Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Умножение верой и умножение веры (От Иоанна, глава 6)

Очередной день в жизни Моисея. Уже больше двух лет Израильтяне находятся в пустыне, покинув Египет чудесным образом. Они там были рабами, страдали, их хотели уничтожить. Сейчас они приобрели свободу. Но это далеко не всё. Они сейчас единый народ. Но и это не самое главное. Они Божий народ. Они особенный Божий удел. С ними Бог заключил Завет: «Если вы будете Меня любить и любить друг друга, если вы будете Мне служить и служить друг другу, если вы будете жить по Моим правилам, тогда Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом! Вы будете исключительно Моими!»

И вот Бог дал им Свой закон и инструкции о том, как жить, куда идти и как туда добраться. Всё необходимое есть. Надо просто исполнять сказанное и следовать за Моисеем.

Но Божий народ – профессионалы в жалобах. Они просто так не будут двигаться по дороге к обетованной земле. Они жалуются и жалуются постоянно. У Моисея постоянно звонит телефон, у него куча сообщений в контакте. Все хотят с ним встретиться и что-то ему сказать.

И вот начинается. Одни ему говорят: «Знаешь, Моисей, ты человек неплохой, Бога любишь, но, не обижайся, ты как лидер не особо. Почему народ так медленно двигается по пустыне? Нужно идти быстрее, иначе мы умрем здесь. Что это за люди, которые нас задерживают? И ты ничего не делаешь, чтобы они двигались быстрее». А вот звонок: «Знаешь, Моисей, ты человек, конечно, неплохой. Но, не обижайся, как лидер ты слаб. У дети маленькие и старики. Почему некоторые люди так быстро двигаются по пустыне? Мы так не можем. Если бегать, как они, мы умрем. Они-то этого не понимают. И ты ничего не делаешь, чтобы их приструнить». А затем сообщение в контакте: «Слушай, Моисей, ты человек неплохой, но руководитель из тебя отвратительный. Куда подевалась любовь в этом народе? Сегодня, пока мы шли по пустыне, кто-то наступил мне на ногу. И не извинился! Что это за народ? Как можно так поступать и считать себя израильтянином? У нас не так, как у других народов. У нас любви нет. Мне обидно. И ты ничего не делаешь, чтобы люди не наступали друг другу на ноги». Потот приходит эсэмэска: «У нас духа нет. И ты ничего не делаешь». Дальше к Моисею подходит человек: «Привет, Моисей. Знаешь, я последнее время стал думать, что у этого народа видения нет. Мы не знаем, для чего мы существуем, куда идем». Моисей ему отвечает: «Да как же так? Мы идем к обетованной земле. Мы призваны быть общиной, отражающей Божий характер. Мы призваны быть святыми, как Бог свят. Вот наше видение. Это же ясно написано в Божьем законе!». «Да, но ты хочешь, чтобы люди читали и знали закон? Они же не будут. Поэтому надо им постоянно напоминать, лозунги какие-то придумать, чтобы им не надо было напрягаться. Но ты же ничего не делаешь».

И так каждый день. Это, конечно, современная визуализация жизни Моисея, но сути это особо не меняет. Человек оставил все, рискнул собственной шкурой, чтобы послужить Богу и освободить народ. И он это сделал. Он повёл народ к заключению завета, получил закон, начал путь к обетованной земле. А теперь он в пустыне с множеством людей, которые только и умеют жаловаться.

А путь-то долгий. И пункт назначения не виден. И не особо-то люди хотят туда идти. Это, конечно, немножко спекуляция, но вполне возможно, некоторые люди не разбегаются только потому, что они знают: пока они с Моисеем , они получат какую-то еду. Как вы помните, практически с самого начала путешествия в пустыне встал вопрос о том, как прокормить примерно 3 миллиона человек, и Бог решил этот вопрос, давая манну с неба каждый день.

