Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Иисус и слепорожденный: рождение истинной веры через страдания (От Иоанна 9:1-41)

Ефесянам 5:8–14

После долгого перерыва, возвращаемся с вами к Евангелию от Иоанна. В прошлый раз (уже весьма давно!) мы размышляли о встрече Иисуса с Самарянкой и о различных препятствиях, мешающих поверить в Иисуса. Сегодня перед нами история об исцелении слепорожденного — еще одна встреча с Иисусом, помогающая нам понять, что значит быть Его учеником. Это история о том, как часто первое духовное просвещение не приводит сразу к совершенной вере, о том, что для полного прозрения может быть необходима череда испытаний. Мы увидим как физически слепорожденный прозревает сразу, а духовное прозрение приходит постепенно, через перенесение страданий, которые помогают ему достигнуть полной веры.

Зрение – удивительная функция нашего организма. Глаз принимает свет и, благодаря этому, может различать уникальные черты лица другого человека, свет дает возможность глазу охватывать и широту мира, частью которого мы являемся. Благодаря зрению, мы различаем, называем и знаем. В греческом языке выражение «я видел» равнозначно выражению «я знаю». И ведь правда, когда мы хотим что–то знать наверняка, мы спрашиваем свидетелей — тех, кто видел своими глазами, — и сами хотим видеть своими глазами. Когда мы смотрим на что–то, мы видим гораздо больше того, что лежит на поверхности. Глядя на коня, мы видим не только шерсть и пятнистую окраску, но и живое существо с сильными мышцами и норовом. Когда мы смотрим на лицо человека, мы видим не только черты и оттенки лица, но и характер, отраженный на нем: дружелюбность или холодность, враждебность или верность, злобу или любовь, печаль или радость. Мы можем видеть все это, но не обязательно видим. Евангелие сегодня рассказывает нам историю как об удивительной способности видеть, так и о слепоте людей, убежденных, что они видят и знают все, но на самом деле слепые. Эта история насквозь иронична и развивается в семи действиях, в которых каждый из нас может увидеть себя, если, конечно, не закроет на это глаза.

Действие 1: Иисус, ученики и слепорожденный (1–7). Иисус и ученики видят слепого от рождения человека. Ученики сразу желают найти «религиозное» объяснение его состоянию: «Кто согрешил, он или его родители, что он родился слепым?» Они типично предполагают наличие какой-то связи между нынешним состоянием человека, его увечьем и прежними грехами. Для них проблема сводится к поиску конкретного виновника и, видя слепорожденного, они с уверенностью заключают, что либо сам этот человек, либо его близкие совершили тяжкий грех, ибо наказание очевидно. Столкнувшись с трагедией, несправедливостью, бессмыслицей, люди, чтобы не потерять веру в божественную справедливость, часто спешат объяснить ее чьей–то виной: либо сам страдающий виноват в каком-то тайном грехе, либо другие люди, за которых он несет это бремя. А порой они взваливают вину на самого Бога, который эти страдания на них посылает. Но Иисус решительно пресекает подобные попытки анализировать мировой порядок. Божий мир гораздо сложней. Из-за царящего в нем греха он намного темней, но и свет Божий всегда ярче, чем нам кажется. Да, иногда трагедии бывают прямым результатом дурного поступка, но далеко не всегда. Иисус говорит: если ребенок родился слепым, это не потому, что Бог гневается на него или потому что провинились его родители. Вместо этого, говорит Он, из хаоса и горести этого мира мудрый, любящий и справедливый Бог может создать новое творение.

«Это для того», говорит Иисус, «чтобы на этом слепорожденном явились дела Божии», — и: «Мне должно делать эти дела, доколе есть день. Я – свет миру». Помните, в самом начале Евангелия Иоанн говорит: «В Нем (Иисусе) заключена жизнь, и эта жизнь – свет человечеству» (1:4) и: «свет во тьме светит и тьма не объяла его». Через Иисуса, без выяснения причин тьмы, Бог творит все заново. Иисус, исцеляя и даруя новую жизнь, творит дела «Того, кто послал» Его. И надвигается новая тьма, когда в ночи Иисус будет убит, и мир вновь будет на грани смятения, но пока Иисус здесь, Он творит новый мир света и исцеления. После смятения Страстной пятницы и субботы, на рассвете пасхального воскресения Он водворит в мире новое творение (Ин. 20:1). Поэтому Иисус пресекает стремление учеников найти вину за этот недуг и просто исцеляет слепого, помазывает его глаза странной смесью слюны и земли, отсылает его умыться в источнике Силоам, и тот становится зрячим. В жизни этого человека забрезжил рассвет нового творения, новой жизни!

