Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Новая заповедь (от Иоанна 13:31–35)

Новая заповедь (от Иоанна 13:31–35)

Псалом 148; Откровение 21:1-6а

Многие люди очень легко устают от повседневной рутины и все время ищут чего-то нового, интересного. Молодое поколение желает, чтобы все было по последнему слову техники, стиля и популярности. И мы так легко поддаемся рекламе, кричащей: «Новинка! Новинка, без которой вам не обойтись!» Рекламодатели не совсем лукавят, давая такие обещания. Мы действительно живем во времена быстрых перемен. Очень часто приобретенная сегодня вещь через неделю кажется устаревшей, потому что появляется более новая и улучшенная версия. Порой нам очень трудно жить и тем более продвигаться по жизни без некоторых современных приспособлений и устройств (я и сама порой думаю: «Как же мы жили раньше без сотовых телефонов!?»). Но насколько новым и улучшенным всё должно быть?

Однако рекламодатели далеко не первые, кто утверждает, что имеет нечто совершенно новое, без чего наша жизнь будет не такой, как хочется. Писание сегодня утверждает именно это: «Внимание, внимание! Вот НОВОЕ, без которого жизнь немыслима!» Но Писание говорит не о чем–то, что является новым и улучшенным сегодня, а уже завтра сменится чем-то более новым и улучшенным.

Текст из Откровения 21:1-6 создает основу для нашего понимания. Описанное там видение полно символизма. Выражение «новое небо и новая земля» – включает в себя абсолютно всё, всю действительность, которая будет обновлена Богом. И среди этой новой действительности мы видим святой город Иерусалим, представленный в образе невесты. Невестой в НЗ неоднократно называется Церковь, и этот Новый Иерусалим есть образ народа Божьего, Церкви Божьей. Этот город «сходит от Бога с неба», ибо Он создан Богом, а не человеческими усилиями. Город, некогда оскверненный, но обновленный Богом – это народ Божий, некогда оскверненный грехом, но созданный вновь смертью и воскресеньем Христа. Библейский образ брачных отношений между Богом и Его народом встречается довольно часто и подчеркивает любовь между Богом и Его народом. Образ брачного пира, свадьбы передает нескончаемую радость, и совершенство отношений жениха Иисуса и Его невесты Церкви. По сути, мы имеем здесь описание того, как завершится исполнение Божьего замысла для человечества, когда оно будет заново сотворено, преображено, когда будет воссоздан народ, в чьей среде будет обитать и царствовать Бог.

Это прекрасная картина для нас с вами, живущих в мире, пораженном грехом, но жаждущем чистоты; в мире, полном боли, но жаждущем исцеления; в мире раздоров, но мире, жаждущем примирения; в мире отчаяния, но мире, жаждущем исполнения надежды. Мы с вами церковь, которая среди несовершенства, конфликта, боли, слез, человеческих непониманий жаждет исполнения обетования, когда великое множество людей из всех племен и языков, пройдя великие скорби, преодолев жажду, голод и зной, предстанут пред престолом Божиим, спасенные Его благодатью. И вот Иоанн в своем видении будущего свидетельствует о том, что этот новый мир настанет. «Свершилось!» – звучит здесь вновь, как некогда из уст Иисуса, пригвожденного к кресту! Новый Иерусалим в видении Иоанна – это образ исполнения Божьего замысла, завершение нового творения, которому Бог положил начало в смерти и воскресении Христа. Воскреснув, Иисус победил грех, царивший в человечестве, и положил начало новому человечеству. Это видение Иоанна – свидетельство того, что все было преображено в смерти и воскресении Христа, и что наступит день, когда новый, совершенный народ будет пребывать в вечности с Богом, пребывать в совершенно новых отношениях любви в мире, в котором не будет уже ни слез, ни смерти, ни плача, ни вопля, ни болезни, ибо это останется в прошлом, и всё будет новое, и всё будет от Бога и в Боге.

