Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Я хлеб жизни: отвержение Иисуса (От Иоанна, глава 7)

Я хлеб жизни: отвержение Иисуса (От Иоанна, глава 7)

Продолжается наше изучение Евангелия от Иоанна, и мы поговорим об отвержении Иисуса людьми.

В первые два воскресенья июля мы посмотрели события в 6-ой главе. В ней Иисус чудесным образом кормит многотысячную толпу людей пятью хлебами и двумя рыбками. Иоанн нам рассказывает эту историю, чтобы в Иисусе мы видели нового Моисея, ведущего Божий народ и говорящего от Бога. Но в этом событии мы также заметили, что очень часто Божий народ требует от своих лидеров и от самого Бога много, но сами не готовы жертвовать ни собой, ни своим временем, ни своим имением.

Но в 6-ой главе очень много тем для размышления. С одной стороны, Иисус творит чудо, чтобы народ видел в Нем неоспоримый факт Божьего присутствия. Но народ в Нем видит всего лишь источник бесплатной еды. Из Него хотят сделать царя, но Он пришел не для того, чтобы стать суперзвездой – урок, который многие проповедники никак не могут понять и применять в жизни, – а для того, чтобы говорить истину, даже если эту истину трудно принять. И когда Он начал говорить достаточно сложную истину: «Я хлеб жизни», «хлеб, который Я даю, есть Плоть Моя», «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие», – многие из учеников оставляют его. «Какие странные слова!» – говорят они, – «кто может это слушать?» Да, на самом деле, кто может это слушать?

Тема отвержения Иисуса начинается в 5-ой главе, когда иудеи начинают гнать Иисуса, хотят убить Его за то, что Он исцеляет в субботу, далее развивается в 6-ой главе, когда не только лидеры Израиля, но и простой народ начинает отвергать его. А в 7-ой главе отвержение достигает нового уровня.

Прошло примерно 5-6 месяцев между событиями 6-ой главы и 7-ой главы. Иоанн рассказывает, что Иисус за это время был в Галилее (северная часть страны, регион, где он вырос) и держался по дальше от Иудеи (южной части страны), потому что, как мы знаем, там хотели его убить. Тема отвержения открывает эту главу. Но это не все.

Приближается Праздник кущей, что происходило примерно в сентябре-октябре. Что это за праздник, я напомню через несколько минут. Сейчас я хочу обратить ваше внимание на то, что Иисус был отвержен не просто лидерами и народом, но также своими родными. В 5-ом стихе мы читаем, что «и братья Его не веровали в Него». Некоторые из нас думают, что если бы Иисус был рядом, больше людей верили бы в Него, и наша вера была бы сильнее. Мы бы поговорили с Ним, услышали его слова, смотрели бы в Его глаза, почувствовали бы Его силу. Но думая так, мы заблуждаемся — вот здесь люди, которые жили с Ним 30 лет, видели Его, говорили с Ним, слышали Его слова, видели даже чудеса, но не верили в то, что он Бог. Вера не связана с нашими органами чувств и восприятия. Вера не связана ни с логикой, ни с доказательствами. Вера связана с открытым сердцем и со смиренным осознанием, что Бог есть Бог, и Он свободен делать то, что хочет. Он не нуждается в нашем одобрении, он Бог – и точка.

Почему родные братья Иисуса не верили в Него? Не знаю. Мне кажется, что, как многие другие, они верили в то, что он чудотворец, но не верили в то, что он Сын Божий, Помазанник. Они уверовали позже, после Его воскресения и стали лидерами той первой Церкви. А на данном этапе евангелия они не обладают настоящей верой. Мне кажется, только так мы можем понять этот диалог между Иисусом и своими братьями.

Прочитаем еще раз их слова: «Выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру». У меня складывается такое впечатление, что для них Иисус человек необычный, чудотворец или некий фокусник, который сможет собрать толпу, если дать ему подходящую сцену. Так же, как есть родители и друзья, которые могут толкать талантливого человека участвовать в большом конкурсе, чтобы он показал талант на всю страну, так и братья Иисуса здесь делают примерно то же самое.

Они Ему говорят, что надо идти в Иерусалим, надо покорить столицу, а не оставаться в провинции. Есть предположение, что они Ему советуют вернуть тех учеников, которые покинули его в конце 6-ой главы. Он приобрел их чудесами, пусть и вернет себе чудесами! И как раз на горизонте праздник большой, во время которого Он сможет удивлять всех своими уникальными дарами. Но в их словах большая ирония: «иди в Иерусалим», хотя там Иисусу находиться опасно; «тот, кто хочет быть известным, не действует втайне», хотя мы знаем из предыдущих глав, что как раз Иисус не заинтересован в известности, а наоборот, он ее избегает. Также Ему говорят: «Яви Себя миру», – хотя то, что они имеют в виду этими словами, и то, что Иисус понимает под этими словами, – это совершенно разные вещи. Братья хотят подтолкнуть Его к известности, не понимая, что Он не для этого родился. Его миссия – другая. «Мое время еще не настало», – говорит Иисус. Он пойдет в Иерусалим, но не для того, чтобы явить Себя, а чтобы явить Отца. И не сейчас, а через полгода, когда Его распнут.

