Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Церковь и Израиль

Часто, когда верующие люди узнают, что я из Церкви Назарянина, мне задают вопрос: «А чем отличается Цековь Назарянина от других евангельских Церквей?» Конечно у нас есть свои отличительные доктрины.

  1. Мы верим в предваряющую благодать. Это значит, мы верим в то, что Бог близок ко всем. С первой секунды человеческой жизни Бог зовёт человека к Себе. Нет людей, которым Бог не предлагает благодать и спасение. Нет людей, которым Бог не готов помогать жить согласно Своей святой воле.
  2. Мы верим, что Бог призывает всех к освящению. Павел пишет к Фессалоникийцам: «Воля Его — освящение ваше». Мы верим, что Божья предваряющая благодать сопровождает человека до конца жизни. Сначала благодать работает для того, чтобы мы пришли к Богу. Она нас приглашает. Когда мы готовы принять Божье приглашение, благодать для нас становится спасающей. По благодати наши грехи омыты, мы прощены и становимся детьми Божьими, частью Божьей семьи. Когда мы уже во Христе, эта же самая благодать становится для нас освящающей благодатью. Бог продолжает действовать в нас и освобождает нас от греха, от нашей склонности грешить, от всего того, что мешает нам отражать Его образ. Освящение является естественным следствием и доказательством того, что мы во Христе. Мы верим, что освящение — цель христианской жизни.

Эти доктринальные утверждения отличают нас от некоторых других христиан. Однако с моей точки, то, что на самом деле приводит нас к таким доктринальным позициям, – это наш взгляд на Писание. Мы – Назаряне – читаем Писание по-другому. Что значит по-другому? Мы стараемся понять содержание определенного стиха или отрывка в свете того, что написано в целом в Писании. Мы считаем, что Писание – одно целое, и мы можем правильно понять часть исключительно в свете целого. То есть, в Писании развиваются определенные темы (то, что, в принципе, называется библейское богословие). Эти темы являются основным откровением Бога относительно того, Кто Такой Бог, кто такой человек и каковы отношения между Богом и человеком. Соответственно, мы стараемся строить доктрины не на каких-то отдельно взятых стихах, но на главных темах библейского повествования. Конечно, это всего лишь один возможный подход к библейскому толкованию. Существуют и другие подходы. Но этот подход, я считаю, может нас уберечь от каких-то неправильных толкований.

Сегодняшнее размышление связано именно с этим. Это будет конкретный пример того, как мы должны разбирать вопросы, имея в виду не просто то, что написано в каком-то конкретном месте в Библии, а то, что написано в целом.

Ради интереса и для конкретного примера, сегодня мы вместе рассмотрим непростой вопрос об отношении между Церковью и Израилем – новым Божьим народом и первым Божьим народом. Почему именно такой вопрос? Потому что больше и больше российские евангельские церкви уделяют особое внимание данному вопросу. Они приглашают гостей, организуют конференции, организуют поездки в Израиль, совершают какие-то особые молитвы. А зачем они всё это делают?

Существует некое движение под названием «христианский сионизм». В нем есть многие известные американские проповедники. По их мнению, Господь избрал евреев в качестве возлюбленного народа до конца света. Соответственно, возвращение еврейского народа в святую землю и возрождение еврейского государства является исполнением пророчеств Библии. Как было сказано Аврааму, Бог благословит тех, кто благословляет евреев, и проклянет тех, кто выступит против них. Значит, христиане должны поддерживать Израиль, потому что он есть центр исполнения всех пророчеств Библии и человеческой истории. Поскольку это движение является влиятельным среди евангельских христиан в Америке, его влияние добралось до России, и такие идеи пропагандируются с многих кафедр.

Теперь о том, как нам рассматривать эти убеждения с точки зрения Священного Писания? Мой ответ состоит из четырёх моментов, которые переплетаются друг с другом (потому что когда ты читаешь Писание как одно целое, переплетается всё…).

Итак, вот мой четырёхгранный ответ:

  1. Ветхий Завет всегда был временным регулированием отношений между Богом и человеком;
  2. Иисус Христос – исполнение всех Божьих обетований;
  3. «навеки» в Ветхом Завете надо понимать как «условно навеки», а не безусловно;
  4. настоящий израильтян – это человек веры.

Если вы когда-нибудь видели в новостях или в фильмах, как запускается космический аппарат, то вы должны были заметить, что аппарат сделан из разных частей. Только самая верхняя часть ракеты полетит до космической станции. Остальные части нужны, чтобы всего лишь поднять её на орбиту. Они исполняют незаменимую функцию, но суть не в них. Это хороший пример для понимания Ветхого Завета. Ветхий Завет играет важнейшую роль. Мы не сможем до конца понять, кто такой Иисус Христос, если мы не поймём суть Ветхого Завета. Мы не сможем понять его личность, его миссию, многие его действия. Иисус часть этой большой длинной истории, и если его разлучить с остальной историей, то мало что о Нем останется понятно. Ветхий Завет – важная история, на фоне которой мы можем понять, кто такой Иисус. В Ветхом Завете Бог готовит сцену для главного актера, для Мессии. Но как только Иисус появляется на сцене, он придаёт правильный смысл всему тому, что было до Него. И когда мы начнём читать Ветхий Завет не вперед к Мессии, а назад, от Мессии, тогда мы будем читать его по-другому и увидим то, что не заметили раньше.

