Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Освящены для миссии

Бывало ли у вас, что вы входили в помещение, как раз когда два человека задушевно общаются, и вы чувствовали, что вы там лишний, что вы как будто подслушиваете личную беседу? Часто в таких случаях мы спрашиваем: «Я вам не помешаю?» И лишь когда собеседники гостеприимно приглашают нас: «Нет, конечно, присоединяйся», – неловкость проходит, и мы становимся частью общения. Сегодня мы услышим отрывок Евангелия от Иоанна 17:1-26, в котором как раз и происходит такой очень личный, задушевный разговор Иисуса с небесным Отцом. Зная, что вскоре предстоит пройти крест и воскресение и вознестись на небеса, Иисус обращается к Отцу в откровенной, длинной молитве. Во всем Евангелии мы находим лишь пару упоминаний коротких молитв Иисуса, во время которых присутствовали некоторые или все Его ученики. Теперь же перед нами Его длинный разговор с Отцом, в котором видна удивительная близость отношений, свидетелями которых становятся и ученики, и мы с вами. Тот факт, что слова этой молитвы сохранились в такой полноте в Евангелии, говорит о том, что Иисус намеренно ведет этот разговор с Отцом в присутствии Своих учеников. Он как бы говорит нам: «Вы совсем не мешаете», – и, более того, вовлекает нас с вами в этот разговор, который напрямую касается и нас, и Божьей воли о всех нас. Иисус хочет, чтобы мы увидели Его близость с Отцом, поняли откуда и для чего Он пришел, в чем была Его миссия и как она завершится, каковы Его интересы и надежды. Он также хочет, чтобы мы стали участниками всего этого. Итак, представьте себя в компании с Иисусом и услышьте этот задушевный разговор с Отцом…

 

От Иоанна 17:1-26

 

Иисус начинает разговор со Своих отношений с Отцом со своих помышлений и желаний (1-8 стихи). Его единственная просьба: «Прославь Сына Своего, чтобы Сын прославил Тебя», – кажется немного странной. Ведь Бог уже неоднократно являл Свою славу в жизни Иисуса. Стоит только вспомнить множество чудес и исцелений, которые Он совершал во славу Господа. Даже Иоанн в первых стихах евангелия пишет: «И мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца». Да, Бог много раз являл в жизни Иисуса Свою славу, но Иисус понимает, что во всей полноте слава Божья будет явлена в Его грядущем распятии и воскресении – в том самом «часе», который наступает и уже наступил (16:32, 17:1). Именно тогда будет достигнута цель всей Его жизни и смерти: верующим в Него будет дана жизнь вечная. Когда Иисус, претерпев страдания и смерть, воссядет по правую руку Бога, начнется новый век, о котором давно предсказывали пророки, придет новая жизнь, которую мы называем «жизнью вечной». Но жизнь эта отличается от обычной не только длительностью, но качеством. Это не просто обещание жизни после смерти, не просто обещание будущего совершенного, неизменного мира, в котором и нам, дай Бог, найдется место. Это новый вид жизни, который уже сейчас рождается в мир в Иисусе и через Иисуса во всех, кто решает поверить в Него. «А вечная жизнь – это знать Тебя, единственного истинного Бога, и Иисуса Помазанника, которого Ты послал» (3). В еврейском понимании «знать» – это не просто «интеллектуальное согласие» с какими-то фактами, когда мы на опыте изведали, вкусили что-то или кого-то. Вечная жизнь – это личные отношения, в которых мы так близки с Богом, что нам понятны и близки все Его помышления и желания. Иисус говорит: «Я открыл Твое Имя людям, которых Ты дал мне из мира» (6). Он открыл нам характер Бога, Самого Бога, как Он есть. Это откровение было предложено всему миру, но лишь тот, кто «принял, понял, поверил и исполнил» Слово Иисуса (17:8,6), по-настоящему обрел жизнь вечную. Бог был прославлен в жизни Иисуса, и теперь Он молится, чтобы Бог был прославлен в Его смерти ради спасения людей. И Он полностью доверяет Себя в руки Отца, говоря о сокровенных, самых важных своих желаниях.

