Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Ветер жизни

Ветер жизни

Спустя неделю после дня Пятидесятницы я хотел бы задержаться ещё немного на теме о Духе Святом. Некоторое время я приложил однажды, чтобы разобраться с понятием «духа» в целом, как это слово воспринималось в разные времена, начиная с древних и заканчивая сегодняшним днём.

Безусловно, первое, что я открыл, была книга Бытия. Там в начале первой же главы есть упоминание слова «дух»: «Земля была безвидна и пуста, тьма над бездной, и Дух Божий носился над водою» (Бытие 1:2). Можно было бы попробовать объяснить эту странную космологию, но сначала лучше подобрать подходящий перевод. Теологи при составлении переводов преследуют собственные цели и учитывают при этом очень многое, а нам, чтобы понять автора, в данном случае достаточно пользоваться просто ближайшим контекстом. Слово «дух» также может означать «ветер» или «дыхание», и значение «ветер» в описании земли очень подходящее. Быть может, ветер – дыхание Божье – веет над невидимой в темноте водою?

Посмотрим, где и как ещё используется слово «дух». Мы видим его в словосочетании «дух жизни», и достаточно часто. Интересно, где же находится этот дух жизни у человека? В коре головного мозга? В сердце? Может быть, в животе? Известно же, что буква «Ж» – живот – изображает жизнь, струящуюся из среды человека. И эта фраза: «Не жалея живота своего». Или всё-таки неправильно так думать, и дух жизни не занимает конкретного места в теле человека? Неожиданный, на первый взгляд, ответ есть в описании ужасающих результатов великого потопа: «Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло» (Бытие 7:22). Значит, дух жизни проявляется в ноздрях! И это логично. Бог вдохнул дыхание в лицо человека, и тот стал душой живою. Ветер из ноздрей свидетельствует о жизни. Кто дышит, имеет дух жизни. Это настолько же просто, насколько и удивительно. Дыхание в ноздрях преображает тело полностью. Если дыхание есть, тело живо, двигается, функционирует, развивается. Если нет – оно мертво и бездвижно.

Листаем страницы дальше. Благодаря Ною, спасшемуся от потопа в ковчеге, люди снова распространились по земле. И восстали против Бога в повествовании о вавилонской башне. И Бог смешал их языки, так что они не могли понять друг друга и осуществить задуманное. Так люди были разделены на народы. Позже среди них выделился еврейский народ, который изначально был созидаем Богом с особой миссией. Они должны были стать Божьим народом, а Бог – их Богом, их Царём.

Один из патриархов еврейского народа Иосиф волею судеб и своих старших братьев попал в Египет и был заключён там темницу. Я тут выделю один момент, связанный с египетским фараоном, потому что нам всё ещё интересно слово «дух». Дело в том, что слово «дух» используется тут впервые ещё в одном интересном выражении: «дух смутился». Оно используется в Библии, когда человек пребывает в порыве эмоций по какому-либо поводу: либо испугался, либо зол на кого-то, либо возмущён. «И проснулся фараон и понял, что это сон. Утром смутился дух его…» (Бытие 41:7-8). Эмоции такого рода одновременно сопровождаются сбитым дыханием и учащённой работой сердца, что не ушло от внимания человека. Так что не только ноздри, но и сердце имеет признаки действия духа. Можно также сделать предварительный вывод о том, что помимо дыхания понятие «дух» связано в целом с активностью, возмущением.

Фараон приказывает доставить к нему Иосифа, чтобы тот объяснил ему значение его сна. Когда Бог открыл Иосифу значение сна фараона, фараон на радостях говорит про Иосифа: «Найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?» Так Иосиф снискал себе уважение египетского фараона, а мы увидели ещё одно особенное употребление слова «дух» в Библии. Дух Божий может быть в человеке, раз этому человеку Бог открывает тайны. Заметим и этот факт…

Так можно продолжать последовательно всматриваться в то, как используются слова и выражения по всей Библии. Мы дальше не станем подробно описывать здесь различные контексты, потому что в дальнейших книгах Библии встречается всё больше вкраплений слова «дух», на всех не остановишься. Однако мы пройдём дальше по истории вплоть до времён Христа, и проследим отношение к слову «дух».

Родственники, последовав за Иосифом в Египет, определили дальнейшую судьбу еврейского народа. Они долгое время жили в Египте, множились и формировались в полноценный большой народ. А затем, Бог повёл их в землю, которая уже была облюбована предками и обещана им Богом. Во время этого пути Бог всё время был со Своим народом видимым образом, в виде огненного или облачного столпа. Он был их Царём, а они Его царством. Однако, как мы знаем, они долго кочевали где-то недалеко от обетованной земли, не решаясь зайти в неё.