Я думаю, что многие из вас читают или, по крайней мере, читали детективы и смотрели фильм с таким сюжетом. Что происходит в процессе развития сюжета детектива? Мы читаем историю и получаем кучу не заметных, якобы незначительных деталей. Но в конце, когда какой-то Шерлок Холмс или Пуаро соберёт всю картину воедино и объявит нам, кто является преступником, мы говорим: «Аха! Вот почему окно было открыто!», – или: «Аха! Вот почему он так ответил!», – и тому подобное. Есть такие фильмы, которые мы смотрим и на протяжении всего фильма мы думаем одно, и якобы всё ясно. Но в конце всё поворачивается совсем иначе, и автор нам открывает, как все есть на самом деле. И когда я узнаю истинный порядок вещей, я хочу фильм пересмотреть, чтобы уловить те мелкие детали, те подсказки, которые я пропустил, потому что они мне казались незначительными.

То же самое с Писанием. В Иисусе Христе Бог нам открывает истинный порядок вещей. Он есть истина и причина, почему всё в библейском повествовании произошло определённым образом. «Всё Им и для Него создано» (Кол 1:16), и все мелкие детали истории надо пересматривать в свете Христа. Поскольку в Иисусе окончательное Божье откровение, всё то, что нам казалось вечным и важным, теперь кажется не совсем таким. Всё то, что казалось хорошим и обязательным, теперь кажется не совсем таким.

Павел один их тех, кто понимает это четко. Например, он пишет в послании к Галатам: «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (Гал 3:16). Tо есть, глядя на Ветхий Завет с точки зрения пришествия Мессии, Павел говорит, что Божьи обетования даны Аврааму, и Его потомку, то есть, Христу, а не Израилю.

Еще другое место: «Все обетования Божьи подтвердились в Иисусе Христе! Поэтому и мы говорим через Него во славу Бога: «Аминь» (2 Кор 1:20). Если это действительно так, и все обетования Божьи «Да» в Иисусе, тогда нет обетований, которые еще нуждаются в подтверждении. В Иисусе Бог сказал Свое последнее Слово. В Иисусе Бог поставил все точки над «i». В Иисусе Бог заключил с человеком Новый, лучший Завет, потому что первый был временным.

Послание к Евреям – та часть Писания, где мы больше всего понимаем эту истину. Автор Послания множество раз говорит нам, что Иисус больше и выше, и Новый Божий Завет во Христе больше, чем Ветхий.

Если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но, видя недостатки, Бог говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… Он назвал этот завет «новым» и тем самым показал, что первый завет устарел. А то, что устарело и обветшало, – скоро исчезнет. (Евр 8:7-8, 13)

Итак, первый завет устарел, не имеет силы. Он был временным. Он был нужен, чтобы только приготовить путь Мессии. Он был условным. Первое условие то, что он будет действовать до пришествия Мессии. Но есть еще и другие условия. Сколько раз в Ветхом Завете Бог говорит: «Если вы будете соблюдать мои заповеди, то Я буду вам Бог, а если нет, то Я вас оставлю».

Помните? В книге Второзакония говорится: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете». Итак, этот договор между Богом и народом Израиля условный или безусловный?

Но написано, «всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки» (Быт 13:15). Это значит вечно? Это скорее значит «условно вечно». Бог также сказал Соломону: «Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек» (3 Цар 9:5), – но сегодня нет престола и нет на нем потомства Соломона. Это обетование было условным.

Подытожим. Всё, что мы читаем в Ветхом Завете, все его события и обетования имеют своё исполнение во Христе. Ветхий Завет был временным и условным и имел место лишь для того, чтобы подготовить путь для пришествия Мессии.

В чем была суть Ветхого Завета? Бог избрал человека – Авраама – и его потомство – народ Израиля. Дал им землю, дал им закон, дал им порядок поклонения, т. е. жертвоприношения для того, чтобы они были Его народом и светом миру в ожидании настоящего Света миру. Был ли этот Завет успешен? Не особо. Землю долго завоёвывали из-за непослушания, и потом потеряли из-за непослушания. Закон указывал на человеческий грех, но никак не мог его лечить. Жертвоприношения не смогли очистить человеческое сердце.