 

И, наверное, теперь, когда ученики Иисуса уже чувствуют, что слушают чужой разговор, Иисус начинает говорить с Отцом о них самих: «Это за них я прошу, за тех, которых Ты дал Мне, потому, что они – Твои… и через них Я явил Свою славу. Я для того говорю все это, чтобы они разделили со Мной полноту Моей радости» (9,10,13). Иисус вовлекает нас в этот разговор, в это близкое и откровенное общение с Богом. Он молится, чтобы, как Отец был прославлен в Нем, так и Он был прославлен в жизни Его учеников: «О, святой мой Отец! Силой имени Твоего, сохрани их, чтобы были они едины, как и мы едины с Тобой» (17:11). Он жаждет, чтобы у Его учеников была такая же близость и единство, какое есть у Него с Отцом, чтобы Бог Отец и Сын обитали и в нас посредством Духа Святого, чтобы мы пережили, а не просто умом принимали слова «пребудьте во Мне, как и Я в вас». Это единение с Богом не может быть просто «верованием», как и брак не может быть просто «статусом», «штампом» в паспорте. Как брак – это не просто жизнь в одной квартире, а абсолютно прозрачный, интимный союз и постоянное общение, так и христианская жизнь – это постоянное общение, живые отношения, которые начинаются, когда мы рождаемся заново. Вот о чем молится за нас Иисус, ни больше, ни меньше.

 

Иисус продолжает: «Я уже больше не в мире. Я возвращаюсь к Тебе, а они остаются в мире». Иисус понимает, с чем столкнутся Его ученики, живя в этом мире, когда Он вернется к Отцу. Когда Иоанн говорит о «мире», он подразумевает не только физический, материальный мир, а мир, восставший против Бога, мир, который предпочел тьму свету и ополчился против Творца. С этой точки зрения «Иисус не от мира», и те, кто последовал за Ним, тоже «не от этого мира», потому что их подлинная сущность и предназначение определяется не миром, не его принципами и не его силой. Иисус вверил им Свое Слово, чтобы они несли Его в мир, но Он беспокоится о том, как они справятся с ненавистью и нападками этого мира. Если бы они могли держаться подальше от мира…, но они не призваны удалиться в подполье или изолировать себя от общества, напротив, в этом самом мире они призваны совершать свое служение и являть славу Христову. Но при этом они не должны позволять миру влиять на себя и формировать их. Так важно, чтобы этот испорченный и мятежный мир не втянул их снова на свои пути! И потому Иисус просит Отца сохранить их от зла, от его влияния и силы в этом мире: «Силой имени Твоего сохрани их» (11,12), напоминая слова из Притчей 18:11: «Имя Господа – крепкая башня. Укроется в ней праведник и будет неприступен».

 

Почему же мы далеко не всегда выходим из этих битв с миром победителями? Почему миру снова и снова удается втянуть нас на свои пути, в свой образ мышления и поведения? Из дальнейшей молитвы Иисуса осмелюсь утвердить: потому что «быть в мире, но не от мира» невозможно без освящения. «Посвяти их себе силой истины, истина – это Слово Твое. И как Ты послал в Меня в мир, так и Я их послал в этот мир. Я себя посвящаю Тебе ради них, чтобы и они поистине стали Твоими» (17:17-19). Одно и то же греческое слово может переводиться и «освятить» и «посвятить». Иисус «посвятил» Себя ради «освящения» Его учеников. «Освятить» означает отделить кого-то или что-то для Божьего дела. Бог в своей сущности Святой («иной») по отношению к творению, и все, что принадлежит Ему (будь то гора, храм или люди) и служит Его замыслам, должно считаться «святым», отделенным для Божьих целей. И потому «святой» – это, прежде всего, не описание совершенства, а жизнь, которая настолько выстроена «в линию» с Богом, что отражает Божье отношение ко всему. Человек освящен, когда его жизнь неотделимо связана с Божьими целями и с Божьим присутствием. Человек освящен, когда круг всех его интересов на земле сужается, а интересов в Боге расширяется невероятно. Человек освященный предельно внимателен к Божьей точке зрения на все. Это человек, который бросает все силы души и тела лишь на Божьи цели и единственно для этого предназначается. Освящение – это позволение Богу творить в нас все, что Он пожелает: «Не моя, но твоя воля да будет!» Освящение означает настолько отождествиться с Христом, что нами будет управлять тот же Дух, что управлял Им. Когда Христос отдавал Себя на смерть («посвящал себя ради нас»), Он предполагал для нас именно такую жизнь святости: «Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив… дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27).