Кочевой образ жизни наложил отпечаток на самоопределение народа. Он отразился и в законе, и в ежегодных праздниках, отмечаемых и через много лет. И в отличие от европейских народов, где во времена Христа, к которым мы стремимся, уже приносила свои плоды философия, и каждый человек осознавал себя индивидуальностью, для евреев оставалась важна община, коллективизм, так необходимый при кочевом образе жизни. Человек в еврейском народе, в первую очередь, элемент в едином организме Божьего общества.

Вероятно, это отразилось и в дальнейшей эволюции понятия о «духе». Дух у евреев очень часто собирателен. Глядя дальше на книги Ветхого Завета, приходится сделать вывод, что всё движущееся у евреев может ассоциироваться с олицетворёнными духами, имеющими волю в небесной сфере или определённую миссию. В частности, очень показательно в книге Даниила описано противостояние целых народов. Оно представлено как противостояние духов, один из которых – Михаил – архангел еврейского народа. В небесных сферах борются ангелы, на земле этому соответствуют движения в отношениях между народами, конфликты, войны. В образе, представляемом Библейскими книгами, дух может стоять отнюдь не только за дуновением ветра или биением сердца, но за любым движением, за всем, что меняется, за любой силой, стремлением, событием, за целым народом, за характером, за камнем, если он покатился.

Для нас с вами такие образы могут быть немного непривычны. Мы обычно подразумеваем под духом некоторую сердцевину личности, её идентификацию. Мы относимся к духу так, как научила нас философия, а позже психология. Нет духа – нет личности. Есть дух – есть одна личность, им идентифицируемая. Мы с вами воспитаны как раз больше греческой цивилизацией, а еврейской – опосредовано.

Придя в обетованную страну и освоившись в ней, евреи, в конце концов, попросили у Бога дать им царя, как у других народов. И Бог дал им царя, вместо Себя. Однако и после этого Бог не оставил Свой народ, потому что воля Его оставалась, чтобы евреи были Его народом. Он дал новому царю Своего Духа. «И найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать… и сделаешься иным человеком. Когда эти знамения сбудутся с тобою, тогда делай, что может рука твоя, ибо с тобою Бог» (1 Царств 10:6-7). Когда на человеке пребывает Дух Господень, он становится иным человеком. Человеком, имеющим общее направление, общие чаяния, общие действия с Самим Богом. Там же сказано и об ином сердце от Бога (9 стих) , это связанные вещи. Первым избранником был Саул, однако он с самого начала из страха перед людьми не сделал того, что было предписано пророком от Господа, и, в конце концов, вместо него был помазан на царство Давид. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его…, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после… А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (1 Царств 16:13-14).

Итак, дух ветер. Дух жизнь. Дух движение. Дух стремление. Дух зависимость. Дух трепетный страх. Дух воля. Дух собирателен. То, что имеет стремление, движение, развитие, волю, – всё подразумевает под собой действие духа. В Ветхом Завете мы видим Духа Господня, который сходит на человека, меняет саму сущность человека, и Бог пребывает с этим человеком. Пророк Исаия описывает этого Духа так: «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;  и страхом Господним исполнится» (Исаия 11:2). Всё это удивительные свойства Духа, меняющего сущность человека.

Богу было угодно, чтобы Его народ, евреи, стал народом, из которого произойдёт Христос, помазанник Божий, который распространил бы царство Божье по всей земле. Чтобы, в конце концов, не один только народ составлял царство Бога, но все народы заключили с Богом Новый Завет и вошли в Божий удел. И именно это является чаянием того же Духа Божия, которого мы видим уже в Ветхом Завете. Дух, ведший народ Божий к Христу, сегодня ведёт мир к тому, ради чего пришёл Христос, к установлению царства Божьего для всех народов. Дух Святой не нов для Нового Завета. Он Тот же на протяжении всей истории, как неизменен Сам Бог…

Первое, что мы видим в Новом Завете, девушка по имени Мария вынашивает сына, и ангел предупредил её, что этот плод от Духа Святого. Мария родит Иисуса, помазанника Божия. Дальше через три десятилетия видим Духа Святого на Иордане, где крестит Иоанн Креститель. Он крестит в воде людей, идущих к нему с покаянием. «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу» (Матфея 3:11-12). Конечно, Дух Святой предстаёт здесь в образе ветра! Пшеницу подбрасывают лопатой на ветру, и вся солома и шелуха уносится ветром, а зёрна собираются в хранилища.

Иисус Христос сам приходит креститься от Иоанна, как если бы он был учеником Иоанна, тем самым подтверждая перед людьми, что принимает его учение как истинное. И при крещении Дух Святой в телесном виде почивает на Христе. С этого времени начинается Его служение, возвещающее царство Божье для всех народов. Иисус ходит по городам с евангелием царства, и количество следующих за ним людей множится.

