Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Уроки марафона для христианской жизни и служения

Уроки марафона для христианской жизни и служения

1 Коринфянам 9:24-25; Евреям 12:1-3; Филиппийцам 3:9-16; Евреям 10:24-25; Исаия 40:28-31

Не знаю как вы, а я часто вижу в повседневной жизни аналогии с христианской жизнью. Когда я молилась и размышляла, о чем проповедовать сегодня, мои мысли снова и снова возвращались к моему первому марафону (42,2км), который я пробежала 20 сентября. Всякий раз, вспоминая об этом опыте, я вспоминаю также и те места Писания, которые выше обозначены. Теперь, благодаря покоренному марафону, почти четырем месяцам подготовки к нему, я стала намного глубже понимать некоторые важные истины о христианской жизни и служении. Этим я и хочу поделиться с вами сегодня.

Кто из вас когда-либо бегал на физкультуре или сам по себе? Какую максимальную дистанцию вы преодолевали? Как вы думаете, вы смогли бы пробежать марафон? В то время как выбор каждого бегать или не бегать марафоны, но если мы решили последовать за Христом, у нас нет выбора, т. к. христианская жизнь и служение – это марафон длиной в жизнь, требующий от нас терпения и постоянства. Говоря, что христианин должен «бежать предстоящий забег терпеливо и стойко», Послание Евреям 12:1 подразумевает, что нам предстоит очень долгий путь. Что же часто происходит в нашей жизни? В беге есть много людей, которые предпочитают короткий спринт: пробежать 1 км или даже 5 км изо всех сил, и всё. Такие люди, если решают пробежать марафон, как правило, начинают бежать слишком быстро, а через 3-5 км полностью выдыхаются и сходят с дистанции.  К сожалению, я знаю слишком много подобных христиан, которые в начале полны энтузиазма, но их пыл быстро остывает, силы иссякают, и вскоре они совсем теряют какое-либо стремление к активной христианской жизни. Или же их жизнь похожа на одного горе-бегуна, которого я видела: он начинал бежать (явно быстрее, чем стоило), обгонял меня, а через несколько минут переходил на шаг, потому, что не мог продолжать бежать с такой скоростью, и я обгоняла его, так продолжалось долго, пока он навсегда не остался где-то позади.  Я видела слишком много христиан, жизнь которых – то взрыв энтузиазма на короткое время, когда они готовы горы передвигать и спасать мир, то этот энтузиазм сменяется бессилием, когда они еле передвигают ноги, выпадают из жизни церкви и охладевают к служению и так продолжается снова и снова. А кто-то просто уходит в мир, и мы их больше не видим. Результат – много громких заявлений и мало плода.

Послание Евреям говорит о необходимости «терпения и стойкости» в забеге, потому что на длинном забеге человек обязательно сталкивается с затяжными трудностями, и кто-то сдается. У меня на марафоне было несколько затяжных подъемов, и если первый подъем я еще преодолела стойко, на втором и третьем появилось сильное искушение остановиться и пойти пешком, т. к. было очень, ну очень тяжело, и я явно не могла держать запланированный темп, а впереди было еще 20 км. И мне пришлось напоминать себе простые истины: «просто надо переставлять ноги, продолжай бежать, пусть медленней, чем хотелось бы, просто продолжай, раз, два, раз, два, горка скоро кончится и станет легче, хоть в это сейчас верится с трудом, но ты же знаешь, что это так».  И я бежала: «раз, два, раз, два…» Эти подъемы, в конце концов, закончились, и я была безгранично рада, что не поддалась моменту слабости и не остановилась, а продолжала бежать вперед. Наша церковь тоже столкнулась с немалыми испытаниями за этот год, и казалось, что им ни конца, ни края нет. Многие поддались и сошли с забега, но не все. А истина в том, что, в конце концов, с Божьей помощью всё наладится, и одни будут среди тех, кто не поддался искушению сойти с дистанции, а другие так и не увидят радости от завершенного забега. Итак, христианская жизнь и служение – это марафон. Что же нам надо делать для того, чтобы этот марафон завершить достойно и вместе с апостолом Павлом провозгласить: «Я пробежал весь забег, я был верен правилам. И теперь меня дожидается приз – венок праведности, который вручит мне Господь в тот День, а Он – праведный Судья. И Он вручит его не только мне, но и всем, кто с любовью ждет Его возвращения» (2 Тим. 4:7-8).