 

Однако эта будущая надежда – лишь часть радостной вести. Другая ее часть заключается в том, что, несмотря на то, что Откровение говорит о Новом Иерусалиме как о городе будущего, этот город созидается уже сейчас, в настоящем. Пока еще мы живем в мире, который в контраст с Иерусалимом Писание называет Вавилон. Новому Иерусалиму – народу, живущему в верных отношениях любви с Богом противостоит Вавилон – мир, действующим против Бога и Его замысла, мир, полный хаоса, стяжания, злобы, зависти, вражды и безбожия. Но даже среди этого мира Бог помогает Церкви «облекаться» в праведность и становиться иным «городом». Эта надежда будущего нового мира уже отражается в том, как церковь живет здесь и сейчас. Мы живем в мире, постоянно раздираемом враждой, в мире, в котором каждый день распадаются сообщества людей: распадаются семьи, дети оказываются лишенными дома, некогда дружественные страны начинают враждовать, организации распадаются из-за проблем взаимоотношений между людьми.

В свете этого, Иисус, зная, что вскоре он покинет своих учеников, оставляет им основополагающую заповедь. Евангелие подчеркивает, как слава Божья являлась в жизни Иисуса Христа, в Его милосердии и любви, так же Божья слава, отблеск небесного Иерусалима открывается в Церкви уже в настоящее время через отношение христиан друг к другу. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34–35). Будущее начинается в настоящем. Бог не только дал нам надежду на будущее в Новом Иерусалиме, но и возможность созидать это будущее вместе с Ним уже сейчас. Если мы действительно жаждем того мира, который описывает в Откровении Иоанн, если мы видим себя в свете этого будущего, к которому призвал нас Бог, то и в настоящем нам предстоит жить соответствующим образом. Церковь сегодня – это отблеск Нового Иерусалима будущего, и то, что отличает её от Вавилона этого мира, – это любовь Христова.

Есть много способов отличать членов определенной группы от других групп. Чаще всего это чисто внешние признаки: врачей отличают по белым халатам и шапочкам, военных по форме и выправке, скинхэдов по черной одежде, высоким ботинкам и обритой голове, монахов по бородам и черной рясе. А вот Церкви, как обновленному человечеству, Иисус дал совершенно иной критерий отличия. Церковь Его будут узнавать не по крестику на шее или рыбке на машине, а по их любви. Именно это, как видно из раннехристианского послания Диогнету, и происходило в ранней церкви: «Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречья, и ведут жизнь, ни в чём не отличную от других… Но, обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и, следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни…Они вступают в брак, как и все, рождают детей, только не бросают их… Они во плоти, но живут не по плоти… Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех…”

Любовь христиан – это зеркало любви Иисуса к миру, и начинается эта любовь всегда внутри сообщества веры. И речь идет здесь не об улыбках и совместных чаепитиях, не о теплых чувствах, а о действиях и словах, направленных на других. Сама заповедь любить не является новой, Писание всегда призывало любить Бога и ближнего. Новым является стандарт этой любви: любить так, как любит Иисус. Неспроста эта заповедь звучит из уст Иисуса сразу после того, как Он омыл ноги ученикам. Любить, как любит Он, значит сделаться слугой для братьев и сестер. Об этом высоком стандарте любви Он говорит другими словами в Евангелии от Матфея: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:33-34).

Думаю, мне не особо надо убеждать собравшихся здесь в важности этой заповеди, мы все с ней согласны. Но проблема с этой заповедью для нас в том, что невозможно просто приказать человеку любить. Н. Т. Райт в своем комментарии на этот текст говорит: «Иисус дает простую, ясную, неисполнимую заповедь: любите друг друга». Дело в том, что с психологической точки зрения трудность этой заповеди в том, что любовь нельзя просто вызвать силой воли. Человек, который просто пытается любить актом воли, скорее всего, станет внешне любящим, но будет иметь теневую сторону, которая подсознательно будет противиться этой любви. Любовь должна происходить из сердца, чтобы быть искренней и действенной. Любовь не может быть притворной даже из лучших побуждений. Иначе она просто станет лукавым ответом, скрывающим под собой глубинное противостояние, сокрушенность и гнев, которые всё равно рано или поздно вырвутся наружу. А ключом к способности Иисуса любить такой любовью является текст в послании Иоанна 3:13, о котором я говорила и в прошлый раз. Иисус хорошо знал, Кто Он, Он знал свое происхождение («от Бога исшел») и Свое будущее («к Богу отходит»), и благодаря этим ясным отношениям с Богом, Он мог любить своих учеников и сделаться им слугой. И призывая любить, как любит Он, Иисус призывает делать то, о чем говорил при омовении. Для того, чтобы омывать ноги другим, надо сначала испытать это на себе, смиренно подчиниться омовению Христа. И для того, чтобы любить, надо пережить в своей жизни преображающую любовь Бога, испытать ее на себе, понять, что ты любим. Без этого практические невозможно любить другого!

