Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Исповедь и прощение – путь к жизни в свободе Духа

Прочтите: Псалом 31

«Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьём духе нет лукавства (обмана)! Когда я молчал, обветшали кости мои…, но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего, я сказал: «исповедаю Господу преступления мои» и ты снял с меня вину греха моего».

Прочтите: Неемия 1:1-10

Много лет Израильский народ находился в вавилонском плену. Теперь пришло время, когда Господь позволил им вернуться в родную землю. Возвращение будет постепенным и продлится около ста лет. Неемия всё еще находится в Вавилоне и получает новости о положении дел в Иерусалиме, новости весьма печальные: город, как и духовная жизнь народа, в руинах. Сердце Неемии переполнено печалью, а глаза слезами. Но посмотрите, как Неемия реагирует на эти новости: он обращается к Господу в молитве. Его молитва – это, прежде всего, исповедание того, что состояние его народа – прямое следствие их греха. Прославляя Бога за Его величие и верность, он, первым делом, признает грехи своего народа и просит о конкретной помощи, посвящая себя в готовности быть тем, через кого Бог исправит ситуацию. Опечалены ли мы духовным и физическим состоянием нашей общины? Если да, то какова наша реакция? Отчаяние? Капитуляция перед тем, как все есть? Или же молитва, пост, признание своих грехов и готовность позволить Богу использовать нас в тех переменах, которые Он желает совершить в своем народе?

Прочтите: Евангелие от Матфея 18:15-22

В общем, Иисус говорит здесь о том, как нам должно поступать по отношению к тем, кто согрешил против нас. Это ожидание к верующим. К сожалению, эти слова мы склонны воспринимать как разрешение «наезжать» на любого, кто как-то задел или обидел нас. Но это заблуждение. Это не позволение заводить разговоры и сплетни, разрушительные для церкви и не призыв совершить публичный церковный суд над человеком. Единственная цель Иисуса здесь – это привести к примирению тех, кто оказался в конфликте, чтобы все могли жить в единстве и являть миру Царство Божье. Это не призыв отдалиться от человека в обиде и ненависти, не призыв искать повода отплатить и не позволение пуститься в сплетни под благовидным предлогом. Это призыв к открытости перед братом или сестрой, сделавшими нам больно, как бы трудно это ни было. Это призыв прощать этого человека столько, сколько будет нужно с пониманием, что и мы нуждаемся в таком неограниченном прощении от других. Это призыв не прятаться в обиде в ракушку, а открыто исповедовать друг другу наши чувства, исправлять друг друга, но делать это только с одной целью – примирение и восстановление к духовной жизни как согрешившего против нас брата или сестры, так и наших отношений с ними. А как мы до сих пор понимали этот призыв Иисуса? И как должны понимать его теперь?

Прочтите: Евангелие от Иоанна 20:19-23

Иисус приходит к ученикам после Своего воскресения. Он трижды ободряет их словами «Мир вам», показывает Свои пронзенные руки и говорит: «Как меня послал Отец, так и Я посылаю вас». Миссия, с которой Он посылает учеников, напрямую связана с прощением грехов и освобождением людей от рабства греха и дарованием им жизни в свободе. Но свободная от греха жизнь возможна только в Духе Святом: «Примите Духа Святого! Кому вы простите грехи, тому они простятся, а на ком оставите, на тех останутся». Важно понять: не мы прощаем грехи людей, Бог прощает, а мы призваны провозглашать прощение, которое дарует Бог тем, кто принимает Благую Весть. Но мы можем провозглашать прощение грехов уверенно, лишь когда сами проходим покаяние и стоим в вере. Если мы – люди Христа, то мы наделены Духом Святым и имеем силу не закрывать свое сердце от тех, кто согрешает против нас, но провозглашать прощение, указывая людям путь к Иисусу. Только силой Духа, живущего в нас, мы можем творить Божью волю на земле, разрушать оковы греха, как в своей жизни, так и в жизни других. Совершается ли это призвание в нашей жизни?

Прочтите: 1 Иоанна 1:3-10

Свет – это образ всего, что благо, чисто, истинно, свято и надежно. Тьма – образ греха и зла. Утверждение, что «Бог есть свет» означает, что Бог абсолютно свят и истинен, и лишь Он может вывести нас из тьмы греха. Свет – это также и истина, открывающая всё то, что есть в нас, будь то хорошее или плохое. Лишь близко к Богу (к свету) мы можем различить, когда в нашей жизни появляется грех. И когда мы осознаем его, есть лишь один путь к жизни в свободе от греха и жизни, чтущей Бога: признание греха в своей жизни и готовность оставить его. А это требует смирения и открытости перед Богом и самим собой. Жизнь исповеди – это когда мы осознаем свою склонность к греху и полностью полагаемся на силу Бога для победы над грехом.

