Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Добрый Пастырь и пастыри для мира

Добрый Пастырь и пастыри для мира

От Иоанна 10:1-18, 24–30

Продолжая наше путешествие по Евангелию от Иоанна, мы подходим к одному из самых любимых и распространенных образов Иисуса – Доброго Пастыря. Слыша эти слова, мы склонны представлять такой сентиментальный образ доброго дяди на фоне пушистых овечек, с аккуратно выточенным посохом в руках и нежным выражением лица. Такие картинки можно найти в любой иллюстрированной Библии. Однако, реальность, о которой говорит Иисус, называя себя добрым пастырем, была и остается совершенно иной.

В 9-й главе, если вы помните, мы читали историю об исцеленном слепом, который уверовал в Иисуса, и об ожесточенных спорах, действительно ли Иисус – Мессия, посланный Богом. Именно эта дискуссия переходит к словам об овцах и пастыре. Есть ли связь? Очень прямая.  Пастух и овцы в Библии – это типичный образ царя и его народа.  В современном мире мы привыкли к совершенно иным образам вождей: они –  боссы, руководят банками, международными корпорациями, диктуют письма, возглавляют собрания (например, министры). Очень часто они не замечают рядовых служащих, не знают, как их зовут. В Библии же идеальный царь – это пастырь, образцом которого служит Давид, некогда пастух, ставший царем «по сердцу Бога». В то время пастух и овцы были тесно, личностно связаны, и такую же связь Господь ожидал между царем и народом. Именно этим образом Иисус объясняет Свои притязания на титул истинного Царя Израиля.

В начале 10 главы Иисус ясно говорит о различиях между истинными и ложными пастухами-вождями. За 586 лет до рождества Христова Вавилоняне напали на Иерусалим и завоевали Израиль. Многих Евреев они отправили в Вавилон, где те провели в пленении много лет. Во время этого пленения одним из пророков был Иезекииль, через которого Бог призывал Израильских лидеров к ответу. Бог довольно жёстко обвинял их, говоря: «Вы думаете только о себе, вы не заботитесь о Моих овцах!  На них нападают дикие хищники, а вы оставили их на произвол судьбы!» Бог противопоставляет хороших и плохих пастырей.  Плохие пастыри заботились лишь о себе и о своих нуждах.  Хорошие пастыри заботились о нуждах своих овец.  И поскольку лидеры народа не были хорошими пастырями, Бог говорит, что Он сам теперь будет Пастырем Своего народа: «Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их.  Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный.  Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог.  Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде. И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем.»  (Иезекииль 34:11-12, 15-16, 23)

Это было обетование о Мессии, исполнившееся в Иисусе, который пришел и стал Добрым (истинным) Пастырем для своего народа.  Все евангелия подчеркивают пасторское сердце Иисуса. Матфей говорит: «Увидев же толпы народа, Он сжалился над ними, потому что они были изнурены и полегли, как овцы без пастыря» (Мф. 9:36). Лука рассказывает о пастыре, оставляющем 99 овец, чтобы идти на поиски одной потерянной овцы. А в Евангелии от Иоанна Иисус говорит: «Я – Пастырь Добрый. Пастырь Добрый полагает жизнь свою за овец».

john10-2Но Иисус предвещает Свою смерть за народ в послушание Божьей воле не совсем понятным современному читателю образом: «Я – дверь овцам».  Дело в том, что в древнем Израиле загоны для овец строились либо смежено с домом, либо со скалами, так что высокие скалы или стена дома служили оградой, и создавали безопасное место для овец. Был только один вход в передней части загона. Ночью пастырь убеждался, что все овцы находятся в загоне, и ложился спать в проходе, чтобы и овцы не разбрелись, и воры (в том числе, дикие животные) не вошли. Таким образом, пастух рисковал своей жизнью для того, чтобы защитить своих овец. Поступая так, он, как бы, говорил: «Чтобы добраться до них, вам сначала надо пройти через меня». Это прекрасный пример известного выражения «только через мой труп». Для пастуха главное – это спокойная, полноценная жизнь овец. Пастух преследует не свои интересы, для него важнее интересы его овец. Иисус, как бы, говорит: «Когда вы найдете такого царя, поймете, что это и есть помазанник Божий. Вы сомневаетесь в том, от Бога ли Я пришел, – смотрите на мои дела. Чьи интересы я соблюдаю? Что я делаю?»