Мы часто воспринимаем призыв любить друг друга как призыв любить мир и говорить Ему о Христе. И это действительно нужно. Но мне кажется, неспроста Иисус все-таки сфокусировал Свою заповедь, прежде всего, на любви именно внутри церкви. Ведь в церкви верующие часто и рьяно борются за «истину» так, что не считают своих оппонентов заслуживающими любви людьми. Первой жертвой любой войны, является не истина, вопреки тому, что гласит старая поговорка. Первой жертвой войны всегда является любовь. Когда христиане не согласны друг с другом, будь то политические, религиозные или внутрицерковные разногласия, возникает неразрешимая дилемма между нашей жаждой отстоять истину и заповедью Иисуса любить. Некоторые из нас столкнулись с этой дилеммой в последние месяцы. Занимая отличную от других верующих позицию по какому-то вопросу, люди часто становятся мишенью нападок со стороны даже своих бывших друзей. Ревностное отношение к истине и заповедь любить часто не могут ужиться в церкви. Я думаю, читая слова Иисуса: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», – мы все сможем сжаться от стыда, вспоминая, как с тех пор люди, исповедующие христианство (и мы не исключение), обращались друг с другом. Евангелие часто превращается в оружие враждующих культур, мы колотим друг друга Библией по головам, уверенные в свое правоте, и бросаем её в костер, на котором сжигаем других за их заблуждения…

Мы порой настолько извращаем представление о ближнем, что заповедь Иисуса превращается для нас в совет любить тех, кто способствует повышению нашей самооценки, игнорируя, а то и прямо отвергая тех, кто с нами не согласен. Мы же призваны быть сообществом любви, кругом последователей Иисуса, которые посвящают себя друг другу, потому что Христос отдал за них себя, людей, которые проявляют любовь не на основе взаимности (люблю тех, кто ко мне хорошо относится и повышает мою самооценку), или потому что члены общины симпатичны друг другу, а на примере Христа, который омыл ноги всем (включая Иуду и Петра).

И как же мы подобны Петру, который даже после этих прекрасных слов о любви с детским упорством возвращается к тому, что Иисус сказал раньше, в 33 стихе, и у них завязывается спор. Петр на эмоциях говорит первое, что приходит в голову: «Куда Ты идешь? Я хочу идти за Тобой! Я жизнь отдам за Тебя!» А Иисус, возможно, с печальной улыбкой на устах, отвечает: «В самом деле Петр? Это ты положишь за меня жизнь? Ты уже многое забыл из того, что я говорил тебе. Увы, Петр, ты поступишь совсем иначе»… Как часто мы бьем себя кулаками в грудь, настаивающие на своей верности Богу Христу: «Я готов ради Тебя на то и на это, Господи!» А в ответ слышим тихое: «Не надо всех этих обещаний служить мне и положить за Меня жизнь, если, действительно, любите Меня, исполните заповедь Мою: любите друг друга, как Я возлюбил вас». Все остальное потом.

Мы любим Петра, потому что мы так на него похожи. Мы любим Иисуса, потому что Он так мягок с Петром даже в этот трудный час последнего испытания и предательства со стороны близких друзей. Господи, помоги каждому из нас вкусить во всей полноте Твою любовь к нам, помоги познать, кто мы есть в Тебе, чтобы любить друг друга так, как любишь Ты. Помоги нашей церкви не жить лишь мечтаниями о прекрасном будущем, помоги нам принять истину о том, что это будущее созидается Богом в Его церкви уже сейчас. Помоги нам не только молиться: «Да приидет Царствие Твое и да будет воля Твоя и на земле как на небе», – но и принять истину о том, что Церкви дана и власть, и сила Духа совершать эту волю и являть людям это Царствие во взаимной жертвенной любви, подобной Христовой. Помоги нам, Господи!

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»