Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Встречи с Иисусом: женщина, взятая в прелюбодеянии (От Иоанна 8:1-12)

После двухнедельной паузы возвращаемся сегодня к Евангелию от Иоанна, а именно к одной хорошо известной истории – об Иисусе и женщине, взятой в прелюбодеянии.

Примерно месяц назад, в моей последней проповеди мы с вами рассмотрели то, как растёт сопротивление Иисусу. Иисус некоторое время оставался в Галилее, потому что в Иерусалиме хотели его убить. Сама семья Иисуса его не понимает. Они, скорее, думают о нем, как о некоем чудотворце, нежели как о Мессии. И Иисус вынужден повторять, что Он пришел явить Отца, а не Себя. Он ищет Его славы, а не Своей.

Мнение людей об Иисусе разделяется: некоторые думают, что именно Он Христос, ибо «никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (7:46). Другие, в том числе первосвященники и фарисеи, активно противостоят Ему. Тем более что он Галилеянин, а «из Галилеи не приходит пророк» (7:52).

Восьмая глава начинается с нового конфликта между Иисусом и супердуховными людьми того времени – книжниками и фарисеями.

Кто такие книжники? Это особая категория людей, чья работа включала переписывание книг Священного Писания, толкование их и преподавание Закона людям. Немногие в то время умели писать и читать, поэтому книжники, зная Божий закон, служили в качестве юристов в решении многих споров. Они, по большей части, придерживались буквального толкования закона.

А кто такие фарисеи? Фарисейство было религиозным и политическим движением (партией) древнего иудаизма. Их цель – строгое соблюдение Божьего закона во всех сферах жизни. Фарисеи верили, что проблема Израиля и причина потеря независимости – присутствие грешников в обществе. Поэтому в своей собственной жизни они старались всеми силами соблюдать закон и хранить себя от греха, а в общественной жизни они держались подальше от всех грешников.

Другими словами, книжники и фарисеи, по идее, неплохие люди. Их намерения, вроде бы, благие. Бога любят, грех ненавидят. Вроде бы, делают все правильно. Но есть одна проблема – они не видят в Иисусе исполнение Божьего плана. Они предпочитают свои намерения Божьему плану. И поскольку Иисус не соответствует их ожиданиям и желаниям, они поступают по-своему и противостоят Иисусу.

В Евангелии есть множество попыток со стороны Фарисеев искушать Иисуса, т. е. создавать некие ловушки, чтобы обвинить его или доказать, что он самозванец. Из всех попыток, эта – самая хитрая, самая коварная и, наверное, самая бесчеловечная.

Во время его учения в храме, книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии. «Взятая в прелюбодеянии» значит, что ее нашли в компрометирующей ситуации с мужчиной, который не является ее мужем. Т.е. нет сомнения в том, что она виновата. И вот, защитники морали взяли ее и привели к Иисусу, скорее всего, прямо из постели. И вот она стоит, полураздетая, перед всеми. Ее, конечно, съедает стыд. Но она же виновата. Она согрешила перед Богом и перед своим мужем. В принципе, всё здесь понятно. Понятно, кто виноват. И понятно, что надо с ней делать.

Книжники и фарисеи говорят Иисусу: «Учитель, эта женщина взята в прелюбодеянии. Закон Моисея говорит, что таких женщин надо побить камнями. А ты что скажешь?» И опять, все здесь правильно и понятно. Закон Моисея на самом деле говорит, что таких надо побивать камнями. Только не таких женщин, а и женщину, и мужчину. В книге Левит написано: «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (20:10)

И сразу возникает вопрос: «А где мужчина, с которым она согрешила? Почему она стоит перед народом, одета своим стыдом, одна? Если наказание греха, истребление греха среди народа Израиля было так важно книжникам и фарисеям, почему там лишь один из согревших, а не два?»

Следом возникает еще один вопрос: «Если очевидно, что она виновата, зачем они пришли к Иисусу? Если она виновата, то неважно, что говорит Иисус. Но они все-таки пришли к Нему. Почему? Они так уважают его мнение? Нет, мы знаем, они его терпеть не могут! Тогда почему?» Может быть, не все так просто и очевидно, как нам кажется.

