Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Мир, который дарует Иисус (От Иоанна 14:15-28)

Мир, который дарует Иисус (От Иоанна 14:15-28)

Псалом 66, Откровение 21:10,22-22:5

Eсть вещи, которые абсолютно необходимы для существования человека. Говоря это, чаще всего мы подразумеваем воду и пищу, но есть еще что–то, и это что-то – мир, покой. Я думаю, что невозможно найти здравомыслящего человека, который не хотел бы мира. Даже те, чья работа – воевать, часто говорят о жажде мира. Даже в такой военной сверхдержаве, как СССР одним из самых распространенных люзунгов был «Миру мир!» Все люди стремятся к миру, люди устали от войн и ненависти и в сердце желают мира. Ученые подсчитали, что за 5500 лет летописной человеческой истории, произошло почти 15000 войн, в которых погибло около 3.500.000.000 человек. Люди устали от войн, люди ищут мира: мира в обществе, мира в отношениях с людьми и более всего внутреннего мира.

Однако при всем нашем стремлении к миру он остается невероятно иллюзорным. Нам удается достигнуть немного мира то здесь, то там, но наши старания полностью сохранить мир равны попыткам прибить к стене холодец. Историки подсчитали, что за последние 3500 лет правители разных государств заключили более 5000 мирных договоров на вечные времена, в действительности же, этим договорам в среднем следовали два года, а потом они нарушались. Все стремления мира к миру не кончаются ничем и оказываются лишь надеждой, каждый раз ускользающей из рук человечества. Как говорится, «покой нам только снится»!

Я думаю, мы все это испытали в той или иной мере. Вроде бы, получается всё в жизни уладить, всё идет более или менее хорошо, и даже ощущаешь какое-то время покой, облегченно вздыхаешь… И именно тогда происходит что-то неожиданное, внутри все переворачивается и покой улетучивается, как если бы его и не было никогда. Как трудно сохранить этот мир!

В 1983 году в Советском воздушном пространстве был сбит корейский авиалайнер, и 239 пассажиров погибли. Согласно одному из источников, Геннадий Николаевич Осипович, майор советских воздушных сил, должен был выступать на тему мира в школе, где его дочка Оля шла в восьмой, а сын Олег – в первый класс. Для этого, ему нужен был свободный день, и он решил совершить свои полеты ночью, чтобы днем отправиться в школу. Именно поэтому в ночь на 1 сентября 1983 года он находился в небе, патрулируя границу восточных регионов СССР. Это была та самая ночь, когда корейский авиалайнер залетел в советское воздушное пространство. Вскоре майор был втянут в запутанный разговор, и в результате неверно данной информации, следуюя приказу, сбил не отвечавший на запросы самолет. В тот день он хотел лишь отработать свои часы заранее, чтобы рассказать детям о мире. Вместо этого он оказался втянутым в международные события, заставившие мир напрячься в страхе войны.

Как сильно человеческое желание мира, и как трудно его сохранить! Однако люди, исповедующие веру в Иисуса Христа, верят, что имеют ответ на эту дилемму. Мы-то знаем, что Иисус Христос – источник мира. Текст из книги Откровения сегодня продолжает описание Нового Иерусалима, о котором мы читали на прошлой неделе. Сегодняшнее описание это описание вечного мира, который будет царить в Новом Иерусалиме, в Божьем народе. То, что мы видим там, – это не просто отсутствие конфликта, а существование в абсолютном благоденствии, которое часто передается в Библии еврейским словом Шалом – благословенной жизнью, которая порождается благословенными отношениями с Богом. Именно поэтому в Новом Иерусалиме будет царить совершенный Шалом, ведь сам Бог обитает там со Своим народом. Иоанн не спроста подчеркивает, что там нет Храма – ведь храм символизировал присутствие Бога и напоминал народу о Боге. А в Новом Иерусалиме нет необходимости в таком напоминании, потому что Сам Бог постоянно живет вблизи Своего народа. А это признак совершенных, беспрепятственных отношений между Богом и народом. И в результате этих отношений в Новом Иерусалиме царит мир, там нет места беспокойствам, ибо нет нужды абсолютно ни в чем: ни в освещении, потому что в присутствии Божием, в Его свете просто не может быть тьмы. Там нет раздоров, потому что народы, пришедшие туда, принесли туда все самое лучшее, что в них было. Там нет страха внешней опасности, нет нужды запирать ворота, потому что войти туда могут лишь люди, очищенные от всякого зла кровью Агнца. Там нет ни жажды, ибо от престола Агнца всегда проистекают реки чистейшей воды, ни голода, ибо древо жизни непрестанно дает плод свой. Там разные народы найдут исцеление разрывам, что были между ними и все проклятое сменится благословенным. Все это вместе и есть тот Шалом, что Бог установит в Новом Иерусалиме. И надеждой и ожиданием этого мира христиане призваны жить уже здесь и сейчас.