Главной причиной, по которой пастырь рискует своей собственной жизнью, защищая овец, является то, что овцы ПРИНАДЛЕЖАТ ему. Он сравнивает истинного пастыря с наемником, который просто следит за чужими овцами за плату. Наемники, конечно, могут защищать овец до какой-то степени, но вряд ли будут жертвовать ради них жизнью. В Израиле был закон, что наемный пастырь был обязан защищать овец, если на них нападал один волк, но если два или более волков нападали на стадо овец, тогда человек не был обязан отвечать за нанесенные убытки, он имел право бежать, спасая свою собственную жизнь. И вряд ли станешь винить убежавшего. Однако даже хозяева овец, хоть и рисковали своей жизнью, вряд ли ОТДАВАЛИ ее, защищая их. Пастырь понимал: «Я не могу спасти их всех, лучшее, что я могу сделать – это уменьшить потери». Это нормально. Хороший Пастырь может рисковать своей жизнью за своих овец, но вряд ли положит за них жизнь. Но именно поэтому Иисус не просто хороший пастырь, Он Добрый Пастырь с большой буквы, который не только готов участвовать в нашей жизни и рисковать ради нас, но положил за нас жизнь, потому что мы ЕГО овцы! Он искупил нас, и питал нас, и врачевал нас, и защищал нас! И благодарение Богу за это, потому что мы нуждаемся не просто в пастыре, который заботится о нашем благополучии, нам нужен Спаситель, которому не безразлична наша вечная судьба. Он Добрый Пастырь, потому что Его смерть означает жизнь для Его овец!

Важно и то, что в начале я говорила о близости пастуха и овец. Овцы узнают голос своего пастыря из множества других. Я читала историю о том, как в момент очередного конфликта между палестинцами и израильтянами вблизи Вифлеема израильские военные за неуплату специального налога отобрали у палестинских жителей всех овец и собрали их в один загон. У загона стояла охрана. К загону пришла одна палестинская женщина, просившая охранника позволить ей забрать своих 25 овец, так как она вдова, и это единственное средство к существованию для нее и ее детей. Охраннику было жаль ее, но он не считал возможным отделить ее овец из этого огромного множества чужих овец. Тогда она убедила его, что может сделать это сама. Он разрешил. Сынишка этой женщины начал играть на дудочке определенную мелодию снова и снова, и постепенно, одна за одной, их 25 овец (и только их!) покинули загон. Овцы действительно знают голос своего пастыря и следуют за ним. Здесь я хочу сделать паузу и обратить наше внимание на то, что в сегодняшнем тексте Иисус обращается и к овцам, и к пастырям.  Овцам здесь Он напоминает, что очень важно слушать голоса истинного Пастыря, только Он может вести их к безопасности и питать их. Овцы должны знать, как найти пастыря, потому что только у него безопасность. Но есть и множество лже-пастырей в мире, претендующих на власть, в том числе и духовную. И потому, как ваш пастор, я хочу сегодня задать вам честные вопросы. Насколько вы действительно знаете голос Доброго Пастыря и готовы слушать, прежде всего, Его? Проведем эксперимент? Вы узнаете из этих голосов голос Доброго Пастыря? Что Он говорит? «Все имеют право на счастье» или «Истинно счастлив лишь тот, кто подчиняет свою жизнь Богу»? «Иди и больше не греши» или «Да ладно, сделай еще раз. Бог простит»? «Люби ближнего, если он…» или «Люби ближнего, несмотря на то, что он…»? «Любовь – это решение» или «Любить всех невозможно, так что не стоит и напрягаться»? «Не упусти того, что считаешь своим» или «Жизнь не определяется тем, что имеешь»? «Ты заслуживаешь лучшего» или «Господь Бог заслуживает лучшего»?

За кем вы идете? Какие голоса слушаете? Где находите прибежище? Каких «пастырей» вам надо остерегаться? Этот образ Иисуса как двери напоминает нам также о том, что лишь тот, кто входит Им, оказывается под Его заботливой защитой среди овец паствы Его. Позже в евангелии Иисус скажет «Я – есмь Путь, Истина и Жизнь и никто не проходит к Отцу, как только через Меня». Жизнь подобна сухой пустыне, где трудно сориентироваться и найти воду и пропитание. Сама овца погибнет и лишь опытный пастырь знает, куда их вести, чтобы они получили необходимое питание и воду, оказались в безопасности и вернулись домой. Но для этого нам надо осознать опасность нашей предыдущей жизни без Него, нашу нужду в руководстве Божьем и учиться распознавать голос, говорящий истину, от тех, кто лжёт, защищая свои собственные интересы. Это обращение к нам, как к овцам, но есть еще и обращение к нам, как к пастырям, призванным Богом вести Его овец.