Следующим эпизодом в нашем анализе хочется вспомнить встречу Иисуса с Никодимом. Никодим большой начальник в Иудее, который приходит поговорить с Иисусом, чтобы, возможно, навести с ним какие-то мосты. Давайте воспроизведём этот разговор: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться заново. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.» (От Иоанна 3:3-8). Иисус языком, допускающим двоякую интерпретацию, говорит о рождении заново, обретении новой сущности. Вспоминая уже пройденные интерпретации, мы видим, что он оперирует земными категориями, говорит о воде и ветре: «ветер веет, где хочет, и завывания его слышишь, а не знаешь, откуда он берётся и куда девается». Одновременно можно утверждать, что Иисус намекает Никодиму, как ему следует поступить, чтобы навести с Ним мосты, ради которых тот пришёл. Для этого, ни много, ни мало, Никодиму необходимо родиться заново. Никодим принадлежит такому социальному слою, что не может не понимать подтекста в словах Иисуса. Он отлично понимает намёк о несостоятельности для Бога того, что Никодим имеет в жизни. И возражая, он делает вид, что не понимает, и спрашивает, разве может человек второй раз войти в утробу матери. Никодим считает, что он уже имеет всё для царства Божьего, родившись иудеем, преуспев в фарисейском учении, достигнув седины и высокого положения. Как же можно начать всё сначала?! Об этом он и говорит. После чего Иисус предлагает ему принять омовение Иоанновым крещением (родиться от воды), которое практикуют Его ученики как прежние последователи Крестителя, а затем следовать за Ним и получить Духа Господня (родиться от ветра), перерождающего сущность человека для царства Божьего. Все образы в этом разговоре отлично знакомы Никодиму из Писания. Для него не может быть загадки, о чём говорит Иисус, но ему очень сложно согласиться с этим. Однако впоследствии мы видим, что Никодим, судя по всему, принял-таки слова Христа, и стал Его последователем.

Помимо учения и проповеди царства Божьего, Иисус постоянно делал дела, которые большинством людей воспринимались исключительно как дела Духа Божьего: исцеления, воскрешения, изгнание бесов. Тот же Никодим свидетельствовал Ему: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (От Иоанна 3:2). Делающий такие дела должен иметь Духа Божьего. Это было столь явно и очевидно, и означало, что перед ними, вероятно, не кто иной как Помазанник Божий, ожидаемый в веках.

Однако же, несмотря на очевидность Божьего действия в Иисусе и однозначное восприятие этого народом, большинству фарисеев, значимых людей в духовной жизни Иудеи того времени, Иисус был поперёк дороги, потому что составлял им конкуренцию, показывал их несостоятельность из-за их лицемерного отношения к Богу и к людям. «И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов. Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (От Матфея 12:23-24). Именно на это обвинение Иисус отвечал: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (От Матфея 12:31-32). Другими словами, одно дело, когда не признают Христа в человеке, несущем непривычные речи, это простительно и понятно. Но когда порицаются очевидные дела Духа Святого, свидетельствующие о Христе, это значит, люди не боятся Бога.

Этот конфликт усугублялся, и становилось понятно, что от Иисуса собираются избавиться. В те дни Иисус наставлял своих учеников о том, что Он будет убит, и именно так должны исполниться пророчества о Нём. Но при этом Иисус обещал, что пошлёт ученикам Духа Святого для свидетельства о Нём. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Иоанна 15:26-27). Дух Святой назван «утешителем». Однако смысл всей фразы плохо укладывается в утешение плачущих. Тут утешение какого-то другого рода. Попробуем разобрать смысл этого слова по другим местам из Библии. В частности, апостол Павел в своих посланиях часто употребляет слово «утешиться», когда желает убедиться в том, что церкви, насаждённые им, в его отсутствие держатся здравого учения, успокоиться и не сомневаться в мыслях о них. Помимо этого, то же слово «утешение» по смыслу контекста в Библии переводится как «увещевание» и даже «учение». А в следующем примере Павел пишет, что у македонских церквей и гонения, и страшная нищета, но они собрали средства для помощи верующим других церквей и убедили (и это то же самое слово) Павла взять собранное: «Они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым» (2 Коринфянам 8:4). Получается, что утешение, которое приносит Святой Дух, заключается не в утирании слёз и улучшении настроения, а в убеждении в чём-то, что приносит успокоение и не оставляет неуверенности. Остаётся понять, кого и в чём убеждает Дух-Утешитель. В первую очередь, Дух Святой – возможность для верующих убедиться и не сомневаться во Христе («Он будет свидетельствовать о Мне»). Он говорит им то, что слышит от Бога-Отца, наставляя, увещевая, давая уверенность в Боге, убеждённость, уверенное спокойствие. Но верно и обратное. «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа.» (Римлянам 8:26-27). Дух действует по отношению к Богу-Отцу, убеждая Его в том, что действительно необходимо верующим в Христа.

