Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Хлеб Жизни – насыщение и исцеление отверженности

От Иоанна 6:22-35, 51–58, 60, 66–69; Псалом 102:1–8, 17-22.

В прошлое воскресенье мы начали читать самую длинную главу Нового Завета – 6 главу Евангелия от Иоанна. И для тех, кто привык измерять Царствие Божие успехами и количеством эта глава все портит, потому что в ней Иисус показывает, как легко потерять много последователей. Началась эта глава с умножения хлебов и накормления 5000 человек. Казалось, что Иисус прокладывает путь к сердцу людей через их желудки. Люди были готовы ради Иисуса на все, даже пытались сделать Его царем. Но у Иисуса, очевидно, были совсем другие намерения.

И начинается такая игра в прятки: Иисус удаляется от них, а толпа снова находит Его! Тогда Иисус охлаждает их пыл, говоря: «вы ищете Меня не потому, что понимаете суть чудес, которые Я творю, а потому, что ели хлеб и насытились. Но я вам расскажу о Своем царстве. Я есмь Хлеб жизни! Мной питайтесь! Придите ко Мне, и вы никогда не будете испытывать ни голод, ни жажду!» Для многих Иудеев слова Иисуса «Я Хлеб, сошедший с небес» были слишком трудными, не столько для понимания трудным, сколько для принятия: «Тот, чьих родителей мы знаем может быть сошедшим с небес, т.е. пришедшим от Бога». И многие в тот день оставили Иисуса; следующих за Ним стало гораздо меньше. В тот день Иисус очень эффективно теряет последователей.

Иисус был отвержен столькими людьми! Что может быть хуже отвержения? Пророк Исаия, однако, предсказывал это, говоря: «Он был презрен и отвержен людьми!» Иисус пришел к своим, и свои не приняли Его. Ему негде было преклонить главу. Он умер на кресте практически в одиночестве, разрываемый между небом и землей, как бы нежеланный никем, взывая к Отцу: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты оставил Меня?!»

Очень часто люди считают самым болезненным и страшным свое физическое состояние: голод и жажду. Голод и жажда, несомненно, болезненны. Страшно видеть, как много людей в мире не имеют элементарного пропитания и ложатся спать голодными, и среди них огромное количество детей. Иисус не пренебрегал человеческими физическими нуждами и не раз давал людям то, в чем они нуждались (кормил голодных, исцелял больных). Но Иисус также знал, что пища физическая может продлить жизнь лишь на несколько лет, потом смерть все равно возьмет свое. Иисус знал, что есть иной, более страшный голод: духовный голод, не удовлетворив который, человек лишится жизни навечно. И, как и в Его собственной жизни, этот духовный голод человечества очень ярко проявляется в страхе быть отверженным, ненужным, выкинутым из жизни.

Чувство отверженности может обретать разные формы в жизни людей. Оно может быть реальным (как в жизни Иисуса), а может быть и вымышленным. Реальное отвержение – это жестокое обращение в семьях, побои, словесные оскорбления и изоляция в семьях. Разные поколения часто отвергают друг друга: дети оставляют своих состарившихся родителей, родители отвергают своих детей, будучи не в состоянии понять, или даже не стараясь понять их молодежную культуру. Если верить статистике, то в России самый высокий уровень самоубийств среди подростков – это самый последний шаг отвержения, когда человек отворачивается от самого себя. Многие считают, что отвергнуты Богом, и живут абсолютно без надежды. В современном обществе, которое даже трудно назвать цивилизованным, люди отвергают друг друга из-за цвета кожи, разреза глаз, половых, национальных, возрастных и социальных различий. Отвержение часто озлобляет людей, и мы видим такую губительную цепочку: начинается все с жалости к себе – «я никому не нужен», – а кончается ядовитым «тогда и мне никто не нужен». Очень часто эта горечь отравляет человеку жизнь и делает его мстительным.

Иисус, однако, будучи реально отвергнутым, не потерял Себя, благодаря тому, что питался не этим человеческим отвержением, а жизнью Божьей от начала и до конца своей жизни и служения. И потому в нашей вере в Христа есть что–то, что дает нам возможность бросить вызов отвержению, как в нашей собственной жизни, так и в жизни окружающих нас людей. Это Божья благодать – незаслуженная Божья любовь. Даже тогда, когда мы заслуживаем быть отвергнутыми, мы приняты. Бог не капризен, Писания и Ветхого и Нового Заветов провозглашают, что Бог заключил с нами завет любви. В нашей жизни происходит то же, что произошло в притче о Блудном Сыне, который возвращается домой, имея все основания полагать, что его не примут. Он заслужил отвержение, но вместо этого его ждало безусловное принятие отца, который в этой истории есть образ Бога.