Я уже сказала, что жизнь пастухов не была живописной, как мы привыкли представлять. Пастушество было опасным, трудным и утомительным занятием. Как сказал один человек, «пастухи были закаленные люди, проводили время в полях, а не на балах и приемах». И когда Иисус сказал: «Я – Пастырь Добрый», – Он вызвал неоднозначную реакцию в религиозной элите, отождествляя Себя с этими простыми людьми. Сегодня Он вызвал бы такую реакцию, заявив: «Я Добрый гастарбайтер». Иоанн в своем Евангелии пытается сказать то же, что Лука, когда рассказывает притчу о еще одном «Добром» – Добром Самарянине. Как вы помните, в той притче человек был ограблен, побит и оставлен умирать. Два представителя религиозной уважаемой элиты (скажем, священник и пастор крупной церкви) проходят мимо, спеша по своим делам. А героем истории Иисус делает Самарянина, который считался нечистым и недостойным доверия. Но именно он перевязывает раны, оказывает помощь и заботится о пострадавшем. И смысл той истории был не просто в том, что нам надо быть добрыми и помогать другим, к чему мы обычно сводим ту историю.

Иисус через эту притчу говорил: Царствие Божие приходит неожиданными путями, через неожиданных людей, через Бога, который переворачивает с ног на голову наши ожидания и предвзятости. Добрый Самарянин. Добрый азербайджанец. Добрый цыган. Добрый Пастырь. Добрый асфальтоукладчик. Добрый мусорщик. Занимающие низкое положение, сомнительные, подозрительные, презренные, те, на кого махнули рукой, исключили, – обратите на них внимание. Бог, возможно, действует среди них и через них.  Добрый Самарянин посвящает себя служению незнакомцу, тому, кто, возможно, сам, пренебрег бы им, если был бы здоров. Добрый Пастырь кладет жизнь Свою за овец. Мы много сказали о том, что Добрый Пастырь делает, а посмотрите, что говорит Добрый Пастырь: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести и они услышат голос Мой» (Ин. 10:16). Согласно Иисусу, среди Его овец будут неожиданные для нас люди, и их должно принять, как это делает Добрый Пастырь. Ясно, что Иисус говорил о язычниках, о том, что они будут привиты к Израилю. Но что это значит для нас и нашего времени? Кто эти «другие овцы» нашего времени? Кто живет рядом, отвергаемый нашим обществом? Инвалиды? Люди со странностями? «Понаехавшие»?

Мы все склонны возводить заборы и очерчивать четкие границы, но Доброго Пастыря, кажется, не интересуют, а то и гневают заборы, которыми мы отделяем одних овечек от других. Иисус говорит о единстве в его пастве, которое стирает все национальные, социальные, экономические и культурные различия. «Другие овцы» – это огромная и пестрая компания из представителей всех народов и слоев населения, которых Господь желает спасти через Иисуса. Еврейский Мессия станет Господом и Пастырем для всех. Язычники больше не враги, они – овцы, которые пока еще не стали частью Божьей паствы. Задумайтесь, как эта весть звучала в мире Иисуса, который был полон подозрительности и ненависти, насилия, порождающего насилие? Но и наш мир полон подозрительности, ненависти и насилия, порождающего насилие.

Евангелие же призывает нас сегодня исследовать нашу веру, нашу общину и увидеть, насколько велика пропасть между любовью, о которой говорим, и любовью, которую мы действительно являем. Добрый Пастырь отдал Свою жизнь за нас совершенно добровольно: «Никто не забирает ее у Меня, я Сам отдаю ее» (Ин. 10:18). Ныне же наша очередь, очередь Тела Христова, становиться пастырями этому миру, не отказывать, а щедро раздавать Божью любовь и милость всем, кто окружает нас. У каждого из нас есть шанс каждый день «любить не словом и языком, а делом и истиной». И раз Добрый Пастырь среди нас, и мы знаем, что Он отдал за нас Свою жизнь, и мы можем любить глубоко и полно, зная, что Бог всегда приглашает, но никогда не заставляет, зная, что самые темные и страшные долины мы всегда проходим с нашим Проводником и Пастырем вместе с «другими овцами».

Настойчивое послание Иисуса сегодня в том, что Он приводит к Себе всех: друзей, врагов, чужаков, изгнанных, – Его смерть разрушила преграды, преодолевает разделения, созидает единство. «И будет одно стадо и Один Пастырь» (10:16). И принимая эту благодать, мы обнаруживаем для себя, что у нас есть всё, в чем мы нуждаемся ибо: «Господь – Пастырь мой, и я ни в чем не буду нуждаться».

27.07.2014

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»