Вот он, наш ответ на стремление всего мира к миру! Но к сожалению, нам всем совершенно очевидно, что очень часто даже для христиан истинный мир остается иллюзией. Но почему? Как же так получается, что многие верующие желают мира, знают откуда он берется, но не могут его найти?! Сколько всего раздирает нас, сколько всего не так! Только решишь одну проблему, наваливается другая, нет уверенности в будущем, не знаешь, что будет с детьми, с работой, со здоровьем, не можешь решить конфликты. Сплошные поводы для волненья, какой тут мир, какой покой? Неужели его вообще мовозжно найти? Так же, как и у всех людей, у христиан мир продолжает быть лишь надеждой, чаянием, иллюзией, но не реальностью… Но перед тем, как вознестись к Отцу, Иисус ясно обещал Своим ученикам оставить Свой мир, так что их сердце не будет смущаться и устрашаться. И если Иисус Христос – истинный источник мира, и его обещание имеет силу, почему тогда верующие не исполнены мира? И если мир – это плод Духа Святого, живущего в нас, почему тогда кажется, что Божьи люди не могут сохранить мир? Иисус дает нам ответ на этот вопрос в сегодняшнем отрывке Евангелия.

То, что мы читали сегодня, – это уже середина глубокого разговора Иисуса с учениками в тот вечер. Приближаются серьезные события, подходит к концу время, когда Иисус еще с ними. Он дает им последние наставления, старается помочь им держаться стойко во всем, что вскоре должно произойти. Он объясняет им, как они смогут продолжать свое служение провозглашения Царствия Божия миру даже тогда, когда Его не будет с ними. Иисус обещает: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (14:16). Утешение – очень дивный и странный процесс. Случалось вам видеть, как человек, переживший горе, трагедию, обретает силу, благодаря тому, что рядом с ним находятся другие люди, обнимают его, поддерживают. Это присутствие тех, кто любит его, придает ему силы, и этих сил хватает, чтобы пережить текущую минуту, потом еще одну, еще одну. Внешне, как-будто, ничего не меняется, трагедия остается трагедией, мертвые не возвратятся, но поддержка друзей дает нам способность справиться с ситуацией, она дает нам силы.

Именно такую роль исполняет Дух Святой, которого обещал своим ученикам Иисус. Греческое слово «параклетос», которое Иисус использует здесь, не просто означает утешение в смысле исцеления, успокоения, а больше – «придающий сил», находящийся рядом. Поэтому часто его переводят как «Заступник», тот, кто помогает, кто ходатайствует, как адвокат в суде. То есть, Иисус говорит: «Будут трудности, будут трагедии, будут нападки на вас, но не бойтесь, вы не будете одни, с вами рядом будет Заступник, Утешитель, он придаст вам силы, и вы сможете преодолеть всё». Он говорит им о Святом Духе, который придет и наполнит их сердца своей любовью и силой. Дух научит их всему, что им надо знать. Дух научит давать ответ о своей вере даже пред лицом угроз. Дух будет поддерживать и утешать их, и Дух даст им мир в этом неопределенном мире конфликта и безверия. Это прекрасное обетование Божие, обещание мира, дано ученикам твердо и авторитетно.

