Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Реформация жизни

Реформация жизни

Что такое свобода? В этом слове может крыться, на самом деле, несколько разных понятий. Я выделю несколько. Может быть, есть и ещё, но мне важны эти.

Во-первых, свобода бывает «свободой от кого-либо». Мы свободны, когда мы ни от кого не зависим. Свободных людей можно считать сильными, добившимися независимости ни от кого. Такие люди – настоящие личности, достойные подражания. Мир вокруг нас очень ценит это понятие и всячески его рекламирует.

«Свобода от кого-либо» тесно соседствует со «свободой делать что-то». В принципе, их даже можно объединить в одно понятие. Мне никто не указ, я личность, и я могу делать то, что считаю нужным, то, что мне нравится. Я независим ни от кого в своих действиях. Эта свобода часто бывает связана с личностным протестом. Наиболее подчёркнуто это проявляется в подростковом возрасте. Сначала мы были детьми, которые ведомы родителями, всевозможными воспитателями и учителями, в целом, взрослыми. А теперь пришла пора отделиться и пойти своим путём. Кризис зависимости у подростков психологически абсолютно оправдан, ведь нужно становиться самостоятельными. Но, к сожалению, это иногда зашкаливает, затягивается, и противостояние обществу становится чертой характера взрослого человека.

И вот тут кроется большая опасность, потому что хочется мне делать то, что меня влечёт. Меня влечёт достаток, влекут развлечения. Я начинаю любить всё то, что общество возбраняло мне делать, считая это плохим или опасным. Я привыкаю к свободе, называемой беспределом. Позже я и сам по последствиям начинаю понимать, что забрёл не туда. И уже не я своим рассудком решаю, что мне делать, а привычная стезя за меня решает, что я буду делать. Меня влечёт, и я не в силах это изменить. Я влеком обстоятельствами и зависимостями, но никого не подпускаю к решению того, что мне всё-таки делать со своей жизнью. Более того, когда я начинаю подражать независимым и «достойным подражания» личностям, я, на самом-то деле, иду за кем-то и только теряю свою индивидуальность. Я попадаю в сообщество таких же зависимых людей. Таким образом, в стремлении стать свободным в действиях и независимым от кого бы то ни было, я незаметно для себя теряю саму свободу. От хвалёной свободы не остаётся и следа.

Но есть ещё одна свобода – «свобода от чего-то» или «свобода не делать что-то». И это свобода совершенно другого рода. Если я силён отказаться от заманчивого, но опасного для меня, я имею свободу от этого. Вокруг меня живёт множество людей, которые не могут отказаться от того, что плохо лежит, считают нормальным нечестный заработок, по головам друг друга карабкаются к желаемому достатку, беснуются в потреблении разного рода допингов, ещё и ещё запутываясь в своих зависимостях. Если я сохраняю себя вне всей этой карусели, значит, я имею свободу от этого.

Многие ли из нас имеют такую свободу? Свободу от чего-то. Свободу от вынужденной лжи, от участия в воровстве на работе, от пьянства, от блуда. Если да, я добавлю в список ещё несколько пунктов. Свободу от обид, от ненависти, от зависти, от склок, от обсасывания слухов. Ничто из этого не гложет наши мысли каждый день? С некоторыми вещами мы можем бороться годами, но они сильнее нас. Что-то мы можем легко оправдывать для себя, в результате, также не имея возможности избавиться от этого. А какие-то вещи просто попускаем себе, не считая значимым или возможным удалить их из нашей жизни.

Итак, грубо говоря, первую свободу – «свободу от кого-либо» и «свободу делать, что хочу» – можно назвать свободой плотской, мирской, и даже мнимой, потому что она может являться прямой причиной зависимости. Другая же свобода – «свобода от чего-то», «свобода не делать что-то» – это свобода духовная, это освобождение. Когда свободу даёт Бог, он даёт освобождение.

К примеру, часто среди христиан поднимается вопрос: «Вот Бог освободил алкоголика от зависимости. Но он боится, что если выпьет хоть раз, то снова впадёт в зависимость. Так значит, он не получил полную свободу?» Получил! Получил! Полную! Бог даёт человеку свободу не потреблять спиртное. Это освобождение, свобода не пить. Раньше у него такой свободы не было. Он просто не мог не пить. И то, что он приобрёл – это полная духовная свобода, дарованая Богом. Но это не значит, что у него есть теперь свобода пить. Это разные свободы: дарованная Богом свобода от спиртного и свобода делать, что заблагорассудится.

