Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Следы на земле (Вознесение Господне 2014)

Книга Мэри Гордон «Временное убежище» рассказывает об Иосифе, который очень любит Марию. Нет, это не те, что в Библейской истории. Иосиф любит Марию с самого детства, этого мальчика из католической семьи всегда интересовали еврейские корни Марии, а Марию, наоборот, все больше притягивала жизнь католического монастыря, находившегося рядом с домом. Она так любила слушать это ангельское пение монашек. И в один из дней, когда они пробрались на балкон монастырской церкви, Иосиф понял, что теряет ее.

«В тот день в монастыре Мария была уже далеко от него. Она смотрела на Иосифа сверху, как бы с озаренной сиянием вершины горы, на которой стояла, пропуская через себя эти чистые поющие голоса, возносившиеся в небо, поднимавшиеся без труда над всем тем, из чего состояла эта жизнь. Иосиф видел, как Мария «парила» на звуках пения этих монашек, оставив свое тело, которое побежало и упало на траву; тело, которое она любила и которое делало то, что она говорила, которое могло танцевать, лазать и бегать! Но в церквушке она поднялась, как бы жаждая оставить свою телесную жизнь, которую любила, оставить Иосифа и их совместную жизнь».

Мария хотела подняться выше и выше, оставить телесную жизнь, которую любила. И она была не первая и не последняя в таком желании. Греческие философы жаждали преодолеть бремя материального мира и жить в идеальном мире чистого духа. Многие религии тоже утверждают, что жизнь с Богом возможна только тогда, когда мы освободимся от оков земного, от притяжения к земному, от нашего «грешного тела». Понимание, что быть с Богом значит быть где–то там в высоте, пронизывает понимание большинства людей.

В вознесении Иисус сделал то, что хотела сделать эта девушка. Он «поднялся», вознесся выше и выше от этой бренной земли («Бренный» — тленный, смертный). Он поднялся, и облако скрыло его от глаз учеников. Но даже после того, как Иисус исчез из вида, они продолжали смотреть в небо, пока внезапно два человека в белых одеждах не явились и не сказали: «Галилеяне, ау–у, что вы смотрите на небо?» Странный вопрос. А вы не смотрели бы в небо, если бы увидели, как Иисус поднимается вверх? Точно так же в другой раз два человека в ослепительно белых одеждах явились у гроба, когда женщины пришли к нему воскресным утром. Те двое тоже задали тогда вопрос: «Что вы ищете живого среди мертвых?» Это тоже был странный вопрос, потому что женщины пришли ко гробу искать НЕ живого, а как раз помазать елеем мертвого.

В каждом случае кажется, что Иисус находится не там, где, по–нашему, Он должен быть. Его не было во гробе, потому что Он воскрес и отправился в Галилею. Потом, позже, Иисуса более не было на земле, т.к. Он вознесся в облаках, ушел из поля зрения людей. И напрашивается вывод: значит быть с Иисусом это значит быть где–то в ином месте, чем то, где мы находимся сейчас. И даже если мы не верим в то, что «небеса» буквально находятся «где–то там» наверху, мы все равно продолжаем пристально вглядываться куда–то туда, за наше «земное бытие». Мы, кто тоже танцует, бегает и лазает, лежит на траве или смотрит вечерние новости, водит детей в садик, поливает грядки, — тоже где-то в глубине души ждем, чтобы Иисус забрал нас «туда». Разве нам не надо подняться над этой травой, над нашим домашним креслом, дорожкой, над нашими грядками, над этим уставшим и бренным телом? Как можем мы войти в чистую духовную жизнь, чтобы быть с Иисусом, там, где Он?

И вдруг, два человека в белых одеждах обращают свой вопрос к нам: «Что вы смотрите вверх? Этот Иисус, который вознесся на небеса, вернется так же, как и восходил на небеса». И мы начинаем спорить: «Но если Иисус вернется с небес, разве не надо, наоборот, пристально смотреть и ждать? Зачем нам смотреть на землю, где все не так, где мы постоянно искушаемы делать что–то не то?»