Итак, обычный день из жизни Моисея. Очередной день путешествия: жара, огромная масса людей, медленно двигающаяся по пустыне. И как обычно: «Моисей, нам надо поговорить». Моисей открывает книгу жалоб и предложений и спрашивает: «Итак, чего нам сегодня не хватает?» И те говорят: «Знаешь, Моисей, ты неплохой человек. Ты Бога любишь, стараешься, бедненький, но как руководитель ты хуже фараона. Когда мы были в Египте, мы ели и рыбу, и огурцы, и дыни, и лук, и чеснок. Мы были рабами, но ели хорошо. А теперь мы свободные, а есть нам нечего, кроме этой манны. Где мясо? Мы хотим мяса! Что ты за руководитель, если не можешь обеспечить своему народу просто напросто мясо в пустыне? Человек ты неплохой. А руководитель никакой!»

Моисею было обидно. Наверно он считал, что такое поведение, такое отношение к нему не совсем справедливо. И самому Богу было обидно. Он только что наказал самую сильную нацию того времени, чтобы освободить этих чемпионов по свободному жалованию. Он только что заключил с ними вечный завет. Он их кормит каждый день им ничего не надо выращивать, ничего не надо покупать. Им не надо работать. Бог каждый день даёт всё необходимое. Им нужно только двигаться вперед к цели. Но двигаться они не умеют. Они умеют только жаловаться. И Богу обидно.

И вот мы читаем переписку между обиженными. Моисей говорит: «Зачем ты меня мучишь? Зачем мне их терпеть? Я что ли их родил? Откуда мне взять мясо, чтобы всех кормить? Лучше ты убей меня сразу, это будет более милосердно с твоей стороны!» А Господь отвечает: «Скажи народу: К завтрашнему дню будете есть мясо; не один день, не два дня, не пять, не десять и даже не двадцать дней, а целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших за то, что вы презрели Господа, Который среди вас».

Моисей говорит: «Как это будет? Где мы найдем столько мяса, чтобы кормить им столько людей целый месяц? Даже заколоть всех овец и волов будет не достаточно!» А теперь обратите внимание, у народа есть овцы и волы. Они устали есть манну, они хотят мясо, у них есть овцы и волы, но они просят мясо у Моисея. Они хотят мяса, что в принципе нормальное желание, и у них самих есть средство удовлетворить это желание. Но они не хотят жертвовать свое. Легче жаловаться, чем жертвовать. Легче жаловаться, чем взять инициативу. Пусть Моисей найдет решение. Он же лидер. Пусть Бог заботится об этом. Он же нас сюда привел. И Бог позаботился и дал то, что они просили. Но это не было благословением. Это было наказанием.

Израильтяне добирались до обетованной земли очень долго, потому что они думали, что они недостаточно сильны, чтобы завоевать ее. Мы и здесь видим корни этой неуверенности: они постоянно обращают внимание на то, чего у них нет, и не обращают внимания на то, что у них уже есть, что Бог уже дал. Нет благодарности, нет желания жертвовать. Есть только прихотливые жалобы и жадность. Но жалобы и жадность не ведут к обетованной земле, напротив, они раздражают Бога.

Эта история интересная и очень поучительная и сама по себе. Но она также интересна, потому что она была в голове у апостола Иоанна, когда он описывал события 6-ой главы своего Евангелия. Он нам рассказывает историю так, чтобы мы, читая эту главу, вспомнили те события в пустыне. И чтобы мы смотрели на Иисуса как на некоего нового Моисея, который также обеспечивает пищей народ в пустыне.

Все начинается с того, что огромная толпа людей следует за Иисусом. Они следуют за ним, потому что они видели знамения, которые Иисус творил над больными. То есть, по человеческим меркам, его служение очень успешно. Люди имеют обыкновение всё измерять количественно, поэтому здесь вроде бы виден успех. Есть заинтересованная толпа. Если бы мы были на месте Иисуса, мы постарались бы максимизировать результат. Занимались бы толпой, лелеяли её и просили бы, чтобы они привели еще своих друзей.