 

Урок 1: Для того, чтобы завершить забег надо всегда помнить о Цели. Цель должна определять повседневную жизнь и приоритеты. Я решилась пробежать марафон, только если посвящу его помощи другим, и я бежала в поддержку детей-сирот. Это решение определило мои последующие четыре месяца жизни. Чтобы пробежать марафон, нужно готовиться: я определила минимально 3 пробежки в неделю, и этот план определял мои приоритеты на всё время подготовки. Теперь я не могла бегать только тогда, когда у меня было настроение, когда была благоприятная для этого погода или когда уже сделаны все остальные дела. Я должна была бегать хотя бы три раза в неделю определенные дистанции и точка, а всё остальное потом. Даже в отпуске, когда с утра и до вечера стояла невыносимая жара, я должна была бегать. Я люблю бегать утром, но мне пришлось ломать свои привычки и бегать либо после захода солнца, либо совсем рано утром, до того как солнце начнет печь (т.е. я вставала во время отпуска в 6 утра!). Если мы планировали какие-то поездки или мероприятия, их подстраивали под мои тренировки. Главная цель определяет приоритеты. Если так в спорте, насколько же больше в христианской жизни и служении.

Павел в Первом Послании Коринфянам 9:24-27 говорит: «Вы что, не знаете, что на стадионе бегут все участники забега, а приз получает один? Бегите же и вы, чтобы получить его! Все атлеты упорно тренируются, чтобы получить венок, который увянет, а мы – чтобы получить венок неувядаемый. Так и я бегу – не бесцельно! Я закаляю тело и подчиняю его своей воле, чтобы не получилось так, что, провозгласив Весть для других, сам сойду с дистанции». Сразу проясню, что речь здесь идет не о спасении, как если бы только один спасся, и не о какой-то дополнительной награде помимо дара вечной жизни. Павел не призывает биться за первое место, а призывает всех бегущих прикладывать максимальные усилия и старания в этом забеге, чтобы обязательно завершить его достойно. Как недостаточно просто выйти на забег, надев красивую форму и сойти с дистанции при первой же трудности, так и недостаточно уверовать, стать частью церкви и потом жить кое-как и служить кое-как. Алеша Карамазов у Достоевского говорит себе: «Не могу я отдать вместо “всего” два рубля, вместо “идти за Мной” ходить лишь к обедне».  Мало просто бежать, нужно бежать до самой цели, бежать терпеливо до конца, стремиться к награде, иначе все напрасно. И награда, о которой говорит Павел, – это не медаль за первое место, которую получает только один участник, а то, кем ты становишься в процессе этих стараний и усилий, уповая на Господа и завершая весь путь до конца: «приз – венок праведности, который вручит мне Господь» (2 Тим 4:9). Это как медаль финишера, которая дается всем, кто завершил забег, кто, претерпев до конца, становится уже не тем, кем был раньше.

А слова Павла к Филиппийцам: «А приз этот – новая жизнь, к которой призвал нас Бог через Христа Иисуса» (3:14), – ясно показывают, что речь не о нашей жизни в общем и не о нашем «попадании на небеса» и обретении вечной жизни, речь о служении благовестия. В 9 главе 1-го послания Коринфянам Павел говорит: «В чем состоит мое вознаграждение? В том, что я безвозмездно возвещаю Радостную Весть… хотя я и свободен, я сделался рабом всем, чтобы приобрести всех, кого смогу. Я становился всем для всех, чтобы любыми способами спасти хотя бы некоторых» (9:18,19,22). То, ради чего Атлеты, тренируясь, отказываются от многого в жизни, и то, ради чего они это делают, пронизывает все сферы жизни и определяет их приоритеты. Так же происходит и в жизни служения. На работе ли мы или на отдыхе, мы всегда «на посту», что касается проявления наших ценностей, примера нашей христианской жизни и отождествления с миром ради его спасения. Эта цель определяет все наши приоритеты, ради этого мы отказываемся от многого добровольно. Именно жизнь благовестия каждого христианина Павел сравнивает с атлетом, который многим жертвует ради достижения цели. Это не какие-то жертвы, чтобы обрести спасение, спасены мы по благодати, но «ради спасения хотя бы некоторых» мы подчиняем свою жизнь марафону веры и служения. Во времена, когда всё меньше и меньше христиан посвящают себя долгосрочному пасторскому служению, миссионеркой работе, многолетнему церковному служению, церковь нуждается в таких людях, которые готовы посвятить себя Христу, личному духовному росту и послушанию, а также служению в поместной церкви на долгие годы. А вы не забыли о цели вашего призвания? От чего вы добровольно отказываетесь ради ее достижения?