Всё Писание, которое мы только что читали: и Псалом, и Ветхий Завет, и Евангелие, и Послание, говорят об одном – об исповеди, прощении и восстановлении к жизни в свободе Духа. Я выбрала эту тему, потому что она мне кажется естественным продолжением того, о чем Николай Скворцов говорил на прошлой неделе: о реформации жизни, о свободе от греха, делающего нас рабами, и о том, что для того, чтобы полной грудью дышать жизнью Духа, мы нужны друг другу. Мы нужны друг другу, потому что нас, порой причиняющих друг другу боль, Бог призывает стать взаимно открытыми, подталкивая друг друга к одной цели: к свободе от греха, к святости в Господе. Процитирую: «Молю Бога, чтобы Он посылал в наши жизни ближних, которых заботит наша жизнь с Небесным Отцом. Молю о нас, чтобы мы ни в коем случае не смирялись с грехом, но помогали друг другу решительно справляться с ним». Это все возможно, когда лишь мы учимся строить наши отношения на взаимной исповеди и прощении, о которых и хочется поразмышлять сегодня.

В послании Иоанна мы прочитали сегодня такие слова: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас; если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Мы все, так или иначе, жаждем прощения. Но Иоанн показывает, что для того, чтобы принять прощение, надо сначала осознать свою нужду в прощении. Иногда люди живут в постоянном чувстве вины за грех. Но осознание нужды в прощении и постоянное чувство вины – это не одно и то же. Сатана, что переводится как «клеветник», очень любит обвинять нас в грехе для того, чтобы сделать нас рабами, заковать оковами вины так, что мы оставим всякие стремления к свободной жизни. Поэтому он не желает, чтобы мы исповедовались и каялись. У него два основных метода: убедить нас всячески отрицать свой грех, ища себе оправдания или заставить нас окончательно разочаровываться в себе и просто постоянно жить с чувством вины и стыда. И то, и другое удерживает нас от того, чтобы предстать перед Богом в покаянии, а это, в свою очередь, лишает нас возможности жизни в свободе от греха. Бог же действует иначе. Он обличает нас во грехе для того, чтобы привести нас к исповеди и покаянию, которые сделают нас способными принять прощение и обрести свободу от греха.

Грех – болезнь души. И как с любой болезнью, чем дольше ее не лечить, тем мертвее становится душа. Царь Давид говорит в Псалме: «Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьём духе нет лукавства (обмана)! Когда я молчал, обветшали кости мои…, но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего, я сказал: «исповедаю Господу преступления мои» и ты снял с меня вину греха моего». Речь здесь не просто о молчании, а о замалчивании греха, о сокрытии его в сердце. Когда мы не даем Богу места в жизни, когда преступаем Его заповеди в наших словах, делах и мыслях – только исповедь приносит глубинное исцеление. Когда мы исповедуемся, Бог прощает нас, забирает чувство вины и снова принимает нас, блудных детей, в Свою семью.

Но вот парадокс. Многие говорят, что следуют за Христом, но при этом живут с постоянным чувством вины за грех и сомнением в своем спасении. И я осмелюсь предположить, что в их жизни нет той исповеди, о которой говорит Иоанн, хотя они, может, и не скрывают свои грехи. Дело в том, что исповедь – не просто спокойное перечисление грехов, а глубокое осознание того, что мы своими грехами оскорбили Святого Бога и отдалились от Него. Исповедь без сокрушения сердца, без сердечного раскаяния становится обычным фарисейством. Исповедь – это и не общее чувство вины, когда мы молимся в себе: «Господи, да, я грешник (правда, не могу вспомнить, в чем я согрешил), но на всякий случай прости меня». В исповеди говорится о признании конкретных грехов, потому что признанием каких-то «общих» грехов человек просто оправдывается. Слепого Вартимея Иисус спросил: «Что ты хочешь от меня?» На этот вопрос Иисуса и мы должны иметь ответ, приходя к Господу в исповеди. Мы нуждаемся в том, чтобы принять прощение конкретных грехов, которые выходят в нашей жизни на свет, прощение всех грехов: вольных и невольных. Вспоминая о конкретной ситуации, нам надо избегать перекладывания вины на других и оправдания своих поступков: «Я сорвался, но если бы он не поступил так,…» Пусть Бог откроет вам, в чем ваша вина, пусть она выйдет на свет, и будет с ней покончено. В исповеди происходит прорыв к новой жизни. Когда грех ненавистен нам самим, когда он признан и прощен, тогда, наконец, происходит разрыв с прошлым. Где произошёл разрыв с грехом, там происходит обращение, и Христос дает новое начало. В исповеди человек начинает следовать за Христом, оставляя свой грех, одерживая над ним победу. Некто верно заметил: «Что произошло с нами в крещении, то же вновь даруется нам в исповеди». Мы спасаемы из тьмы в Царство Иисуса Христа, и Бог дает нам силу более не грешить, «ибо верен Бог, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст терпение, чтобы перенести».