 

Но есть кое-что, что нам очень важно заметить: между 17 и 19 стихами, где Иисус говорит о своем посвящении и нашем освящении, стоят такие слова: «И как Ты послал Меня в мир, так и Я их послал в этот мир» (18). Цель освящения – не просто насладиться жизнью святости, а стать пригодными для служения миру. Иисус молится об освящении учеников и сразу же говорит о том, что посылает их в мир так же, как Отец послал Его в мир. Для чего Иисус пришел в мир? Чтобы мир был спасен. С той же целью должны быть освящены ученики: чтобы быть посланными в мир, нести свет, истину и спасение. Так же, как и Иисус, Его ученики должны видеть предназначение своей жизни не в свете своей воли, а в свете Божьей миссии данной им. Жизнь единения с Богом означает отделить себя и быть освященным, принадлежать лишь Ему и силой Его Святого Духа жить в мире, отражая Божью славу: «чтобы мир поверил, что Ты послал Меня и полюбил их так же, как полюбил Меня», «чтобы мир увидел славу Христа».

 

Братья и сестры, понимаете ли вы, что освящение – это не вариант на выбор только для тех, кто хочет быть более «духовным». Более того, освящение дается не для того, чтобы просто быть другими или наслаждаться своей духовностью. Церковь призвана не просто учить, чтобы люди наслаждались хорошим учением, не просто иметь хорошее общение, чтобы ее члены чувствовали себя хорошо, и благовествовать не ради того, чтобы расти количественно (хотя все это нужно и хорошо). Освящение необходимо для исполнения данной нам миссии – спасение этого мира – вот Божья цель для всей церкви. Церковь – это община, которая должна призывать людей соприкоснуться с Божьей славой, быть преображенными ей и затем нести ее дальше в мир. «Слава Отца Моего проявится в том, что вы урожай принесете обильный и станете моими учениками» (15:8). Духовный плод в конце концов – это то, что прославляет Бога. Это должно заставить нас при каждом решении честно задавать себе вопрос: «Прославляется ли в этом Бог?» Ответ не всегда будет очевидным или простым, но этот вопрос надо задавать, потому что в этом было все предназначение жизни Иисуса, и теперь в этом все предназначение церкви.

 

Как ясно видно в 20-26 стихах, Иисус молится не только за своих первых учеников, но и за все будущие поколения верующих, включая и нас с вами. Мы – свидетельство верности тех, кто жил и являл Христа до нас. Теперь дело за нами. Так же, как Иисус молился о единстве своих первых учеников, Он молится о нашем единстве, которое должно отражать единство Отца и Сына. Единство невозможно без освящения, т.к. порождается тем, что они абсолютно разделяют волю Отца для спасения этого мира: «Пусть все они будут едины и пусть они будут в нас, как Ты, Отче, во Мне, а Я – в Тебе; и пусть мир поверит, что послал Меня Ты» (17:21). Когда церковь едина, мир начинает познавать, что Бог послал Иисуса и что Бог любит мир. Если церковь не может убедить мир в том, что Бог во Христе примиряет с Собой мир (2 Кор. 5:19), значит церковь провалила свою миссию. Если мир не понимает, что Бог любит их, церковь провалила свою миссию. Если церковь не учится воплощать любовь Божью, как Иисус, то она провалит свою самую основную миссию. То, что большая часть мира имеет злобный, мстительный образ Бога, – это порицание церкви, которая неоднократно была злобной и мстительной. Если единства нет, значит церковь пренебрегала освящением. Если быть честными, и наша церковь повинна в этом, наша жизнь не особо убеждает мир в Божьей любви и не позволяет ему окунуться в Божью славу. Почему? Потому что мы слишком долго пренебрегали призывом к освящению. Об этом было проповедано и не раз, но большинство из нас предпочитают довольствоваться посредственной жизнью, тем, что мы поверили в Иисуса 20 лет назад, и нас устраивает все, как есть, и мы просто хотим, чтобы к концу жизни Господь принял нас к себе. Большинство из нас довольствуются, что мы «не такие уж плохие люди», и верят, что большего нам все равно не дано, ведь привычки так сильны, и всю жизнь мы воспитывались иначе, какое уж тут освящение.