Но Иисус делает совершенно иначе. Он взошел на гору и занимается своими учениками. В Евангелии от Иоанна есть разница между теми, кто заинтересован в Иисусе из-за того, какие дела Он делает, и теми, кто заинтересован в Нём из-за того, кто Он есть. И знамения, которые он творит, должны вести к вере в Иисуса, потому что свидетельствуют о том, кто Он есть. Их цель не в том, чтобы люди восхищались и поэтому верили. Соответственно есть разница между теми, кто следует за Иисусом из любопытства и теми, кто сидит у его ног.

И вот такая картина. Иисус сидит и учит, ученики сидят у его ног, а вокруг собралась толпа любопытных людей. Иисус видит очередную возможность призвать многих к приобретению настоящей веры. И здесь начинаются ссылки к былым событиям в пустыне. «Какие именно ссылки?» – спросите вы.

У нас есть толпа людей, пустынное место и Пророк с большой буквой. Вопрос: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» – напоминает нам вопрос Моисея: «Где я найду для них мяса?» Ответ Филиппа: «На это полугодовой зарплаты не хватит!» – также напоминает слова Моисея: «Даже если заколем всех овец и волов, будет мало!». Мысли о том, чего не хватает, напоминает отношение народа Израиля, который имея манну от Бога каждый день, выкладывали список того, чего им ещё не хватает. А ответ Андрея напоминает другую проблему израильтян. Андрей смотрит не на то, что есть у него самого. Он даже не спрашивает у других учеников: «А что у вас есть?» – хотя, вполне возможно, у них что-то было. Накормить людей – это хорошо, но ученики не хотят использовать свое. Лучше использовать чужое. И Андрей говорит: «Вот здесь пацан. У него есть пять хлебов и две рыбки. Но что это для такой толпы?»

А Иисус говорит: «Скажите им, чтобы они возлегли». А люди в то время возлежали во время больших праздников. Как будь вы пришли на лекцию какого-то известного мыслителя. Вы и еще 20 тысяч человек. Вы прослушали лекцию, и слышите: «А теперь приглашаем всех столу, у нас банкет!» Наверное, вы удивитесь: «А что, нас еще и кормить будут? ВСЕХ?» Здесь то же самое, только поблизости ни ресторана, ни супермаркета, ни рынка. А людей множество, можно сказать, целый город. Ну, раз им сказали возлечь, они возлегли. Была трава мягкая. Что они ожидали? Не знаю. Трудно сказать.

Но картина получается интересная. Иоанн не говорит, как Иисус это сделал. Но он нам говорит, что Он взял то, что было, и возблагодарил Бога – опять возвращаемся к теме благодарности за то, что у нас есть. Он взял хлеб, возблагодарил и раздал ученикам. Иоанн нам говорит, что Иисус знал, что Он собрался делать. У него был четкий план. Но ученики-то ничего не знают! Они знают только, что им дали пять хлебов и две рыбки. А перед ними целый город людей. Здесь, наверное, самое удивительное то, что они взяли и начали раздавать еду. Они не говорят Иисусу: «А какой смысл это раздавать, если на всех всё равно не хватит?» или «Но мы же не можем кому-то дать, а кому-то нет!» Ведь Иисус не умножал хлеб сразу. Он не создал гору хлеба волшебной палкой, произнося какие-то волшебные слова. Он просто взял, поблагодарил Бога и раздал. А ученики так же взяли у Иисуса и раздали дальше народу. В результате, огромная толпа была кормлена. Более того, еды было с избытком, т. к. еще осталось двенадцать коробов хлеба и рыбы.

Это чудо впечатлило всех, кто его видел. Настолько, что многие захотели взять Иисуса и поставить Его царём. Но Иисус от них удалился. Потому что Он — Царь, но Его царство не царство хлеба и рыбы, и не для тех, кто в Нем ищет только хлеб и рыбу.