Какую же свободу выбираем мы? И можем ли выбрать или плоть выбирает за нас? Когда Бог даёт нам Святого Духа, Он прививает нам вкус к духовной свободе, к освобождению от греха, от зависимостей, от дел плоти. Мы становимся ревностными , чтобы получить такую свободу. По мере того, как нам становится важно идти за Духом Божьим в нашей жизни, мы всё больше понимаем, насколько нам мешает невозможность избавиться от наших замкнутых кругов. Кругов, замкнутых на нашей плоти. Мы стенаем, мы стараемся обрести освобождение, мы молим об этом Бога.

И в этом деле не нужно стесняться быть радикальными. Потому что от того, какую свободу мы выбираем, от того, идём ли мы за духом или за плотью, зависит, каковы будут и наши плоды в жизни каждый день.

«Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Галатам 6:7-8). Никоим образом не нужно обманываться. Всё имеет свои последствия. И эти последствия бывают логичны, просто логичны. Делая определённые вещи, не стоит надеяться на нелогичные результаты. Если мы из года в год действуем определённым образом, мы обязательно добьёмся результатов, которых сами же опасаемся, о которых молим Бога, чтобы этого не произошло. Бог может отвращать от нас последствия, и достаточно долго. Но если мы настойчивы в своём грехе, в конце концов, мы пожнём логичные результаты. Это может быть не сразу, но результат окажется слишком логичным.

«Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?» У моих родственников на даче росло настоящее чудо-дерево. Я уже не очень помню какое, но, кажется, груши вырастали на берёзе или на рябине, что-то вроде того. Просто один хороший садовод привил к рябине веточку груши. Так что же? Это нелогично? Смоквы на репейнике? Да нет, и это логично. Ветка груши никогда не станет ни рябиной, ни берёзой. Даже если она растёт на рябине, она всё равно принесёт груши в качестве плода. Если Бог сделал нас деревом святым, но мы прививаем себе ветви греха, мы обязательно пожнём плоды греха.

Но точно так же дело обстоит и с благими дела. Не стоит даже задумываться, почему я делаю всё хорошо, но не вижу результата, не вижу ответа. Результат обязательно будет! Всякое дело принесёт свой плод. «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Галатам 6:9).

Как же достичь свободы и праведных плодов? Как не выращивать на себе ветви, чуждые нашему духу? Как избавиться от тех, которые уже привиты?

Почти полтора года назад, если вспомните, Давиде здесь говорил о невероятно простом принципе в жизни с Богом. И вот какой принцип предложил Давиде: «Сдавайся!» Меня тогда поразила простота этого слова. Оно заменяет долгие разъяснения о том, что есть грех, почему все грешны, что такое покаяние, благодать, оправдание и тому подобное. Оно заменяет чуть ли не всю аскетику. Это богословие «Сдавайся». Чтобы начать жить с Богом, нужно Ему сдаться. В этом принципе приобретение жизни вечной. В этом принципе сила, как это ни парадоксально! Его может понять и принять даже младенец. Хотя, наверное, не в силах принять человек сильный, личность.

Я был выше облаков, восхищённый этой простотой. Я принял её как единственную на свете истину. Когда я вспоминал свой путь с Богом, я понимал, как много эта простота сделала для меня лично. Весь долгий путь, когда было трудно, когда я не мог избавиться от греха, я получал внутри себя свидетельство о том, что Бог рядом, и нужно полностью отдать себя Ему, чтобы не погибнуть. Я рассказывал об этом людям.

Но как сдаться?! Я также помню, как много раз в беседе с людьми вставал вопрос: «Как покаяться?! Как это сделать?» Человек задавал вопрос и смотрел в глаза с надеждой на ответ… И я его понимаю. Я тысячу раз каялся и через короткое время возвращался к старому. Есть такие проблемы, которые не решаются годами. При этом выводы людей могут быть совсем уж нехорошими: «Наверное, Бог уже плюнул на меня, раз не даёт мне освобождения? Наверное, в какой-то момент я совершил такую массу грехов, что чаша перелилась за кромку, и мне уже не суждено покаяться?»