 

А Иисус в это время молится и продолжает говорить о нашем освящении, ибо только такую, полностью посвященную Ему жизнь Он сможет использовать в мире, чтобы мир был спасен. Мы так часто говорим о том, что мир становится все хуже и катится в ад, но при этом в той же мере не готовы подчинить свою жизнь освящающей работе Духа Святого. Мы сетуем о том, как мирские люди отмахиваются от спасения и новой жизни, но мы – спасенные люди – сами по разным причинам отмахиваемся от освящения, и миссия Божья стоит на паузе.

 

Осенью, когда Давиде проповедовал из Иоанна 15, он говорил о нашем убеждении, что Церковь должна пройти очищение, как ветви на Лозе, прежде чем принесет плод. Так и происходит, мы видим это очищение, мы видим, что, как и обрезаемая лоза, церковь сейчас выглядит весьма непрезентабельно. Но я хочу, чтобы вы поняли, что еще должно произойти. У кого-то есть уверенность, что если бы только вернулся пастор или был поставлен другой, то все наладилось бы, кто-то считает, что все плохо из-за того, что прекратились все мероприятия, кроме воскресного Богослужения, и потому люди не чувствуют себя частью семьи, другие решили, что у этой церкви вообще нет надежды, и отправились на поиски лучшей церковной жизни. А я скажу вам так: бесполезно ставить пастора, бесполезно что-либо возобновлять, бесполезно менять церковь (унося туда с собой те же проблемы). Все бесполезно, пока каждый из нас и мы вместе как церковь не начнем серьезно относиться к призванию освящения, пока каждый не начнет страстно, отчаянно взывать к Господу: «Возьми мою жизнь, освяти, очисти, сними с меня все, что я на себя напялил, пока я не останусь «самим собой», не умру для себя, не лишусь своих собственных интересов, и тогда используй меня для Твоей славы». Это непременное условие освящения, и именно потому многие падают духом, и не решаются на этот шаг. Но другого-то пути нет.

 

Когда проще поискать другую церковь, где обо мне любимом позаботятся лучше, чем здесь, когда проще вообще бросить все, кто из вас готов совлечь с себя все, что о нем думают друзья и вы думаете о себе самих, и предать это ничем не прикрытое «я» Богу? Когда это произойдет, Бог освятит вас во всей полноте, так что вы ни к чему не будете относиться всерьез, кроме как к Богу и Его замыслам. Вот тогда мы как церковь поймем, кого Бог желает куда поставить, что надо возобновлять, о чем надо забыть навсегда, а что незамедлительно начать делать.

 

Иисус сейчас стоит посреди нас и страстно молится: «Отче, освяти их Себе силой истины! Да будут едины, как и мы с Тобой едины! Да познает мир, что Ты послал меня!» Я верю, что Отец небесный готов дать дар освящения каждому из нас. Но как верно заметил Джон Уэсли: «Бог редко посылает Дух Свой даже тем, кого он утвердил в благодати, если они не молятся об этом при каждой возможности, и не единожды, но многократно. Каждое дело Бога в отношении нас – ответ на молитвы; и даже те, кто обратился к Богу, не молясь об этом самостоятельно (что чрезвычайно редко), не обошлись без молитв других. Каждая новая победа души – результат новой молитвы». Желает ли кто-то сегодня и в грядущие дни искать и просить у Бога дара освящения так же неотступно, как это делал Иаков, говоря: «Не отпущу, пока не благословишь меня»?

Татьяна Кантарелла

28.06.2015

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»