«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не робеет». Мы очень любим эти слова и знаем, что это обетование истинно. Те из нас, кто по настоящему открыл свои сердца господству Иисуса Христа, на самом деле, испытали мир Божий, превосходящий всякое понимание. Но то, что ученикам надо было понять, и то, что нам надо понять сегодня, это то, КАКИМ образом мир может оставаться в наших сердцах всегда. Возможно ли, что мир не иллюзия, не что-то приходящее и уходящее? Возможно ли, чтобы мир каким-либо образом стал постоянным в нашей жизни? Да, возможно, но нам надо быть открытыми для того, чтобы понять, как Господь порождает такой мир в нас.

Дело в том, что обещание мира Иисус даёт в середине Своих слов о ПОСЛУШАНИИ. Сегодняшние слова Иисуса – часть текста, в котором снова и снова повторяются условие и результат: «если …, то …» (например, «если любите Меня, то соблюдете заповеди Мои»). Во всем своем учении Иисус говорит ученикам: «Если вы желаете того-то и того-то, то вам необходимо принять то-то и то-то» (См. Стихи 15, 21, 23, 15:4, 15:10). Именно среди разговора о послушании Божьей воле Иисус обещает мир. Тема любви среди учеников Иисуса продолжается с предыдущей главы, и основой мира является то, что истинно любящие Бога будут соблюдать Его заповедь («любить друг друга»), и Божье присутствие пребудет с ними, даже когда Иисус вернется к Отцу. Между миром и послушанием есть очень тесная, даже неразрывная связь. «Если вы желаете мира, вы должны быть послушны моим заповедям. Если вы желаете мира, вы должны пребывать в Моем слове. Если вы желаете мира, тогда вам надо свою жизнь подчинить Моему учению».

Но проблема в том, что очень часто мы желаем получить мир без послушания. Мы так хотим иметь душевный покой, но часто не желаем видеть то, почему этот покой снова и снова ускользает от нас. Апостол Иаков говорит: «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иакова 3:18–4:3). Будучи пастором, я очень часто вижу это в разговоре с людьми. Человек говорит, например: «Вся моя жизнь какой-то хаос, всё не так, одни переживания, одни беспокойства, даже ночью не могу спать. Мне просто надо, чтобы Бог дал мне мир в сердце». Но когда мы начинаем обсуждать обстоятельства их жизни и решения, которые они принимают, то напрашивается лишь один вопрос: «А что вы ожидаете?»

Когда игнорируешь Божьи принципы того, как нужно строить отношения с людьми, как можно ожидать мира? Если не желаешь сопоставлять свою жизнь с ценностями Царствия Божия, как ожидать мира? Если ты молишься о мире и ищешь мира в своей жизни, но не желаешь подчинить свою жизнь истинам Писания, что толку от молитвы? Это как экзамен в школе. Можно часами молиться, чтобы Бог помог на экзамене, но если ты не будешь учиться, не будешь уделять время, чтобы понять материал, что толку от твоей молитвы? Если ты умоляешь Бога о мире, но в твоем сердце есть непрощение к другому человеку, мир ускользнет от тебя, потому что ты не следуешь заповеди Иисуса прощать. Если ты в воскресенье упрашиваешь Бога, чтобы Он дал тебе мир, а с понедельника по субботу живешь по ценностям и правилам этого века, не будет у тебя мира, потому что ты не равняешься на ценности Божьего Царствия. Это очень простое уравнение. Если желаешь мира, который дает Иисус, учись жить в Его истине. Именно это отличает христианство от других религий. Во многих религиях целью, как кажется, является некий абстрактный мир жизненного благополучия (нирвана), но в христианстве иначе, наша цель – Сам Христос, наша цель быть подобными Ему в мыслях и в духе, а мир – это следствие подобия Христу.