Но что интересно, Писание не ограничивается призывом исповедовать свои грехи перед Богом, а призывает: «Сознавайтесь друг пред другом в своих грехах и молитесь друг за друга, чтобы Господь исцелил вас» (Иакова 5:16). И в Евангелии от Иоанна, как мы слышали сегодня, Христос тоже оставил своим последователям ответственность исповеди: «Как Отец послал Меня, так и я посылаю вас… кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Получается, что нам недостаточно исповедаться только наедине с Богом. Но почему? Это не значит, что исповедь наедине с Богом совсем не нужна. Нужна, и многие люди каются и находят прощение греха и обновление жизни в такой исповеди перед Богом. Но при такой исповеди далеко не каждый и не в каждой ситуации находит прощение и ощущает освобождение от вины. Сколькие из нас могут признаться: «Мы молимся, каемся, но ничего не меняется»? Возможно, так происходит, потому что мы забыли, что Бог даровал нас друг другу, чтобы помогать в наших отношениях с Богом. Дитрих Бонхоффер пишет: «Брат или сестра предстаёт для нас вместо Христа, и нам не нуждо более лицемерить. Они перед нами как знак истины и милости Божьей. Они даны нам в помощь. Вместо Христа они слушают наше признание в грехах и прощают нам вместо Христа грехи наши, сохраняя тайну исповеди, как ее сохраняет Бог. Идя на братскую исповедь, мы идем к Богу».

Если вам это кажется странным, представьте такую ситуацию. Положим, на прошлой неделе Надя обидела Колю, а он уехал и приедет нескоро. Перед отъездом он рассказал мне, что произошло между вами, и попросил, что если Надя во время его отъезда придет и расскажет мне о том, как сожалеет о нанесенной ему обиде, передать ей то, что он ее простил. То же самое происходит в исповеди. Мы друг для друга видимое присутствие Христа. Слушая исповедь другого, мы не успокаиваем человека говоря: «Да, ладно ничего страшного, со всеми бывает, не переживай». Нет, грех всегда страшен, и человек должен переживать. Мы же просто слушаем, как слушает Бог, негодуя о грехе и любя согрешившего, и во имя Иисуса провозглашаем: «Ты исповедал согрешение свое перед Богом. Согласно Писанию и во имя Иисуса Христа нашего Господа, ты прощен». Слушающий исповедь не советчик (мы же часто спешим сразу что-то посоветовать), он просто слушает. Слушающий исповедь не больше и не лучше признающегося, он просто исполняет поручение Христа, которое тот дал ВСЕМ Своим последователям.

Нам нужно признаваться и сокрушаться о грехе друг перед другом, потому что в исповеди происходит прорыв к кресту. Корень всякого зла – гордыня: «Я хочу быть сам для себя, у меня есть право на свою жизнь, право решать за себя». А исповедь перед братом или сестрой есть глубочайшее смирение. Как тяжело предстать перед братом или сестрой во Христе в качестве грешника, ведь признать свой проступок – это удар по гордыне! Как тяжко и стыдно произнести свой грех вслух в присутствии другого! Легче просто о нем подумать. И потому мы часто не произносим, а просто думаем о нем. Вы никогда не задумывались о том, почему нам намного легче дается признание грехов перед Богом, чем перед братом или сестрой? Ведь должно быть наоборот. Бог же – Святой, Он единственный Судия над злом и враг всякой непокорности. Брат же грешен, как и мы, и сестре не чужд грех. Ведь должно было бы к брату или сестре прийти легче, чем к Святому Богу, а на самом деле наоборот…

Почему? Потому что мы часто обманываем себя, думая, что признаем свои грехи перед Богом, а на самом деле попросту признаем их перед самим собой, самим себе их и отпуская с легкостью: «Ну, что ж! С кем не бывает?» Не в этом ли кроется причина наших бесчисленных падений всё в тот же грех? Самопрощение никогда не победит грех, это может сделать лишь обличающее и милующее Слово Бога. И именно через брата и сестру Бог дарует нам уверенность в исповеди и прощении грехов и в том, что мы имеем дело не с самими собой. Бог разрывает сети самообмана. Сколько бы я ни признавала свои грехи перед самой собой, они будут оставаться под покровом темноты; но когда я исповедуюсь перед Богом в присутствии брата или сестры, грех вынужден выйти на Божий свет. И грех боится света, он хочет остаться неузнанным. В исповеди же во тьму и закрытость нашего сердца прорывается свет Евангелия, выставляя грех напоказ и разрушая последние твердыни самооправдания. Исповеданный грех теряет всякую власть над человеком. И пусть это лучше случится сегодня между мной и братом или сестрой, чем в последний день в ожидание последнего Божьего суда. Может быть, именно это до сих пор происходило со многими из нас.

Вы устали от того, что снова и снова впадаете в какой-то грех? Вы жаждете жизни в свободе от греха? Тогда отнеситесь серьезно к необходимости взаимной исповеди в общении с братьями и сестрами. Тогда будьте готовы стать частью новых «классов», о которых говорил Николай и которые будут появляться вскоре в церкви. Исповедь нужна не Богу, Он всё знает и так. Она нужна нам, чтобы мы не боялись выводить тьму нашего сердца на свет и начали находить освобождение от греха, прощение и радость. Да поможет нам Господь!

Татьяна Кантарелла.
9 августа 2015 г.

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»