Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Как познавший свет может уйти во тьму (От Иоанна 13:16-32)

Как познавший свет может уйти во тьму (От Иоанна 13:16-32)

В сегодняшней евангельской истории перед нами яркий контраст двух учеников Иисуса. Они все еще находятся на последней вечере, и только что Иисус омыл ученикам ноги. Все еще под впечатлением от произошедшего они возлежат у стола. Да, именно полулёжа кушали в то время. Стол был низкий, как правило в виде подковы. Иисус находился посередине, а остальные располагались по обе стороны от Него полулежа, опираясь на левую руку и кушая правой.

Суда по всему, в тот вечер ближайшее положение к Иисусу занимали два ученика. С правой стороны от Иисуса возлежал Иоанн, за которым закрепилось прозвище «возлюбленный ученик». Он был моложе других, всю жизнь чтил Иисуса и следовал за Ним с радостью и безусловным доверием (даже когда не всё понимал). Возможно трепетное отношение Иисуса к нему и было вызвано тем, что Иоанн был совсем юным. И этот юноша не был соперником для других учеников, которые очень любили поспорить о том, кто из них важнее. Иоанн просто любил быть рядом с Иисусом. Будучи так близок к Иисусу, Иоанн задает вслух вопрос, который так тревожил всех: кто из них тот предатель, о котором говорит Иисус?

С другой стороны от Иисуса возлежал Иуда (явно близко к Иисусу, раз Иисус мог сам подать ему своей рукой хлеб). Рассказ Иоанна делает для нас очевидным, что предаст Иисуса именно Иуда. С самого начала Иоанн подсказывал нам это. То же самое делают и различные иконы, изображая Иуду так, что в нем можно узнать очевидного и несомненного предателя.

supperПосмотрите, например, на этой иконе: одежда Иуды темная, в то время как у всех – светлая, в руках кошелек с деньгами, которые он получил за предательство, у всех над головой нимб – символ святости, а у него нет, тела всех обращены к Иисусу, а он сидит к нему спиной, с самого краю, готовый выйти. И взор всех устремлен на него, всё указывает на то, что он предатель!

Но на самом деле, когда Иисус говорил, что один из них предаст Его, у Иуды не было написано на лбу, что он предатель, и ученики не понимали, о чем говорит Иисус. Иуда был просто один из них, такой же, как они. Иисус сам избрал его как одного из двенадцати учеников. Три года они провели вместе в служении. Он был назначен казначеем, а это значит, что пользовался доверием и уважением. Только что наряду с остальными учениками Иисус омыл ему ноги. Более того, в те моменты, как другие ученики проявляли явное сомнение: Петр, например, все время сомневался в решении Иисуса пойти на крест, и противился омовению, – Иуда оставался послушен и безропотно подчинился Учителю. Так что в тот вечер, когда Иисус сказал, что один из них предаст Его, все были в замешательстве, они понятия не имели, кто это будет, никто не подозревал Иуду, он не был очевидно хуже других. Это очень важно понимать. И даже когда Иуда уйдет, они его ни в чем не подозревают, а думают, что он пошел либо выделить милостыню бедным, чтобы и они могли праздновать наряду с другими, или что он пошел купить необходимое для продолжения празднования.

Именно поэтому нам нельзя читать историю Иуды, легко думая, что она только о людях, которые жестко отвергают Иисуса, и что к нам, верующим, она не имеет никакого отношения. Мне вспомнился фильм под названием «Столкновение». Весь сюжет крутится вокруг одной аварии, в которой участвует много машин, и показывает множество разных персонажей, о которых у нас сразу складывается определенное мнение: этот хороший, этот плохой, этот подозрительный. Фильм показывает жизни этих людей за день до аварии и потом – в процессе и после аварии. Среди множества персонажей – белый полицейский Джон, ужасный расист, и его молодой идеалистичный напарник Том, у которого поведение Джона вызывает отвращение. В одной ситуации они останавливают машину с афроамериканским режиссером и его женой, и Джон ведет себя с ними очень грубо: заставляет выйти из машины, унижает их словами и действиями и даже обыскивает жену этого человека, специально трогая ее без необходимости в очень интимных местах на глазах мужа, который боится что-то сказать. В конце Джон, унизив их окончательно, заставляет их извиниться и отпускает. Так и его молодой напарник Том крайне возмущен и обращается к начальству с просьбой дать ему другого напарника. Когда смотришь это, то первоначально складывается четкое суждение о людях: полицейский Джон подонок, а у молодого Тома есть совесть и принципы. Но режиссер пытается показать нам: не судите быстро, ведь «жизнь нельзя четко разделить на черное и белое». И между Джоном и Томом происходит разборка, когда Джон, взяв Тома за грудки, бросает ему вызов: «Ты думаешь, ты знаешь кто ты? Ты понятия не имеешь». Он как бы говорит нам: не всё, что кажется черным, – черное, а то, что кажется белым, – белое. Жизнь намного сложней. И оставшаяся часть фильма демонстрирует это. В день аварии расисту Джону приходится спасать из машины, которая вот-вот взорвется, ту самую жену режиссера, и он рискует жизнью ради нее. Еще мы узнаем о том, что он борется за жизнь мучающегося от рака простаты отца, не спит вместе с ним ночами, пытаясь добиться от страховой компании возмещения за лечение. А в этой компании афроамериканская сотрудница, от которой зависит жизнь его отца, отказывает в помощи из-за неприязни к Джону. Молодой Том, который всячески противится предвзятому отношению Джона к другим, подбирает голосующего на дороге молодого афроамериканца, который заводит непринужденный разговор, в процессе которого в голове Тома всплывает все больше предубеждений к этому парню, потому что он черный. Когда тот вдруг начинает смеяться, Том думает, что парень смеется над ним, потому что он белый, и останавливает машину, в гневе заставляя его выйти. Парень хочет объяснить причину своего смеха и лезет в карман, чтобы что-то показать, а Том уже уверен – раз тот черный, то точно достанет пистолет, и, мгновенно реагируя, сам выстреливает в него. Парень умирает. Том в шоке, особенно осознав, что ошибся. В кармане парня просто такая же фигурка Св. Христофора, что и у него в машине… Как же поступит этот «правильный», принципиальный парень? Он выбрасывает тело в поле и сжигает машину, чтобы замести следы. Зритель невольно вспоминает слова Джона: «Ты думаешь, ты знаешь, кто ты такой? Ты понятия не имеешь!» Жизнь нельзя четко разделить на черное и белое.Изменили ли обстоятельства этих двух людей или же они просто вывели на свет то, что в них было, то, кто они, на самом деле.