Наконец, рассуждая о Духе Святом, конечно, совершенно необходимо коснуться самой Пятидесятницы. После смерти и воскресения Христа, спустя несколько недель, в день Пятидесятницы, его ученики, наконец, получили одно из основных обетований Христа – на них сошёл Святой Дух, преображающий людей в новую сущность. «Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» (Деяния 2:2). Здание наполнилось шумом ветра. Ветра?! Это знакомо. Почему-то тут перевели как ветер, а могли бы прямо написать, что здание наполнилось Духом. Очевидно, на то были свои причины. Но факт в том, что каждый из учеников тогда исполнился Духом Святым. И первое же действие, которое этот Дух производит в учениках Христа, направлено на людей из разных народов и языков. «Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием» (Деяния 2:6). Дух, сошед, объединил все народы для Бога. Люди, собравшиеся вокруг, были из разных народов, но слышали учеников Христа на своём наречии и понимали их, говорящих о великих делах Божьих. То древнее проклятье, которое Бог наложил на людей – разделение на языки и народы – преодолено действием Святого Духа. В Духе не существует более этого разделения. В Духе все славят Бога одним языком. Имеющие Духа Святого – один народ, народ Божий.

В Духе мы едины. У нас одни стремления, одно движение, одна уверенность в Боге. Все мы знаем наизусть слова, которыми апостол Павел благословил церковь: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Коринфянам 13:13). Благодаря Христу мы имеем благодать, любовь исходит от Бога Отца, единение же святых с Богом и между собой приносит Дух Святой. В данном предложении «общение Святого Духа» означает не то, как мы выходим в контакт с Духом Святым. Слово «общение» вообще в Библии никогда не означает поговорить друг с другом, провести время вместе или участвовать в переговорах, это не телефон и не застолье. Если это и передаточная или коммуникативная функция, то совсем в другом. Общительность церкви в Библии означает, что в такой церкви средства собираются от всех, и используются согласованно. Общительность человека в Библии – это когда он делится с другим человеком всем необходимым. Общение всегда означает иметь что-то общее, не разделять на своё и чужое. Когда Дух Святой даёт нам всё, что имеет от Бога-Отца, когда мы едины во всём друг с другом – вот общение. Мы едины, потому что Дух Божий определяет наши общие свойства, ценности, желания, цели, стремления. Мы едины, потому что Дух Святой побуждает нас участвовать в нуждах друг друга. Дух Святой – Дух единения.

Дух даёт одно видение, одну уверенность в Боге. Дух Святой – Дух ожидания царствия Божьего. Я радею, болею за установление царства Божьего для всех людей. Но я вижу, что до сих пор оно не установлено окончательно. Ещё царствуют среди людей и зло, и болезни, и смерть. Если бы я верил тому, что я вижу, я бы непременно потерял надежду. Но Дух Святой заверяет меня, что царство Бога распространится на всю вселенную. «Ныне же еще не видим, чтобы все было Ему покорено; но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус» (Евреям 2:8-9). Победа Христа состоялась, и церковь участвует в распространении царства Божьего на весь мир. Оно пустило корни свои во всех народах, и его не искоренить. Я не знаю, как это будет, как это возможно. Но как Пётр говорит: «Вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда» (2 Петра 3:5-7). Никто не ждал потопа, кроме праведника Ноя, но потоп состоялся. Никто не ждёт полного и окончательного суда Божьего и сошествия небесного города Иерусалима на землю для установления царства Бога. Никто не ждёт, кроме церкви Его. Для мира эти ожидания абсурдны, но не для церкви. Для церкви они принципиальны и очевидны, благодаря действию Святого Духа. Мы едины в наших чаяниях и ожиданиях. Мы живём, исходя из этой надежды.

Моя молитва о том, чтобы мы были едины во всём, в одном Духе поклонялись Господу. Поклонялись в Духе ведения, духе мира, духе единения, духе прославления Бога на одном языке взаимопонимания и служения друг другу. Чтобы наблюдали за этим и следовали этому непрестанно. Благословен Бог, пославший нам Духа Своего, чтобы нам не остаться сиротами среди мира, но войти в благословенную семью Бога, Его церковь, Его народ. Действуя в Духе Святом, живя Им, достигнем и царства Божьего во всей вселенной. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь.

Николай Скворцов
07.06.2015

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»