Итак, мы видим, что есть некий раскол между Иисусом и его братьями в понимании Его сущности и Его миссии.

Есть еще некий контраст, который для многих трудно понять. Иисус говорит, что он не пойдет на праздник, потому что время еще не исполнилось, но потом пойдет. Как нам это понять? Слово, которое здесь переводится «пойду», в другом месте Евангелия переводится «вознесусь», т.е. вернусь к Отцу. Здесь, скорее всего, есть некая игра слов. И Иисус говорит: «Мое время еще не пришло. Я не вернусь к Отцу на этот праздник».

Итак, что же это за праздник? Праздник кущей был одним из трёх самых больших праздников у евреев. Этот праздник был установлен в воспоминание того, как израильтяне жили в кущах во время сорокалетнего странствования по пустыне. Он назывался также праздником собирания плодов (Исх. 23:16; 34:22), так как его празднование совпадало с окончанием земледельческих работ, когда израильтяне еще могли жить в кущах под открытым небом. Праздник Кущей был праздником радости; он сопровождался танцами с факелами. Закон предписывал, чтобы все находились у святилища в течение 8 дней, от субботы до субботы. Каждый совершеннолетний мужчина должен был лично являться пред Господом и принести благодарение за те дары, которыми Бог его благословил в течение года. В святилище в течение праздника приносили в жертву за народ очень много тельцов, агнцев, и других животных. Радостному настроению в продолжение этого праздника содействовало также и то, что все жили в кущах или палатках. Люди строили кущи из ветвей деревьев на улицах, в открытых местах и на крышах домов и носили в руках ветви с плодами: лимонами и финиками, – и радостно пировали в этих кущах.

Последним обрядом этого торжественного праздника было изливание воды, состоявшее в том, что ежедневно, при совершении утреннего жертвоприношения, священник приносил в золотом сосуде воду из Силоамского источника и выливал ее вместе с вином в две серебряные трубы. Обычай изливания воды понимается некоторыми как молитва о даровании раннего дождя на посевы; другими – как благодарное воспоминание о той воде, которую Господь давал Израилю в пустыне. Не забудьте про воду. К этой теме мы скоро вернёмся.

Так, Иисус пошел на праздник, и здесь мы наблюдаем очередной контраст, вертящийся вокруг слова «не явно». Иисус пришел на праздник «не явно». Он скрывается от иудеев, а иудеи Его ищут. И все говорят о Нем, но говорят «не явно». И опять мы видим раскол относительно Иисуса: одни говорили, что Он добр; а другие говорили что, нет, он шарлатан. Этот раскол становится еще сильнее, когда Иисус начинает учить в храме, и опять начинает говорить достаточно сложные вещи. Я не буду подробно копаться, но суть того, что он говорит следующее:

  1. Мое учение — не Мое, а Пославшего Меня;
  2. если у вас есть желание исполнять волю Божью, тогда вам понятно, от Бога ли Я;
  3. Мне можно доверять, потому что я не своей выгоды ищу;
  4. вы люди противоречивые: человека обрезать в субботу можно, а исцелить нельзя;
  5. не судите по наружности, но судите судом праведным.

Снова проявляется конфликт между Иисусом и иудеями. Они не понимают, кто Он, откуда, от Кого и для чего. У них есть свое понятие о законе и о том, что может быть и, соответственно, чего быть не может. Рассказ продолжается, есть попытки арестовать Иисуса, но я хочу здесь остановиться и проанализировать с вами некоторые моменты.

Прежде всего, в этом тексте достаточно ясно присутствует один факт: Иисус был и, скорее всего, всегда будет неоднозначной фигурой. Он всегда будет причиной разделения. Не потому что Он любит разделять, а потому что Он делает очень громкие утверждения и предъявляет очень высокие требования. И если Его утверждения правдивые, тогда и Его требования должны обращать на себя внимание и ожидают серьезнейшего ответа.

В истории, которую Иоанн нам рассказывает в этой 7-ой главе, есть разные группы людей, и в каждой категории что-то мешает им верить в Иисуса. В каждой категории есть определенные ожидания того, кто Иисус есть, и того, что Иисус может или должен делать.

В глазах братьев, как мы сказали, Иисус чудотворец. Они верят в то, что Он может делать. Они верят в Его силу, но они не верят в Него. Он интересен, пока Он может удивлять всех своими чудесами. И если Он будет каждый день творить чудеса, тогда у него будет куча последователей, и всё будет замечательно.

