своей жене имя Ева». То есть Адам делает по отношению к женщине то, что он сделал по отношению к животным. Текст использует точно те же слова. Из «соответствующего помощника» в животное. И это всё результат греха.

Вы знаете, есть женщины, к которым относятся как к прислуге, или даже как к животному. И они, женщины, считают это нормальным и естественным. Такой порядок в жизни. Только в Библии такого порядка нет. В Библии есть порядок содействия и соответственности. А господство мужчин и задавленность женщин – это греховный беспорядок. Но поскольку наши мозги пропитаны грехом, мы считаем это нормальным, естественным порядком. Это просто великолепно!

И Библия это понимает. Поэтому призывает нас выйти из греха и из беспорядка к благодати. Библия призывает всех нас иметь ум Христов. И в том числе Библия призывает женщин иметь ум Христов. Вот почему Библия на своих страницах, с одной стороны, рисует ту картину, которой призваны соответствовать женщины, а с другой стороны, напоминает о том, какие есть опасности на пути. Хочу начать с библейского идеала, и закончить тем, что является опасностью.

Самая лучшая картина идеала женщины, находится в конце книги Притч, в 31 главе.

«Как найти хорошую жену? Она дороже любых самоцветов, уверено в ней сердце мужа, с ней он без прибытка не останется, платит она ему добром, а не злом во все дни своей жизни.За шерсть ли берется, за лен ли — ищут работы ее руки.Она — как корабль торговый, пропитание добывает вдалеке. Еще ночь, а она уже встала — чтобы было чем кормить семью и чем занять служанок. Присмотрит поле и купит его, разведет виноградник, трудом добыв средства. Мощью опоясаны ее бедра, сила в ее руках. Видит, что хорошо идет торговля — и не гаснет в ночи ее светильник; руки ее тянутся к прялке, а пальцы не отпускают веретена; ладонь ее раскрыта для нищего, рука протянута несчастному. Снегопад семье ее не страшен — вся семья одета двойной тканью; и себе она мастерит наряды, в лен и шерсть багряную одета. Знают мужа ее у городских ворот, сидит он среди старейшин своей земли. Шьет она рубахи на продажу, пояса для купцов ханаанских. Облекается в силу и достоинство и радуется наступающему дню; на устах у нее — слово мудрости, наставления благие на языке; следит, как идут дела дома, и не напрасно ест свой хлеб.Встают дети и славят ее, муж ею не нахвалится: «Много было достойных женщин, но ты превзошла их всех!» Обаяние лживо, и пуста красота, но хвала жене, что боится Господа,воздайте же ей по заслугам, у ворот городских дела ее восхваляйте!»

 

Я очень советую вам прочитать эти стихи несколько раз. Я не буду подробно объяснять всё то, что здесь написано, но хочу подчеркнуть основные черты так называемой добродетельной жены и, в целом, добродетельной женщины.

  • У мужа к ней неё есть полное доверие во всём. Это потому что она не дает повода для сомнений.
  • Она делает добро, не только когда легко и не только когда ей это выгодно. Она делает добро все время.
  • Она не ленится, не сидит перед компьютером или перед телевизором с утра до вечера. Наоборот, она любить работать и готова решать сложные задачи ради своей семьи.
  • Она берет ответственность за организацию труда в своем доме. Заранее планирует, анализирует, думает о последствиях, как кратковременных, так долговременных.
  • Она сильна, то есть в хорошем физическом состоянии. Она о себе заботиться для того, чтобы заботиться о других.
  • Она готова работать допоздна, чтобы не подвести тех, кто от неё зависит.
  • Она милосердна, чувствует боль других людей, старается всеми силами помочь, даже если это создает какие-то неудобства.
  • Она справится с любой ситуацией, даже самой неожиданной. Никакой кризис её не пугает. Она найдет выход из любой ситуации.
  • Она гордость своего мужа и всех тех, кто знает её. Мужу не надо все время проверять, что она делает. Он может спокойно заниматься своими делами, потому что у него благословенная жена.
  • Она говорит слова мудрости и не открывает рот, чтобы просто поговорить. Люди приходят к ней, чтобы получить хорошие советы.
  • Её дети, её муж славят её. Она не какая-то тряпка, которая всё убирает в доме, а на неё все смотрят абсолютно безразлично. Нет, дети её уважают. Муж не может её не хвалить. Дома она королева, но не потому что все ей служат, а потому что она всем сердцем любит и обо всех заботится и получает соответствующее уважение.
  • «Обаяние лживо и красота пуста, но хвала жене, что боится Господа». Теперь мы понимаем секрет её успеха. Она заботится о себе, но не сосредоточена на свою красоту. Она сосредоточена на Боге, и этот приоритет определяет всё, что она делает. Господь её благословляет, а люди её хвалят. Есть красивые, умные, обаятельные женщины, но без Бога они пусты. «Что золотое кольцо в свином рыле, то и краса женщины безрассудной» (Пр 11:22). Не полагайтесь на свое обаяние. Оно вам поможет какое-то время, но потом уходит. Без Бога остается только пустота.

Ну что? Хорошая картина? Вы видите себя в этой картине? Если да, хорошо. Если нет, тогда есть, над чем работать. А пока вы будете над этим работать, не забывайте, что есть ещё серьёзные опасности.

«Лучше жить на краю крыши, чем делить кров со сварливой женой» (При 21:9) В другом месте написано: «Сварливая жена, что прореха в крыше». Можно вопрос? Сварливая ли Вы женщина? Если да, то у меня для Вас плохие новости. С Вами жить невозможно. И ситуация не изменится, пока Вы не изменитесь. Может быть, некоторые из вас долгое время старались понять, почему ничего не клеится, почему отношения такие сложные. А может быть из-за сварливости? Спросите у Бога об этом: «В этом ли дело, Господь?» И если да, то попросите прощения и преображения.

 

«Кончились дрова — и погас огонь, сплетника нет — и утих раздор. От углей — жар, от дров — огонь, от речей сплетника — вражда». Это, конечно, относится ко всем, но раз сегодня мы говорим об опасности на пути женщин к добродетельности, я хочу подчеркнуть этот момент для женщин. Все любят сплетни: и мужчины, и женщины. В Притчах написано: «Речи сплетника — что лакомство, проникают в самое нутро человека» (26:22) Они проникают и отравляют. Сплетни имеют ядовитую силу, которая морально убивает людей, убивает семьи, убивает церкви. Вокруг сплетней всегда смерть.

Добродетельная женщина не говорит ядовитые слова, она говорит благодатные слова: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим».

А каковы ваши слова? Ядовитые, полуядовитые или благодатные?

Бог создал мужчину и женщину, по Своему образу и подобию, чтобы они отражали Его, чтобы они вместе исполняли Богом данную миссию. Соответствующие друг другу создания, разные и нуждающиеся друг в друге. Грех, к сожалению, всё испортил. Но спасение и благодать Иисуса Христа всё восстанавливает. В Писании Бог дает женщинам картину о том, что значить быть женщиной: женщина добрая, мудрая, трудолюбивая, сильная, милосердная, любимая королева. Но также Бог предупреждает, что сварливость и сплетни создают вокруг женщин пустыню, где царит смерть.

Дорогие женщины, вы единственные, кто может дать жизнь (факт бесспорный!). Не создавайте пустыню и смерть вокруг себя, не для этого вы созданы. Будьте любящими королевами жизни и благодати.

Давиде Кантарелла
13.03.2016

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»