Мы видим это в истории царя Давида, который совершил чудовищный грех и, даже осознав его и вознося Богу молитву покаяния, делает это, зная, что заслуживает быть отвергнутым, и надеяться он может лишь на незаслуженную милость Божью. В Псалме 50 он молится Богу: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои… не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня». И продолжая читать историю Давида, мы видим, что Бог действительно не отверг его. Хотя Давиду и пришлось жить с последствиями своего греха, но Господь продолжал быть с ним, благословляя царствование над Израилем.

То же самое мы провозглашаем, когда говорим об оправдании по благодати через веру. Быть принятыми Богом является не целью нашей жизни, а начальной точкой. Бог принимает нас, и это есть начало нашего христианского пути, пути спасения. Быть принятыми Богом – это не какая–то отдаленная надежда, ради исполнения которой мы стараемся и трудимся и к которой стремимся. Бог уже во Христе принял нас: «Когда мы были еще грешниками, Христос умер за нас». Но вот парадокс: так много людей, верящих в Иисуса, тем не менее продолжают жить отверженностью, впадая в отчаяние или в озлобленность, живут с неутоленным духовным голодом. Но почему?

Как и в сегодняшней истории, всегда есть множество людей, которые интересуются Христом и тем, что Он может дать, начинают идти к Нему, начинают искать то, что может утолить их голод, изменить их жизнь. Но так же, как в той истории, люди сталкиваются с проблемой выбора. После того, как Иисус накормил 5000 человек, огромное множество людей снова стали Его искать. Но как мы видели, чем больше Иисус говорил о настоящей жизни, о духовном, тем больше людей оставляли Его. Дело в том, что чудо умножения хлебов указывало путь к истинной пище, той, которую даст Иисус (6:27), к хлебу жизни, который есть сам Иисус (6:35). Но большинство искавших Иисуса в тот день, очевидно, искали не столько Его, сколько то, что Он может дать. То же самое происходит по сей день и в жизни многих христиан, когда они приходят к Иисусу, чтобы обрести: обрести мир в сердце, примирение в семье, улучшение обстоятельств, взаимоотношений. Когда это происходит, человек вроде бы перестает чувствовать себя отверженным, перестаёт верить, что он «никому не нужен». Но после недолгого периода благодарности за то, что Бог дал, в сердце снова возникает пустота и ощущение, «что он никому не нужен». И человек живет такой волнообразной верой, то переполненный благодарности за восполненную нужду, то вновь в состоянии отчаяния, пустоты или озлобленности при появлении новой нужды. И так до бесконечности… Но Слово сегодня указывает нам на проблему: такой человек не видит, что за Хлеб Жизни дан ему, чтобы никогда не испытывать голод. Слово призывает сегодня: не думайте о том, что может сделать для вас Иисус, думайте о том, Кто Он есть. Лишь когда мы научимся новому взгляду на Него, мы начнем понимать, что Он может сделать для нас, что Он хочет для нас сделать.

Мы слишком часто не готовы принять выдвигаемые Богом требования. Мы должны понять, что речь идет не о даровом хлебе, который Бог по первому требованию нам даст. Речь о хлебе небесном, о полном обновлении жизни, о новых требованиях, которые сначала придется признать. Первое требование: поверить в Иисуса, принять Его – Хлеб с неба. Приняв эту единственную заповедь (даже если много чего еще не понимаешь в других заповедях), человек испытывает наступление полного обновления сердца. Иудеи тогда не поняли, о чем Он говорил. Тот «Хлеб с неба», который Он предлагал – это не манна, как они думали, ведь иудеи в пустыне ели манну, но все равно все умерли в конце концов. Истинный же Хлеб, питаясь которым люди не умрут, – это Сам Иисус, Которого Отец послал с неба (6:31-35). Но как Иисус может быть хлебом? Во Второзаконии 8:3 мы читаем: «Не одним хлебом жив человек, а всяким Словом, исходящим из уст Господних». Мы должны принять, что Иисус – Слово из уст Божьих, ставшее плотью, пришедшее в мир от Отца, чтобы вершить Его волю. Истинное насыщение человек только этой верой, и это насыщение не что иное, как жизнь вечная. Но пока мы не поймем, Кто перед нами, Кто такой Иисус и для чего Он пришел, мы хоть каждый день будем получать хлеб и рыбу в ответ на наши молитвы, но более глубокий голод так и останется неудовлетворенным. Псалом 102 говорит: «Дни человека, как трава». Человек питается травой и умирает, как трава. По сути, хлеб – эта та же трава, только окультуренная, и всякий, кто ею питается, разделяет ее участь. Трава растет, цветет, скашивается, засыхает и убирается. И так будет со всякой плотью, ибо «рожденное от плоти есть плоть», она засыхает от любого дуновения ветра, подобно хрупкому цветку. Но подобно этому, кто питается Хлебом Жизни, Иисусом, победившим смерть, – тот разделяет его участь, обретая жизнь вечную. Блаженны люди, рожденные свыше, потому что в них живет нетленное семя, пребывающее вовек.