Сегодня есть много посещающих церкви людей, которым Бог интересен, пока Он творит чудеса, и, соответственно, Церковь интересна, только если в ней присутствует сверхъестественное. Бог и Церковь должны впечатлять. Нет впечатления – нет Бога. Такие люди постоянно ищут место, где якобы происходят чудеса. Золотая пыль, бриллианты с неба, люди, подающие на лица и лающие, как собаки, исцеление всех болезней, изгнание бесов и т.д. Они не Бога ищут, а Его сверхъестественную силу, и это разные вещи. И, к сожалению, ища не Бога, а сверхъестественность, они попадают в руки «проповедников», которые любят себя больше, чем любят Бога, и вводят себя и других в заблуждение. Позвольте мне сказать, что верный слуга Божий не ищет популярности. Он не от себя говорит и не своего ищет. Но также позвольте мне задать вам важный вопрос: что мотивирует вас искать Бога? Просто интерес к сверхъестественности, к силе, к чудесам или то, что он Бог? Вы хотите быть учениками известного на весь мир Бога, или вам достаточно следовать за Богом, который часто действует втайне, «неявно»? Понимаете, легко спутать любовь к Богу с любовью к сверхъестественности. Вы их спутали или нет?

Есть другая группа людей в этом рассказе – те, которые никогда не решаются. С одной стороны, они испытывают интерес к Иисусу. С другой стороны, они никак не могут принять решение. Они могут изучать Его учение, анализировать его, могут даже соглашаться с Ним, но они никак не могут принять решение насчет Иисуса. Он или не Он? С одной стороны, Он говорит красиво, правильно. Каждый раз, когда я применяю Его слова на практике, в жизни, мне хорошо. А с другой стороны, не знаю. Не знаю. Ну да. Ну и не совсем да. Ну, вот так вот.

Помните, что я сказал? Если Его утверждения правдивые, тогда и Его требования ожидают от нас серьезнейшего ответа. «Не знаю» – это недостаточный ответ. Согласиться с Ним – тоже недостаточно. Его утверждения о Себе требуют покорности. Можно вопрос? Вы определились насчет Иисуса? Он или не Он? Потому что если это Он, следствием этого должна быть покорность: Он говорит – ты делаешь.

Есть еще и третья группа людей – те, чьи предыдущие понятия, доктринальные позиции, жизненный опыт мешают им видеть Бога и то, как Он действует. Многие из тех, кто отрицал Иисуса, видел в Нем бесов, считал Его шарлатаном, хотел Его убить, – это не бывшие заключенные, не бывшие наркоманы, не воры, не проститутки, не представители других религий, не религиозные фанаты. Это было самые респектабельные, самые посвященные, хорошо знающие Писание люди. Это учителя закона, священники, люди, служащие в храме, и якобы любящие Бога. У них была определенная картина о Боге, а Иисус в эту картину никак не вписывался. Соответственно, Его утверждения и требования казались абсурдными. Потому что эти люди уже решили для себя, что Бог может делать и чего Он делать не может. Они уже решили. И Бог, к сожалению, ничего нового сделать для них не смог. Потому что они уже решили. Но ирония в том, что они лишились того, чего больше всех хотели и ожидали. Они хотели увидеть спасение Израиля, но они его пропустили, потому что они решили для себя, что Бог может и чего не может.

Можно вопрос? А может быть, ты уже решил для себя, что Бог может и не может делать? А может быть, Бог хочет сделать что-то новое, но ты не даешь Ему этого делать, потому что ты уже решил? А может быть так, что что-то твоей жизни кажется абсурдным, а за этим абсурдным стоит Бог? Может быть?

Что тебе мешает верить по-настоящему? Тот факт, что ты спутал интерес к сверхъестественности с любовью к Богу? Тот факт, что никак не можешь принять решение, как относиться к Иисусу? Тот факт, что ты уже решил для себя, что Бог может делать и чего он не может делать, и тем самым лишаешься созидания нового в твоей жизни? Что тебе мешает верить?

Хочу закончить, напомнив вам о том, что последним обрядом во время Праздника Кушей было изливание воды как благодарное воспоминание о той воде, которую Господь давал Израилю в пустыне.

Я не знаю, в какой пустыне ты находишься сейчас. И не знаю, что тебе мешает верить, что тебя задерживает в этой пустыне. Но Иисус говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.»

Сегодня можно прийти и пить, прийти и верить, прийти и испытать живую воду — не заблуждение, не колебания, не глухую самоправедность, а живую воду.

Я хочу, чтобы вы размышляли об этих словах: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». Что тебе мешает верить? Что тебе мешает пить? Что задерживает тебя? Приди и пей, сегодня, сейчас!

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»