Вернемся же теперь к Иуде, но уже с осознанием, что рассказ о нем – это притча и предупреждение для каждого из нас, потому что это история о человеке, который был намного ближе к свету, чем любой из нас, но все же выбрал тьму! Когда Иисус на вопрос Иоанна о том, кто окажется предателем, говорит: «Тот, кто ел хлеб со мной, поднял пяту на Меня», – Он подчеркивает: предаст тот, кто был близок, кому доверяли. Думаю, нам не надо объяснять, насколько более горька боль обиды, нанесенная близким другом! Но Иисус говорит не с гневом, а с глубочайшей печалью. Иисус понимает, что даже это предательство было частью Божьего плана, и принимает его, хоть это и больно. Искупление мира больно ранит в сердце Бога. Иисус это знает, знает, что происходит, знает цену происходящего и готов заплатить её. И при этом продолжает обращать к Иуде последний призыв любви, подавая ему кусок в знак дружбы.

Что же побудило Иуду предать Иисуса после того, который неоднократно и до последнего протягивал ему руку дружбы и любви? Иоанн говорит, что мысль о предательстве вложил ему в душу Сатана (13:2). Потом он говорит, что в момент, когда Иуда принял из руки Иисуса хлеб, «Сатана вошел в него» (13:27). Но это не значит, что Иуда стал одержимым и сам не знал, что делал! На еврейском языке слово «Сатана» означает «обвинитель». Это юридическое обозначение человека, который выдвигает формальное обвинение против другого (это может быть прокурор или истец). Силы тьмы используют Иуду, чтобы выдвинуть обвинение против Иисуса и казнить истинный свет, освещающих всех, кто рождается в мир. В мире постоянно идет борьба между светом и тьмой: «Он был в мире, но хотя мир через него сотворен, мир Его не узнал. Он пришел к своим, но свои его не приняли». Теперь этот конфликт тьмы и света достиг своей кульминации, и Иисус говорит: «Что делаешь, делай быстрее». То, что произошло с Иудой после этих слов, Иоанн описывает очень символично: «Иуда, взяв хлеб, тут же вышел. Была ночь».

Была ночь. Ночь – это противоположность Христу, который есть Свет. Иуда перешел в ночь неверия и противостояния. Ночь – это то, где люди претыкаются и падают. Ночь – это то, где безрезультатно ищут жизни и не находят, потому что жизнь в Иисусе. Ночь всегда наступает для человека, когда он уходит от Христа, преследуя свои личные цели. Ночь всегда наступает, когда человек прислушивается к злому, вместо того, чтобы откликнуться на призывы доброго. Ночь всегда наступает, когда ненависть гасит свет любви. Смотрите, как действует Сатана. Иисус протягивает Иуде кусок хлеба – знак доверия, дружбы, призыв любви, но у Иуды этот жест любви становится двигателем ненависти. Именно так действует дьявол. Он может взять прекрасную весть и исказить ее так, что она сделается исчадием ада. Он может превратить в жизни человека любовь в губительную страсть, святость в тщеславие, правду в орудие ненависти, дисциплину в садистскую жестокость.