 

Урок 2: Долой все лишнее, в забег берется только самое необходимое. С одной стороны, на марафоне обязательно надо подкрепляться и бегуны берут с собой специальные гели, которые дают необходимую энергию углеводов, кто-то несет на поясе бутылочки с водой, кто-то телефон, прикрепленный к предплечью, чтобы слушать ободряющую музыку, но каждый предмет отягощает, вызывает усталость и замедляет. Нужно было решать, что брать, а что нет? Воду дают на дистанции, я решила не нести свою, музыка тоже мне не нужна, и я взяла только гели. Казалось бы, я предусмотрела проблему лишнего бремени. Однако, в какой-то момент стало очень жарко и мне пришлось снять на ходу футболку с длинным рукавом и бандану с головы.  Я сняла их уверенная, что на следующем километре увижу моих друзей и отдам им, т.к. нести это в руках очень неудобно, а впереди еще почти 15 километров! Но друзья не успели ко мне на 27 километрах, и мне пришлось нести эти вещи в руках до 32-го километра, мне теперь как никогда понятен призыв Евреям 12:1: «нам надо снять с себя бремя цепкого греха и бежать…» Если мы хотим добраться до финиша, нам надо сбросить всякий лишний груз, будь то беспокойства по каждой мелочи, наши амбиции, обиды, похоти, склонность критиковать, – всё это не просто мешает идти к цели, а может вообще заставить нас сойти с дистанции. Что не дает вам двигаться вперед к исполнению призвания Божьего? С грехом всё намного серьезнее, чем с отягощавшей меня футболкой… Мне вспомнился случай, когда один велосипедист ехал по московской дороге и, когда его обгонял грузовик, шнурок от его ветровки, развевавшийся на ветру, зацепился за грузовик, и велосипедист погиб. «Снять с себя бремя цепкого греха и бежать вперед…» Все лишнее должно уйти, если мы хотим исполнить свое призвание и достичь цели «спасти хотя бы некоторых».

 

Урок 3: Смотреть не на людей, а на финиш и на Иисуса, начинателя и совершителя нашей веры, который нас там ожидает. Во время марафона было очень много людей, которые сдавались. На затяжных подъемах и потом на всей второй половине дистанции казалось, что в большинстве люди идут пешком, нежели бегут (реакция водителей в Яндексе на перекрытое движение: «Если бы они бежали, а они «такие сякие» пешком идут!!!»). И в мыслях ты начинаешь себе говорить: «Раз столько людей перешли на шаг, это, должно быть, оправдано. Это действительно слишком трудный подъем. Может, и мне немного пройти пешком, не рисковать здоровьем?» Интересно, почему наш разум не говорит нам смотреть на тех, кто продолжает бежать?! Нет, наше внимание падает именно на тех, кто сдался, переключается с Цели на боль, на усталость, и нам становится легко оправдать свое решение сдаться. В христианской жизни многие сдаются, когда начинают смотреть на других людей. Многие оправдывают этим свой отказ от веры или разочаровываются в Боге. Это как в анекдоте:

– Шаляпин очень плохой певец!
– Исаак Абрамович, Вы же его никогда не слыхали.
– А мой сын сходил и потом мне напел!

Смотреть на людей и разочаровываться в Боге все равно, что сходить в дом культуры, а разочароваться в Большом театре! Мы отказываемся от призвания Христова, потому что другие его исказили!

Автор же послания Евреям призывает нас бежать, «не сводя глаз с Зачинателя и Свершителя веры – Иисуса» (Евр. 12:2). На пути веры нельзя фокусироваться на тех, кто сдается, претыкается, срезает дистанцию. Мы должны всегда видеть перед собой финиш и Того, кто, пробежав эту дистанцию первым, встречает нас на этом финише с целой армией болельщиков (которая названа «облаком свидетелей»). На марафоне, когда становилось совсем тяжело, на самом деле, очень помогало, когда я представляла себе финишную черту и тех, кто ждал меня за ней, появлялись силы двигаться дальше.  Как же важно в христианской жизни не терять из вида Христа, а не просто подзаряжать те или иные эмоции. Вдоль трассы было много болельщиков, которые очень старались поддержать бегунов, у них были забавные плакаты, которые заставляли улыбаться. По большей части я улыбалась, пробегая мимо, но пару раз решила отреагировать, подбежать и дать «пять», что-то крикнуть в ответ, думая, что это придаст сил. В этот момент эмоции взлетают вверх, но через секунды ты понимаешь, что всё это лишь во вред, потому что дыхание сбито, силы потеряны и теперь надо входить снова в ритм, чтобы бежать дальше.  Слишком часто я вижу подобное неверное «ободрение» в духовной жизни. Люди пытаются подстегнуть свои эмоции и других подталкивают: давайте, радуйтесь, пойте веселее, громче, и всё изменится. Люди пытаются это делать (подчас искусственно), и в этот момент создается какая-то иллюзия эмоционального подъема, но это никак не помогает последующему пути, наоборот, сильные эмоции сменяются истощением, а плода никакого не следует. Истинное же укрепление приходит, когда мы фокусируемся на истине, на том факте, что Иисус прошел эту дистанцию первым, прошел успешно, идеально, чтобы мы могли последовать за Ним. И именно понимание и осознание того, что Он ждет принять нас и поздравить в конце, мотивирует нас продолжать забег в надежде, вере и терпении. Об этом же напоминает нам и пророк Исаия: «А те, чья надежда – Господь, обретают новые силы: как орел, взмахнут крылами, и от бега не изнемогут, и от ходьбы не устанут».