«Закон – это лишь тень тех благ, которые ожидают людей в будущем, а не сами эти блага. Поэтому Закон не может сделать совершенными тех, кто приходит, чтобы постоянно, из года в год, приносить те же самые жертвы. Если бы Закон был в состоянии это сделать, то разве они не перестали бы приносить свои жертвы? Поклоняющиеся были бы очищены раз и навсегда, и больше не чувствовали бы вины за свои грехи. Но эти жертвы служат для того, чтобы из года в год напоминать о грехе, потому что кровь быков и козлов не может устранять грехи.» (Евр 10:1-4)

«В чем же тогда назначение Закона? Закон был добавлен позже из-за людских грехов и действовал до тех пор, пока не пришел Потомок, к Которому относится обещание. Пока не пришла вера, мы были узниками, охраняемыми Законом, до того времени, когда эта вера будет нам открыта. Итак, Закон воспитывал нас до прихода Христа, чтобы, когда Он придет, получить оправдание по вере. Но вера уже пришла, и нам больше не нужно воспитание Закона.» (Гал 3:19, 23-25)

Итак, Ветхий Завет включал четыре составляющих: народ, земля, закон и систему жертвоприношения. Новый Завет нам четко говорит, что Иисус является посредником «лучшего завета Бога с человеком, основанного на лучших обещаниях» (Евр 8:6). Что именно Он является исполнением всех обетований. Что система жертвоприношения не была эффективна.Что закон служил только «до того времени, когда вера будет открыта». Что у евреев была земля, чтобы быть народом, но земля никак не помогала им быть Божьим народом, и, в конце концов, они её потеряли. Но тогда почему наши братья так усердно утверждают, что народ Израиля все-таки играет центральную роль, и что надо его благословлять и защищать его землю, чтобы получить благословение?

Есть один отрывок — Рим 11:25-26, 29. «Братья, чтобы вы не считали себя умнее, чем вы есть, я не хочу оставить вас в неведении о тайне: часть Израиля будет ожесточена до тех пор, пока полностью не придет к Богу полное число язычников. И таким образом, весь Израиль будет спасен…. Божьи дары и Его призвание неизменны.»

На первый взгляд, текст вроде бы говорит, что в конце концов весь народ Израиля спасется из-за неизменности Божьего призвания. Если не учитывать всё то, что говорит Писание, можно так толковать этот текст. Но:

  1. Весь Израиль не значит весь Израиль, а большое количество. Весь здесь преувеличение. Часто Новый Завет говорит, например, что весь город пришел к Иисусу (Матф 8:34), но это не значит буквально весь город.
  2. «Будет спасен» здесь значит, придет к вере в Иисуса Христа. То есть, они будут спасены не согласно Ветхому Завету, а согласно Новому (другого завета нет!).
  3. Если спасение по вере в Иисуса Христа, то спасение Израиля, как и спасение всех, также условное, а не автоматическое. То есть Павел ожидает, что увидев то, как язычники приходят к вере, часть Израиля примет Мессию и Новый, лучший Завет который открыл Христос.

Конечно, Бог не отверг народ Израиля, и Он желает их спасения. В этом нет сомнения. Но они, как и все остальные, будут спасены по вере в Иисуса Христа, потому что именно вера является условием присоединения к новому Божьему народу. Вера, а не национальность, не земля, не закон, не обрезание, не жертвоприношения. И Божье благословение никак не связано с поддержкой или не поддержкой народа Израиля. Мы должны за них молиться? Безусловно! Потому что мы должны молиться за всех, кто еще не знает Христа! И в процессе не забывать, что мы часть Божьего народа исключительно по благодати и условно — и условие это состоит в том, что мы должны оставаться во Христе и быть светом миру. Несоблюдение этих условий может привести к очень неприятным последствиям.

Но больше всего я хочу, чтобы вы поняли одно. Когда мы читаем любой отрывок Писания, мы всегда должны его толковать в свете того, что говорит Писание в целом. Если мы делаем не так, мы рискуем верить во всякую ерунду и считать ее величайшей истиной. Мы не сумеем фильтровать то, что говорят проповедники, и потом принесем в церковь всякое ложное учение и будем критиковать пастора, потому что он верит не в то, во что верят другие. Мы рискуем не совсем правильно толковать Писание и учить тому же самому других. Мы можем вводить себя и других в заблуждение. Поэтому будьте осторожны! Тщательно изучайте Писание, учитесь фильтровать, и не верьте вслепую в то, что говорят проповедники.

Давиде Кантарелла.
12.07.2015.

Справка:

Теология Христианского Сионизма опирается на Книги Даниила и Пророка Иезекиля, а также на неортодоксальные трактовки Апокалипсиса. Основы её были сформулированы в 19-м веке пастором Сайрусом Скофилдом. Согласно его интерпретации библейских пророчеств и Апокалипсиса, все евреи вернутся в Израиль, откуда они изгонят мусульман, уничтожат их святыни и восстановят в Иерусалиме свой разрушенный храм. После этого произойдет битва при Армагеддоне, в которой погибнут миллионы людей, на землю обрушатся природные бедствия. Потом евреи обратятся в христианство (необратившиеся погибнут), наступит Второе Пришествие Мессии и Его тысячелетнее правление, осуществляемое через «богоизбранный народ». Адаптированная и откомментированная Скофилдом Библия (Scofield Reference Bible), в которой излагается эта концепция, широко используется американскими клерикалами, евангелистами и богословами фундаменталистского толка. (В. Генисаретская. Христианский сионизм и фундаментализм)

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»