Эта история, прежде всего, призывает нас быть бдительными, чтобы и в нашей жизни дьявол не использовал прекрасное в низких целях. Когда мы послушны Христу, мы ходим во свете, но как только отворачиваемся от Него и увлекаемся своими целями и амбициями, мы вступаем во тьму. А во тьме так легко спутать доброе со злым. Да, мы не знаем, многого из того, что происходило внутри у Иуды. Мы знаем лишь, что в этой борьбе между светом и тьмой, истиной и ложью, Богом и Сатаной, Иуда стал помощником Божьих противников. Само предательство произойдет позже, но с момента как он принял от Иисуса хлеб – последний жест дружбы, он перестает принадлежать себе, он поглощен тьмой. Это не что-то, что произошло внезапно, это процесс падения, в конце которого мы увидим человека, который полон сожаления и пытается вернуть деньги, полученные за предательство, но их не возьмут и он покончит жизнь самоубийством.

Вот человек, который был так близок к Иисусу, слышал Его учение из первых уст, видел чудеса своими глазами. Но что-то происходит в его сердце, и он переходит на сторону тьмы. И как Иуда, никто не отходит от Иисуса и не встает на сторону тьмы в один момент. Как правило люди сначала какое-то время «заигрывают» с тьмой. Иуда, как мы знаем был не чист на руку, может он и не брал много из общей казны, но и самого факта достаточно, чтобы впустить в сердце тьму. А может быть Иуда давал в своем сердце место зависти, что Иисус в особых случаях брал с собой все время Иоанна, Иакова и Петра, а не его? Подобная зависть легко открывает сердце человека тьме и со временем влияет на все, что он делает и думает. Еще важно понять, что когда в какой-то момент Иуда повернул не туда, он продолжал упорно идти вместо того, чтобы признать свое заблуждение, повернуть назад, вернуться. И вскоре он оказывается в царстве тьмы. Сначала Иисус просто говорит о нем, что он «нечист», т.е. у него есть некая проблема. Когда эта проблема не решается, он уже становится пешкой в руках сатаны, и в конце концов совсем уходит «во тьму», где ненавидят свет.

Не думайте, что это было опасностью только для ближайших учеников Иисуса. Та же опасность существует для всех последователей Иисуса и сегодня! На Последней Вечере Иисус совершал в своих учениках важную духовную работу, надвигался переломный момент в их жизни, вере и служении. Но в то же время, когда Бог совершает глубинную работу, сатана тоже атакует с еще большей силой. Лука в своем рассказе о вечере говорит, что Сатана пытался завладеть не только Иудой, но и Петром: «Симон, берегись! Сатане позволено испытать вас и отделить пшеницу от мякины. Но я молился о тебе, чтобы ты не лишился веры. А потом, когда вернешься о Мне, укрепляй Своих братьев». Сатана постоянно пытается навредить последователям Иисуса и часто ему это удается, а мы даже не замечаем как становимся его помощниками, разрушая, вместо того, чтобы созидать Царство Божье.

Иуда – притча и предупреждение для всех нас. На его месте может быть любой из нас, кто видит свет, принял Благую Весть, но все равно выбирает тьму. Иуда – это напоминание о том, что каждый день это судный день и каждый день какой-то верный последователь Иисуса, как Иуда или как мы с вами, повернется спиной к свету, преткнется во тьме, запутается в зле или окажется во власти князя мира сего. Каждый из нас в опасности не правильно понять Иисуса, соблазниться своими собственными мечтами и представлениями о жизни. Когда мы это делаем, мы предаем Иисуса. Апостол Павел говорит прямо о том, что многие «находятся в западне дьявола, который держит их в плену, подчинив своей воле» (2 Тим. 2:26).

«Предатель» – это не только тот, кто две тысячи лет назад помог властям найти, арестовать и казнить Иисуса. Предатель – это тот, кто «передает» Иисуса и Его церковь в руки врагов, кто служит (понимая это или не понимая) силам тьмы, а не свету. К сожалению, это можно делать, и будучи в лоне церкви. Возможно ли, что кто-то из нас, заигрывая с тьмой, игнорируя что-то «нечистое» в своей жизни, все больше и больше становится помощником тьмы? Мне нравится, как в Евангелии от Матфея, когда Иисус говорит ученикам о том, что один из них предаст его, «они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?» Они усомнились в себе, а не в тех, кто был рядом. Я молюсь, чтобы и каждый из нас сегодня пришел в молитве к Господу с этим вопросом. Не примеряя других людей на место Иуды, а примеряя себя, свои помыслы, свою волю, свои «нечистоты». «Не я ли, Господи?» дает возможность Иисусу избавить нас от власти тьмы, в которой мы, возможно, запутались, и вновь вернуть нас в свет и дать возможность, вернувшись к Нему, «укреплять и других братьев и сестер». Осмелитесь ли вы молиться этой молитвой сегодня, готовые услышать, может быть, болезненную истину, но истину, которая может вернуть вас в свет и сделать вас свободным служить Богу, а не силам тьмы?

Т. Кантарелла.

12.10.2014.

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»