 

Урок 4: Для того, чтобы нам достойно завершить забег веры, нам нужна взаимная поддержка на дистанции. Пока бежать легко, ты смотришь по сторонам, наслаждаешься видами Москвы, но когда становится трудно, то понимаешь, как важна поддержка, особенно близких тебе людей. Я знала, что мои друзья придут меня поддержать: одни должны были ждать на 28-м километре, другие на 36-м километре. Но первые не успели прийти вовремя, так что на 28-м километре, когда я уже была крайне уставшей, я не увидела знакомых лиц, и мне пришлось очень тяжело с 28-го до 36-го километра. Но когда на 36-м километре я увидела двух моих глухих друзей, пришедших меня поддержать, которые, чтобы привлечь мое внимание, из всех сил махали мне руками, я, несмотря на всю мою усталость, обрела новые силы. На фотографии на 36-м километре я широко улыбаюсь, хотя мне совсем не легко.

36thkm_full

В послании Евреям 12:1 автор напоминает нам, что и у нас на нашем христианском пути есть огромная толпа болельщиков, которые подбодряют нас в забеге веры: «и раз вокруг нас такое множество свидетелей, то нам надо снять с себя бремя цепкого греха и бежать предстоящий нам забег терпеливо и стойко». Автор послания Евреям говорит здесь о таких героях веры, как Авель, Авраам, Исаак, Иосиф, Моисей, Раав, Давид и многих, чьи имена неизвестны нам, но которые не просто ушли в небытие, а на нашем пути к финишу ободряют нас, с энтузиазмом кричат слова поддержки, чтобы мы не сдавались и завершили забег веры, который и они раньше завершили достойно с Божьей помощью.

Но есть и другая сторона этого вопроса. Очень важно понимать одну разницу: если в марафонах люди соревнуются друг с другом, то в христианской жизни они заботятся о том, чтобы все благополучно добрались до финиша. Знаете, кто самый лучший болельщик на марафоне? Марафонец. Почему? Потому что он знает, что больше всего нужно бегущему. За пару дней до марафона одна моя знакомая бегунья написала в интернете: «Дорогие друзья, я точно буду на 25-м километре (Чистые Пруды) и 34-м километре (перед выходом на набережную), и у меня будут 1. Нурофен 2. Глайд (от натираний) 3. Магнезия 4. Гели 5. Изотоник 6. Вода.  Если что нужно, кричите, буду с нужным догонять.» Именно к этому призывает в 10 главе послания Евреям автор: «Будем внимательны друг к другу, давайте побуждать друг друга к любви и добрым делам.  Не будем оставлять наших собраний, а то у некоторых есть такая привычка. Лучше будем ободрять друг друга, и тем больше, чем ближе День Господа» (24-25). Если на марафоне бегущему может понадобиться вода, или нурофен, или магнезия, что нам нужно, чтобы бежать вперед, исполняя призвание Христово и не ослабеть? В 8-й главе 1-го послания Коринфянам Павел писал о том, что мешает Телу Христову исполнять свое призвание: те ненужные препятствия, что мы расставляем для братьев, когда мы настаиваем на своей свободе, а другие из-за этого претыкаются и падают. Евреям 10 же призывает «поощрять друг друга к любви и добрым делам». Это такой здоровый соревновательный дух, когда мы смотрим на тех, чья жизнь полна любви и добрых дел, стараясь подражать их любви. А добрые дела исходят от любви. То есть, если мы в чем-то и соревнуемся друг с другом, то в любви и добрых делах, при этом помогая друг другу любить и совершать эти самые дела. Только так мы все благополучно доберемся до финиша и осознаем, что самый лучший «приз – это дар праведности» и «новая жизнь, к которой призвал нас Бог через Христа Иисуса».

И поверьте, любой пастор жаждет иметь в своей общине людей, которые начинают свой путь неспешно, но продолжают бежать километр за километром, год за годом верно за Христом, служа независимо от обстоятельств и от того, что делают или не делают другие, кто остается, а кто сходит с дистанции. Братья и сестры, христианская жизнь – это марафон длиной в жизнь, и лишь понимание этого поможет вам быть «энергичными, а не просто эмоциональными, делать дела быстро, но без спешки, стать уверенными, но не самоуверенными эгоистами, решительными и бесстрашными, но не опрометчивыми и безрассудными, полными радости, но без шума и фанфар. Ваша душа станет спокойной и безмятежной, но люди вокруг вас будут чувствовать влияние Бога».

11 октября 2015 года

Татьяна Кантарелла

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»