На самом деле, Иоанн нам рассказывает, что они хотели услышать мнение Иисуса, не для того, чтобы правильно поступить. Они хотели найти что-нибудь для Его обвинения. А как именно? По мнению многих, ловушка была такая. Если Иисус скажет, что не надо ее побивать камнями, это будет противоречить закону Моисееву, – значит, Он не от Бога, а самозванец. А если он скажет, что надо побить камнями, тогда народ ее убьет, но это будет против Римского закона, который не позволял самостоятельно осуществлять смертные казни. По идее, ловушка была достаточно хитрой. Но если это так, тогда значит, что фарисеи и книжники в данной ситуации не особо заботятся о прелюбодеянии женщины, не особо заботятся об обиженном муже, не особо заботятся о восстановлении справедливости. Им не важно, будет ли она казнена. Потому что в данной ситуации она не человек. Она и ее грех – просто способ избавиться от Иисуса. Поэтому им не было важно привести к Иисусу ещё и мужчину. И поэтому, скорее всего, они все это и организовали. Обвинение в прелюбодеянии было очень серьезным и требовало безупречного свидетельства. Свидетели должны были видеть одну и ту же сцену, одновременно, в присутствии друг друга, и их свидетельства должны были полностью совпадать. Как вы понимаете, такие свидетельства было трудно собрать, и обвинения в прелюбодеянии, скорее, кончались разводом, нежели смертью, потому что не было неоспоримых доказательств против обвиняемых. В данном же случае текст явно говорит, что ее грех был неоспорим. Но такое количество свидетелей возможно, только если они знали где и когда свершится прелюбодеяние. И вместо того, чтобы предотвратить эти греховные действия, они способствовали их совершению.

Тогда получается, что картина перед Иисусом предстаёт очень и очень печальна. С одной стороны, полуголая женщина, которая только сейчас понимает всю серьезность своих действий. Она опозорила себя. Она опозорила мужа. Она опозорила свою семью, она совершила то, что Писание называет мерзостью. Она отдала себя мужчине, который не был достойным этого. И она сейчас должна заплатить за грех своей жизнью. Печальная картина.

Но она не единственная грешница. Перед Иисусом целая толпа других очень респектабельных, хорошо одетых, самоправедных, хорошо знающих Писание и не пропускающих ни одного богослужения грешников. В чем их грех? В том, что они ничего не сделали, чтобы спасти сестру. Наоборот, они ждали с нетерпением ее падения, чтобы использовать это для своих целей. И это очень печально. Печально, когда грех другого человека становится какой-то личной победой для нас или способом подтвердить наше собственное духовное превосходство. Печально. Поэтому, картина перед Иисусом очень печальна. Может быть, именно по этой причине он не смотрит на них, а просто пальцем пишет на земле. Может быть, он именно и так пишет: «Как мне печально!»

Если позволите, я хочу здесь сделать небольшую паузу и проанализировать две больших проблемы современной церкви: грех сексуальной нечистоты и грех самоправедности.

Многие люди думают, что в христианской вере нет места интимности и что христиане — некая сексуальная полиция, которая постоянно суёт свой нос в личной жизни других людей, чтобы определить, с кем и когда они могут вступать в интимные связи. Или христиане воспринимаются как люди, которые сами не умеют расслабиться и не хотят, чтобы и другие расслабились. Это, конечно, далеко от правды. Христиане понимают, что каждый имеет право делать свой выбор, в том числе, и в плане сексуальных отношений. И это никто не может (и не старается) контролировать. Дело в другом: если есть выбор, значит мы можем делать правильный выбор или неправильный выбор. И если речь идет о людях, которые называют себя верующими и говорят, что Бог им Отец, тогда они, как дети, должны быть послушными и хранить сексуальную чистоту.

Что это значит? На самом деле, все достаточно просто.

Бог сам создал наши тела, наши гормоны и наши половые органы. Он создал наше желание, и Он создал половой акт. Он также создал структуру, внутри которой можно выразить эту любовь, эту страсть, этот творческий потенциал, и это духовное единство. Эта структура называется БРАК. Бог дал нам свободу выражать свой половой потенциал внутри, в контексте брака. Он это благословляет. Он этому радуется. В этом есть Его воля.

А когда этот половой потенциал выражается вне контекста брака, что об этом думает Бог? У Бога в Писании есть одно слово, определяющее половое действие вне брака — это греческое слово porneia, что означает любую половую связь вне брака, и которое в русскоязычной Библии переводится словом БЛУД.

Библия говорит об опасности блуда часто, особенно апостол Павел, который очень четко предупреждает нас, что распущенность, в любой форме, ведет к разрушению и вечному наказанию. «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6:9-10). (Обратите внимание, что перед Богом нет разницы между блудом и гомосексуализмом; они – распущенность).