В этой истории я вижу очень много истинного для моей жизни и для жизни церкви.

Множество церквей в наши дни чувствуют обязанность расти. Многие говорят, что, как здоровое тело растет и развивается, так и здоровая церковь должна расти и развиваться. В принципе, я с этим согласен, хотя надо помнить, что каждое тело развивается по-разному и своими темпами. Когда в церкви нет очевидного роста, обычно начинается долгий и болезненный процесс выяснения того, кто в этом виноват. Конечно, в таких ситуациях первый подозреваемый – пастор, ведь, как всем известно, рыба гниёт с головы. И в этом тоже, однозначно, есть доля правды, хотя на самом деле рыба гниёт с кишков… Любой пастор может делать больше для своей церкви – в этом нет сомнения. Но мне кажется, эти истории нам открывают более утончённую картину о том, когда умножение происходит и когда оно не происходит.

  1. Умножение не происходит, когда мы жалуемся. Мы все понимаем, что ситуация не совершенная. Мы может правильно оценить ситуацию, но это не дает нам право жаловаться. Израильтяне правильно оценивали ситуацию. Они, в самом деле, лучше питались в Египте, чем в пустыне, но это не давало им право жаловаться и забыть всё то, что было сделано ради них. Жалобы ничего не созидают. Единственным результатом было раздражение – раздражение Моисея и раздражение Бога. В результате, Израильтяне получили то, что они просили. Но это было наказание. Жалобы не приносят умножение, они несут, скорее, раздражение и, возможно, наказание.
  2. Умножение не происходит, когда мы смотрим только на то, чего не хватает, и не благодарны за то, что есть. Израильтяне в пустыне не думали о том, что у них было, о том, что Бог каждый день делал невозможное и давал пищу в пустыне. О том, что происходящее каждый день – чудо, исключение, удивительное явление. Когда мы не видим то, что есть, а ищем только то, чего нет, умножения не происходит. Зачем Богу давать нам больше, если мы не благодарны за то малое, что есть?
  3. Умножение не происходит, когда мы не готовы жертвовать. Помните? Овцы есть, волы есть, но мы не готовы их резать. Мы хотим умножение, но не хотим на это тратить собственные финансы, время. Не готовы отдать ради этого себя и то, что у нас есть. Всегда есть тетя, которую надо посетить, племянник, чей-то день рождения, дети, работа, фитнес-клуб, футбол, компьютер, музыка. Всегда есть что-то. Умножение-то мы хотим, и молимся, и просим. Мы хотим, но так, чтобы оно пришло с неба и нам ничего не стоило. Но умножение не происходит, когда мы не готовы жертвовать.

А когда происходит умножение?

Умножение происходит тогда, когда есть командная работа с Иисусом. Когда мы не фокусируемся на то, чего у нас нет, а тихо и смиренно приносим Иисусу то, что у нас есть. А Он берет, возносит благодарение и раздает, опять же через нас.

Умножение = благодарность + жертвенность + вера. Благодарность за то, что у нас есть. Жертва тем, что у нас есть. И вера в то, что Иисус этим может кормить многих. Формула-то простая. И здесь самое удивительное (и печальное!) то, что в нашем стремлении к тому, чего у нас не хватает, мы не видим, что все необходимое для начала умножения у нас уже есть, но мы просто не отдаём это Иисусу, потому что слишком заняты поиском другого, того, что мы хотели бы иметь.

Умножение начинается, когда мы говорим Иисусу: «Господь, я хочу тебе помочь умножать. Спасибо за то, что Ты дал мне. Но это твое, возьми!»

Иисус не будет умножать без нашего участия. И все необходимое есть. Он уже вложил это в нас. От нас нужно участие: благодарность, жертвенность, и вера.

29.06.2014

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»