И объясняя еще раз о том, что действительно может насытить жизнь человека и дать жизнь, Иисус говорит слова, после которых многие отошли от Него: «Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, не получите жизни. Тот, кто есть Мою плоть и пьет мою кровь, обрел вечную жизнь – и в последний день я воскрешу его. Плоть Моя – вот истинная пища, кровь Моя – вот истинное питье. Кто есть мою Плоть и пьет Мою кровь, тот во Мне живет, и Я в нем. И подобно тому, как Я, посланный живым Отцом, живу благодаря Отцу, так и тот, кто ест Меня, будет жить Мною». Призыв «пить кровь» – очень сильное выражение. Мне сразу вспомнился ветхозаветный запрет есть мясо с кровью, т.к. кровь считалась жизнью. Это представление можно легко понять: по мере того, как кровь вытекает через рану, жизнь уходит. В связи с этим вспоминается также и история о царе Давиде, который во время долгой битвы с филистимлянами испытывал ужасную жажду. И три верных ему друга решили, несмотря на осаду, достать для Давида воды из вифлеемского колодца. Давид же, узнав о том, что они сделали, отказался пить эту воду, называя эту воду: «кровь мужей, рискнувших ради глотка воды своей жизнью» (2 Цар. 13:17). Он не хотел «пользоваться» или «извлекать выгоду» из преданности воинов, готовых умереть за него, и вылил эту воду на землю.

Иисус же, наоборот, призывает нас: «пейте кровь Мою», «ешьте Тело Мое», если хотите, чтобы в вашей жизни была польза от того, что Я совершил. Он призывает: получите выгоду от того, на что я пошёл ради вас. Он как истинный Царь Сам жертвует жизнью, буквально проливает Свою кровь, чтобы мы получили пользу от Его смерти. Но эта польза – не просто какие-то временные блага в избытке, не просто какие-то небольшие изменения тут и там, не просто временное улучшение ситуации, хотя и за это мы должны быть благодарны. Его кровь пролита для того, чтобы восполнить нашу глубинную жажду и голод, чтобы навсегда освободить нас от «волнообразной» жизни и веры. Он был отвержен людьми, но принял отвергнувших, чтобы мы освободились от постоянного возвращения к тому, что «я никому не нужен» и «мне никто не нужен». Иисус как бы говорит: «Питайте ваши сердца, ваши умы и ваши души мыслями о том, что Бог принял на себя человеческую плоть. Когда вы обескуражены и когда вы в отчаянии, когда жизнь сломила вас и вы чувствуете к ней отвращение, когда вновь накатывает чувство отверженности, помните, что Я принял на Себя эту вашу жизнь и все связанные с ней заботы».

Распростертый на кресте, Он протянул руки ко всем тем, кто был отвергнут заслуженно и незаслуженно, к раненным, голодным и физически и духовно, к озлобленным. И Он призвал нас преломлять друг с другом хлеб и разделять чашу, чтобы постоянно помнить, что только Он насыщает нашу жизнь. Сегодня мы будем праздновать Вечерю Господню. Приходя к этому столу, давайте помнить, что Господь приглашает нас приходить и принимать от Него не просто хлеб земной, которым можно насытиться лишь на время, а принять Его самого, утолить голод сердца и обрести жизнь вечную, которую может дать лишь Он один.

В конечном счете, христианство – это не философия, которую надо принять, или теория, которой нужно быть верным, это не приверженность имени Иисуса и не принадлежность к Церкви, а личное отношение к Иисусу Христу, когда человек верен Христу и любит Его, потому что сердце его не может делать ничего другого, ибо понимает: «Куда нам идти? Только у Христа слова Жизни».

06.07.2014

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»