Некоторые думают: «Ну эти учения к нам, живущим в 21-ом веке, не относятся, тогда все было проще, а сейчас невозможно так жить». На самом деле, ситуация в 1-ом веке очень напоминает сегодняшнюю. Единственная разница, наверное, в том, что тогда блуд считался нормальным для мужчин и богатых женщин, а сейчас просто считается нормальным. Это значит, что слова Павла были трудными словами для многих, живущих в обществе, где приветствовалось противоположное. Но это были необходимые слова. Почему? Потому что Божий народ призван быть святым народом, особенным народом, послушным народом. В книге Левита в двух местах (18 и 20 гл.) Бог предупреждает о блуде, и каждый раз в начале и в конце он говорит: «По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите» (18:3); «Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас» (18:24); «Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их, – и не свергнет вас с себя земля, в которую Я веду вас жить. Не поступайте по обычаям народа, который Я прогоняю от вас; ибо они всё это делали, и Я вознегодовал на них» (20:22-23), «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои» (20:26).

Любой грех – осквернение Божьей святости. В том числе, сексуальный грех осквернение Божьей святости. Мы не можем словами говорить, что Святой Бог – наш Отец, и потом делами осквернять Того же Бога, Того же Отца. Мы его народ, который он избрал. Мы не можем быть одновременно за Него и против Него.

Но также сегодня я хочу поговорить о другой форме греха. Она очень коварна, потому что хорошо умеет скрываться и изображать из себя что-то другое. Речь идет о самоправедности. Что такое самоправедность? Грубо говоря, это убеждение (осознанное, а может, и не осознанное), что я лучше моего согрешившего брата. Потому что он грешник, а я нет; или потому что мы оба грешники, но я менее грешный. В любом случае, практически каждый грех вокруг нас становится причиной скрытого благодарения Богу за то, что «мы не такие». В своих более коварных и опасных формах, мы можем даже скрыто радоваться греху других людей. Можем быть, потому что мы их предупредили; сказали, что это плохо кончится. А теперь ситуация доказывает нашу правоту, что, конечно, является причиной для некой скрытой радости. Может быть, потому что их грех помогает мне оторваться от своего греха, чтобы фокусироваться на грехе другого человека. «Я так переживал за свой грех! Но теперь, слава Богу, я знаю, что бывает и хуже». Чужой грех просто утешение.

Но это очень печально. Печально то, что мы создаем некую иерархию греха, в которой очень часто чужие грехи хуже, чем наши. Что мы скрыто приветствуем чужие падения, чтобы каким-то образом оправдать и перекрасить нашу неспособность твердо стоять в вере. Что мы забываем о том, что перед Богом грех есть грех, и не важно, совершается ли он сердцем или другими органами. Грех есть грех. Не важно, какой он. И он требует покаяния. Не важно, какой он.

Поэтому в тот день перед Иисусом стояли одни грешники – респектабельные грешники (фарисеи и книжники) и в глазах общества менее респектабельная прелюбодейка. Только она в курсе своей греховности, а ее обвинители не особо. И они требуют от него ответа. Что с ней делать? Иисус дал ответ, который хорошо известен. Конечно, она заслужила наказание. Просто пусть начнет тот из вас, кто без греха. А в ответ они все тихо ушли.

Там был один без греха – сам Иисус, но он не стал кидать камни. Потому что Он думал, что женщина не согрешила? Нет, конечно. Обратите внимание, Он ей приказывает больше не грешить.

Итак, братья и сестры. Есть парадокс, который мы должны понять. Это крайне важно. Мы грешники. Все мы, без исключения. Нет грешников первого класса, грешников второго, третьего класса и т. д. Но благая весть именно в том, что Бог избрал нас грешников, чтобы быть Его семьей и отражением Его славы. И Бог нас зовет к святости. Его воля – освящение наше. Его воля, чтобы мы воздерживались от блуда. Его воля, чтобы мы хранили себя в святости и чести. Его воля, чтобы мы не хвалились ничем, кроме креста Иисуса Христа. Его воля, чтобы мы не искали грех в других людях и не радовались скрыто, когда он в них есть. Его воля в том, чтобы мы оставили свой грех. Наша греховность не оправдывает наш грех. Почему? Потому что Бог дал нам Своего Духа, чтобы очистить нас от греха и вести нас по стезям праведности. Его воля – наше освящение. Его воля – твое освящение. Он не просто хочет простить твои грехи. Он хочет освободить тебя от силы греха. Он хочет сломать все то, что не позволяет жить по Его воле.

Может быть, кто-то из нас сегодня должен услышать слова Иисуса очень четко: «Оставь свой грех. Больше не греши. Я хочу сломать силу греха в твоей жизни». Может быть, кто-то из нас сегодня должен услышать слова Иисуса очень четко: «Думаешь, ты лучше? Ищешь грех в других? Грех в тебе, но я хочу сломать силу греха в твоей жизни». А может быть, все мы сегодня нуждаемся в том, чтобы услышать важную истину. Его воля – освящение наше. Его воля для каждого из нас – чистая, святая, праведная жизнь в силе Духа Святого. И если мы Ему позволим, Он это сделает.

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»