Буквально вчера я случайно увидел ролик, где тощий щенок, кожа да кости, лежит на земле и умирает. Либо с голоду, либо от болезней, либо у него травма – это не совсем ясно. Однако он машет хвостом, радуется, что к нему подходит человек. И когда человек протягивает руки, видно, как всеми своими немощными силами щенок стремится помочь человеку взять себя на руки. Он лежал не в силах подняться, но чтобы отдаться в руки своему спасителю, он делает неимоверное усилие, пропуская его руки под свои рёбра. Если кости целы, мясо нарастёт. «Оживут ли кости сии?» — помните вопрос в книге Иезекииля? Оживут. Но нужна помощь со стороны, Божья чудесная помощь.

Бог так часто действует через наших ближних. Помощь со стороны и Божья помощь так часто оказываются одним и тем же. Сдавайтесь, чтобы вам помогли. Не прячьте глубже в себе то, что вам не нужно, от чего вам надо непременно избавиться. Подставляйте себя Богу и ближним, чтобы они могли вам помочь. Специально подставляйте свою немощность, чтобы стало очевидно, что вы нуждаетесь в помощи. Не случайно первая заповедь состоит из двух частей: возлюби Бога и возлюби ближнего.

Одному законнику среди толпы учеников Иисус рассказал притчу о добром самарянине, который помог избитому разбойниками и умирающему на дороге человеку, хотя ему не оказали помощи священник и левит (Евангелие от Луки 10:30-35). И в конце притчи Иисус спросил: «Кто из тех троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» И тот ответил: «Оказавший ему милость». Кто вам ближний? Тот, кому не всё равно, что с вами творится. Открывайте свои проблемы тем, кто может понять и предложить помощь. Не только Богу, но и ближним, как Богу.

Я хочу предложить церкви видение, которое мы обсуждали в совете, и попробовали на себе. Для этого позвольте мне вернуться к истокам нашей церкви. Мы являемся веслианской церковью. Это значит, что наши истоки идут от церкви, к построению которой приложил руку Джон Весли (или часто говорят Уэсли).

Джон Весли был служителем англиканской церкви. В то время Англиканская церковь давно уже встала на рельсы государственной церкви. В церквях Англии проводились торжественные литургические Богослужения по чётко определённому сценарию, записанныму в «Книге общих молитв». Служения не выходили за пределы церквей.

Но в эпоху индустриализации, когда множество людей подтягивалось в города для тяжёлой постоянной работы, церковь недостаточно достигала работяг. И оказывались весьма востребованными встречи вне стен церкви. В таком движении участвовал среди прочих англиканских служителей Джон Весли.

К своей жизни Весли относился очень строго. Воспитанный с детства в жёстком порядке жизни, он стремился к цели выстроить свою жизнь по полочкам, не давая себе времени на пустое времяпрепровождение и мирскую суету. И включившись в работу вне стен церкви, он имел ту же направленность и для людей, слушавших его.

Из своих встреч на заводах и по домам, имевших благодарные плоды и быстро расширявшихся, Джон Весли выстроил чётко функционирующий организм, который, в конце концов, оказался вполне независимым от государственной церкви. Позже это движение стали иронически называть «методистами», так как они стремились подчинить свои жизни методу, предполагающему полное её освящение для Бога. Держалось движение на ячейках, называаемых «классами» и «малыми группами». Отличие между одними и другими было, в основном, в том насколько подготовлены были люди в них и нужен ли им был ведущий-наставник. Классы и малые группы состояли из небольшого количества хорошо знакомых друг другу людей, которые собирались, по меньшей мере, раз в неделю одним и тем же составом.

Сегодня, как мы знаем, термин «малые группы» распространились по всевозможным деноминациям. То, в чём Джон Весли был начинателем, значительно переросло построенную им церковь и производные от неё. Люди во многих церквах во всём мире объединяются в малые группы, где получают основные знания о христианстве, обсуждают определённые темы, вместе прославляют Бога, читают и изучают Библию, что, безусловно, способствует духовному росту.