Те люди в белых одеждах не отвечают на наш протест и наши вопросы. Но Иисус ответил! После воскресения Иисус провел время со своими учениками в Иерусалиме. Сорок дней Он говорил им о Царствии Божием. И потом они спросили Его: «Господи, не в это ли время Ты восстановишь царство Израилево?» Иисус ответил: «Не вам знать времена и сроки, которые Бог установил властью Своей, но…» Но – это самое большое слово в Библии! «…но вы получите силу, когда Святой Дух сойдет на вас, и вы будете мне свидетелями в Иерусалиме, в Иудее, в Самарии и даже до края земли» – и это, несомненно, включает в себя то, где мы сейчас с вами находимся. Обетование Духа – это обетование для этой земли, этого места и этого времени. Иисус навеки связан с этой несовершенной земной жизнью силой Святого Духа.

На одной черно–белой, исполненной изящной резьбой по дереву картине вознесения Иисус поднимается на глазах учеников и скрывается у них из вида. Но если приглядеться поближе, не в облака, а на землю, то увидишь на земле следы. Художник, аккуратно вырезал следы Иисуса там, где стоят ученики с разинутыми ртами. Возможно, художник просто включил свое воображение и добавил к картине деталь, которой не было в Писании. Но может быть, художник просто желает присоединиться к вопросу: «Что вы стоите и смотрите вверх на небо? Смотрите на эти следы здесь, на земле». Евангелия говорят о том, где оставлены эти следы, по которым надо идти.

Присмотритесь, видите следы Иисуса в пустыне? Каждый раз, когда Он был искушаем возжелать, получить земную силу и славу, Он держался за слова Писания. «Человек живет не хлебом только, но каждый Словом, исходящим из уст Господних». «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Нам должно идти по его следам.

Присмотритесь, и вы увидите, следы Иисуса, идущего не по «тем местам, где надо» и «не с теми людьми». Он принимает грешников и освящает их Своим присутствием. Нам должно идти по его следам.

Видите Его следы в горнице, на полу, еще мокром от воды, которой Он, предвечный Бог, склонившись, омывает ноги своим ученикам? Нам должно идти по этим следам.

Видите, как Иисус направляется и въезжает в Иерусалим?

Видите, как Он идет на Голгофу, возлюбив нас до конца?

Святой Дух вел Иисуса в определенном направлении. Иисус знал, что так и будет, еще когда прочитал свою первую проповедь о словах Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18–19). И затем добавил: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (21). Это карта моего движения, это мой Путь, там пройдут Мои следы. Именно так я буду ходить по этой земле. Следуйте за Мной.

Дух Святой был на Иисусе, и сейчас Он на нас. Именно это Иисус пытался сказать своим ученикам, прежде чем покинуть их: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями» (Деян. 1:8). Где? На этой земле, где Он оставил свои следы. Как? Идя по Его следам.

Божий план всегда был таковым, чтобы его народ был свидетелем Божьим пред людьми. Пророк Исаия за 600 лет до Христа говорил от имени Господа: «Не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал? И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня? Нет другой твердыни, никакой не знаю» (44:8). Бог избрал Себе народ, чтобы Израиль являл своей жизнью то, что Господь – единственный истинный Бог. К сожалению, Израиль не исполнил до конца своего призвания, и Бог послал в мир Своего Сына Иисуса Христа, и Он передал это призвание Своим ученикам – нам с вами. Что значит быть свидетелем Христа, мы начинаем понимать из слов, которые апостол Павел цитировал из Ветхого Завета: «Ибо так заповедовал нам Господь: «Я положил тебя во свет язычникам, чтобы ты нес спасение до края земли» (Деян. 13:47). Быть свидетелем Христа значит жить здесь на бренной земле так, чтобы истина о Боге, Его желание быть в жизни людей, Его желание спасать, Его сила и любовь, Его милосердие и правосудие и святость, которые мы испытали в нашей жизни, так же стали известны другим людям. И это происходит, только тогда, когда мы понимаем, что должны идти в жизни по Его следам, по тому же Пути, по которому вел Его и ведет нас Святой Дух.