Кори Тен Бум, голландка, проведшая несколько лет в гитлеровских концентрационных лагерях, говорила: «Я взирала на Иисуса, и мир, как голубь снисходил, наполняя мое сердце. Я смотрела на голубя мира, и вот он… возносился ввысь». Иисус сказал: «Если кто любит Меня, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и мы придем к нему и обитель у него сотворим». Так познается мир: Дух Истины, Утешитель, Советник будет обитать лишь в тех, кто послушен Слову Иисуса. Иисус сказал: «Не так, как мир дает, Я даю вам». Мир, который дает Иисус, – это не мир быстрого приготовления, не какой-то волшебный мир. Это не мир, который можно выторговать и не даровой мир. Мир, который дает Иисус – это мир, сходящий в послушное и любящее сердце.

Вы нуждаетесь сегодня в мире? Жаждете ли вы такого мира, который дает Иисус?

Тогда ответьте:

Ищете ли вы Царствия Божия и Его праведности или же (будьте до конца честны) вы тратите больше сил и времени на царство этого мира? Пребываете ли вы во Христе ежедневно? Проводите ли вы время в присутствии Бога, питаясь Его Словом, обновляетесь ли Его Духом через молитву? Участвуете ли вы в служении регулярно, внося свой вклад? Любите ли ближнего, как самого себя? На что вы тратите большую часть своих сил и ресурсов: на свое благополучие или ради других? Чем характеризуются ваши отношения с другими людьми: благодатью, любовью и прощением или же подозрительностью, недоверием, горечью, сплетнями и презрением?

Если вы желаете знать, что значит жить в духе покоя и мира, вы будете тщетно молиться, чтобы мир упал на вас с неба, этого никогда не произойдет. Молитесь, чтобы Бог помог вам быть послушными учению Иисуса Христа. Молитесь, чтобы ваша жизнь и ваше сердце были преображены обновлением ума в Иисусе Христе. Молитесь, чтобы Бог дал вам благодать делать непростой выбор, принимать непростые решения, подчиняя свою жизнь истине евангелия, какой бы трудной эта истина ни была.

Говорят, что Папа Римский Иоанн XXIII (в миру Анджело Ронкалли) жил по девизу «послушание и мир», умел творчески действовать даже в стесненных обстоятельствах и смиренно принимать то, что не мог изменить. Его терпеливое ожидание исполнения Божия замысла не было мертвой пассивностью. Изо дня в день он принимал Божий промысел без страха будущего. Он верил в утверждение: «Совершенное доверие Богу во всем, что есть в настоящем, и совершенный мир в отношении будущего». Он постоянно повторял слова Григория Назианзина: «Воля Божия – мир наш».

Ученики Иисуса по-прежнему живут в этом мире, который не признает ни Его, ни их, в мире, который постоянно восстает против Бога, в мире постоянных трагедий, неприятных сюрпризов, потерь, в мире, который постоянно выбивает нас из колеи. Покидая Своих учеников, Иисус однако призвал их (и нас) любить Его и хранить Его Слово. Мир, который Его не признает, любить и помнить не будет. К сожалению, и многие христиане пойдут на компромисс с миром, переставая любить и помнить. Но водораздел между последователями Иисуса и «миром» неизгладим, и только поняв это, мы услышим слова Иисуса и заложенное в них поразительное обещание. Те, кто будут крепко держаться Иисуса и не согласятся на второстепенное, компромиссное христианство, те обретут Его покой как дар, покой, какого этот мир дать не сможет (14:27).

Мир, который дает Иисус – глубокий и вечный мир, это не иллюзия, которая все время ускользает. Но мир Божий не приходит лишь по одному нашему желанию, этот мир зарождается и царит в жизнях послушных Божьему слову.

Татьяна Кантарелла

26.10.2014.

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»