Однако в классах и малых группах Джона Весли целью ставилось не чтение или обсуждение проповедей, не изучение Библии и не преподавание основ христианства – всё это были задачи общих встреч поместной церкви, так называемых «обществ». Главное в них было – изменение жизни каждого члена класса. Реальные кардинальные изменения в жизни, достижение полного освящения не в заоблачном будущем, а в каждодневной жизни. И всё в этих встречах было подчинено такой вот главной цели.

В первую очередь, при поступлении в класс важно было понимать, что члены класса демонстрируют максимальную открытость своей жизни внутри класса и ждут такой же открытости друг от друга. Это было непременным требованием. Встречаясь каждую неделю, люди по очереди рассказывали о том, как прошла неделя, какой духовный опыт был получен за это время, чего удалось достигнуть, а что осталось за рамками желаемого, на что тратилось время, какие грехи были допущены, что требует особого внимания и помощи со стороны класса. Можно сказать, что члены класса были сознательно взаимоуязвимы и подотчётны друг другу для достижения изменений в жизни. Это разительно отличало классы Джона Весли от того, какой церковь была до этого и, в том числе, чем стали малые группы протестантских церквей сегодня. Это стало причиной того, что новое движение отличалось каждодневным освящением в жизнях людей. Если англиканская церковь являла собой плод реформации католической церкви, то движение Джона Весли называют реформацией жизни.

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.» (Галатам 5:13-18, 22-26; 6:1-2)

Я полжизни связан с церковью. При этом я постоянно слышал что-то о малых группах, но никогда не участвовал в них. Я считал, что это вынужденная кластеризация больших церквей для того, чтобы небольшими группами можно было изучать слово и получать знания. Да, в больших церквях они естественны, а у нас церковь маленькая. Зачем они нам?

Однако узнав получше о классах Джона Уэсли, я понял, что классы, созданные по тому замыслу, нужны и нам. Они нужны каждому, кто хочет реальных изменений в жизни с Богом. Они нужны каждому, кто не хочет потеряться в общине, пусть небольшой, но всё же немогущей охватить заботой каждого без исключения человека в церкви.

Я понял, что то, что мне казалось несколько чуждым складу нашей церкви, в чём я совершенно не разбирался и не был заинтересован, становится у меня постепенно самым заветным желанием для нашей церкви. Кроме того, это мой личный, абсолютно корыстный интерес. Я лично заинтереснован, чтобы классы у нас были. Я хочу быть чистым. Я хочу возрастать, и возрастать не один, а опираясь на своих ближних, становящихся для меня тем ближе, чем больше я провожу с ними времени в классе, разбирая пути своей жизни и стараясь быть полезным для других жизней. Мне нужна чистота. Мне нужно полное освящение моей жизни. И я иду к этому не один.

Обсуждая в совете церкви видение о том, что нашей церкви необходимо привитие ментальности малых групп, мы создали пилотный класс из нескольких членов совета и ещё нескольких членов церкви, чтобы посмотреть, как это может работать у нас, с нашим складом мышления, с нашими обстоятельствами жизни, которые, конечно, отличаются от Англии времён Джона Весли. Мы собираемся несколько месяцев, и большинство из нас может засвидетельствовать на примере своих жизней, что класс даёт замечательные плоды. Мы всё больше удостовериваемся, что это нужно каждому из нас. И подходит время, когда мы хотим предложить эту структуру церкви и надеемся на благосклонное отношение к этой инициативе. В ближайшее время у нас в планах сделать конкретные шаги для формирования новых классов в церкви.

Молю Бога, чтобы Он посылал в наши жизни ближних, которых заботит наша жизнь с Небесным Отцом. Молю о нас, чтобы мы ни в коем случае не смирялись с грехом, но помогали друг другу решительно справляться с ним.

Благодарю Бога за народ, общество Божье, созданный Христом, называемый церковью, ревностный к святости и чистоте во всём. Да не будет у нас других Богов: ни стяжательство, ни похоть, ни недовольство пусть не властвуют над нами. Аминь.

Давайте убирать чужеродные ветви и растить плоды Богу. Будьте благословенны.

Николай Скворцов
02.08.2015

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»