«Что вы стоите, глядя на небо?» — спрашивают люди в белом. Слишком часто нам легче искать чистого мира, который где–то там, наверху, особенно когда мы представляем Церковь как Тело Христово. Мы видим столько недостатков, столько всего неправильного. Возможно, и вы были среди тех, кто говорил: «Покажите мне церковь, где священнослужители не ищут своих интересов, где люди не лицемерны, где любовь искренна, и тогда я присоединюсь к ней». Но вы будете долго ждать, потому что такая идеальная церковь «не имеет следов на земле», ее не найти. Возможно, подобная церковь существует только в наших воспоминаниях, или «представлениях» о том времени, когда были первые ученики, которые действительно верили, когда вера могла сдвинуть горы, когда намерения у всех были чисты.

Анни Диллард пишет в своей книге: «Наше представление о людях из Библии полно пустого романтизма. Мы думаем, что Бог пришел тогда к этим простым людям (персонажам с картинок детской Библии), которые были чисто самими собой, в то время как мы сейчас такие непростые и вечно занятые люди. Но я теперь понимаю, что и они тоже были заняты. Кто может взойти на гору Господню? Нет никого, кроме нас. Некого послать, нет ни одного совершенно чистого сердцем на этой земле. Кроме нас, никого больше нет. И никогда не было. Всегда были только поколения, которые помнили, и поколения, которые забывали. Поколений совершенных мужчин и женщин, живших идеально каждый день жизни, не было никогда».

Здесь и сейчас в мире нет никого, кроме нас. Мы можем стоять и смотреть в небо или же можем поверить обещанию Иисуса: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями». Вы будете оставлять следы везде в простом и несовершенном сообществе веры, которое очень часто бывает неправо. Вознесение Господне — это не призыв смотреть вверх, а призыв поверить, что обещание Христа исполняется здесь, везде вокруг нас.

Вознесение — это не картина покидания Иисусом этого бренного мира и не обещание того, что и мы однажды сможем его покинуть. Наоборот, библейское повествование о кресте, воскресении, вознесении и сошествии Духа продолжается миссионерским призывом. Обещанным Духом Святым Иисус продолжает присутствовать и участвовать в том, что происходит «здесь на земле», хоть Иисус и сидит одесную Бога как Царь над всем творением. Но царство Иисуса связано не с небесами, которые где-то там, это царство связано с тем, чтобы привести мир к его истинному предназначению. И церковь призвана и наделена Духом Святым участвовать в этом преображении до дня, когда Христос вернется вновь. Именно поэтому Иисус учил нас молиться: «Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе». И происходит это, когда церковь, укрепленная Духом, идет в мир уязвимой, страдающей, славящей Бога, молящейся, часто не понимаемой, порой осуждаемой людьми, но оправдываемой Богом, празднующей вознесение, но всегда, как говорит апостол Павел, «несущей в теле своем смерть Иисуса, чтобы жизнь Иисуса могла быть явлена».

Наше призвание – служить миру, являя любящее господство и милостивое правление Царя Иисуса. Иисус правит своей церковью и направляет ее ради этого мира, чтобы мир пришел к Нему. Церковь существует ради мира и его спасения. И исполнение этой миссии возможно благодаря тому, что восседая по правую руку Отца, Иисус Своим Духом постоянно присутствует со своей церковью. И чтобы мы постоянно помнили об этом присутствии, Иисус оставил нам Вечерю Господню, в которой он незримо с нами, омывает покаянные и благодарные сердца, наделяя силой жить для Его славы и для спасения мира.

Придем же с благодарностью к Его столу, придем в покаянии, придем готовые видеть, куда в этом мире ведут Его следы, и готовые слышать, как быть верными исполнителями Его миссии для спасения мира.

01.06.2014

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»