Действие 2: Прозревший и соседи (8–12). Новое творение всегда озадачивает. Исцеленного Иисусом слепого многие перестали узнавать. Прозревший возвращается в свою местность и встречает своих соседей, но ему не уютно с ними. Друзей и соседей беспокоит то, что он больше не слепой. Все эти годы, с самого малого возраста они знали, где его место и что ему надлежит делать. Он, скорее всего, раньше весь день сидел у городских ворот, прося милостыню. Большинство из них, наверное, даже перестали замечать его. Но вот он перед ними зрячий и не замечать его не возможно, и что с ним делать? Они заваливают его вопросами: «Кто это сделал тебе? Как? Где целитель?» Они начинают спорить друг с другом: одни верят, что он был исцелен, другие сомневаются, что это вообще тот же человек, который все эти годы был слеп и просил милостыню. А он лишь пытается вставить: «Да я это, точно я», — и засвидетельствовать о том, что знает: «Некий человек по имени Иисус исцелил меня, и я прозрел, а где Он теперь, я не знаю». Но то, что бросается в глаза, так это то, что нет ни радости, ни восхваления Богу, ни ободрения: «Мы так рады за тебя!» Все, что есть, это споры и распри. Бывает так, что Благая Весть врывается в жизнь человека и меняет ее до такой степени, что окружающие только диву даются: «Да ладно, тот ли человек перед нами?» Может ли человек, привыкший ругаться, обманывать, воровать, вдруг сделаться честным, разумным и добрым? Ответ – да, может, и это случается часто, чудеса исцеления происходят, жизни преображаются. А они все спрашивают: «Как это произошло?» И ответ здесь, как и во всем евангелии, очевиден: через посредство Иисуса. И тогда у них напрашивается следующий вопрос: «Где найти Его?» Но исцеленный не мог пока на этот вопрос ответить, хотя евангелие на всем своем протяжении указывает нам с вами на него.

Действие 3: Прозревший и фарисеи (13–17). Теперь беднягу тащат к фарисеям – духовным властям, которые заботились о том, чтобы всё в народе происходило по закону Моисееву. А поскольку Иисус «замесил глину» и исцелил в Субботу, когда нельзя было делать никакую работу, фарисеи обвинили Иисуса в нарушении закона, т.е. в грехе, и пришли к выводу, что Он не может быть от Бога. Но другие фарисеи рассуждали иначе: перед ними человек, который всю жизнь был слеп, а теперь видит, поэтому Иисус не может быть грешником, раз Он творит такие чудеса. Между ними возникает разногласие, и они призывают слепорожденного свидетельствовать. И он снова рассказывает, что произошло, только теперь, он сам, вновь переосмысливая происшедшее, говорит: «Точно, исцеливший меня — пророк». Но его свидетельство отвергнуто, и фарисеи, не желая верить ему, отправляются искать новые доказательства. Это разделение на греческом языке называется «кризис», а на русский переводится «суд». И вот, верно, встреча с Иисусом всегда приводит к некоему «кризису», заставляя людей принимать решение, вставать на одну сторону или другую по отношению к Нему.

Действие 4: Фарисеи и родители прозревшего (18–23). Помимо тех, кто открыто решает встать на одну или на другую сторону, есть и те, кто отказывается принять решение – в частности, родители исцеленного. Религиозные власти, не удовлетворенные ответами прозревшего, решают допросить родителей. Родители боятся сказать лишнего, не хотят, чтобы их впутывали в это дело, ведь иудеи уже тогда сговорились, чтобы отлучать от синагоги каждого, кто признает Иисуса Мессией. Быть отлученным от синагоги означало не только исключение из религиозной жизни иудеев; синагога была центром всей жизни общины, отлученному оставалось только бежать из родных мест. И хотя родители точно знают, что их сын исцелен, они отказываются что-либо сказать об Иисусе, чтобы не быть отлученными. «Все, что мы знаем», говорят они, «что это наш сын, и что он был слепой, а об остальном спрашивайте его, он уже совершеннолетний и сам ответит, как и что». Они тревожились за свой социальный статус, за свой заработок и даже за свою жизнь.

Во все времена, помимо тех, кто решается быть с Иисусом, чего бы это им не стоило, и тех, кто по разным причинам в Него не верит, есть даже еще большее число людей, которые будучи крещены и формально признавая Иисуса, не хотят исповедовать Его, если это будет им чего-то стоить. Так вот родители исцеленного человека так напуганы, что всю свою ответственность готовы переложить на сына и, зная истину о том, что сделал Иисус, боятся говорить о Нем.

Действие 5: Снова фарисеи и прозревший (24–34). Власти снова допрашивают исцеленного. Напряжение нарастает и страсти разгораются. Они нападают на него: «Благодари Бога, потому что человек тот грешник, а ты получил исцеление». Они пытаются отколоть Иисуса от Бога, пытаются сказать: если произошло чудо, благое дело совершил Господь, а Иисус тут ни при чем. Но исцеленный, хоть и растерян и напуган, наверное, не меньше своих родителей, все-таки настаивает на реальности случившегося с ним чуда и провозглашает, что сделал это именно Иисус. Он отвечает единственно тем, в чем совершенно уверен, личным свидетельством: «Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». Но в этот раз он объясняет и причину: «Странно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи, и всем известно, что грешников Бог не слушает, а лишь тех, кто чтит Его и творит волю Его, а значит Иисус от Бога». Перед фарисеями дилемма. Или они должны принять все факты и логику прозревшего и принять Иисуса как пришедшего от Бога, но это нарушит то, во что они так свято верили, их понимание закона и Бога. Или же они останутся при своем понимании закона, отвергая при этом исцеленного и целителя и противясь Божьему замыслу. Что они и делают. «Ты был рожден в грехах!» — кричат фарисеи слепорожденному. Чему может научить их, учителей закона этот простой грешный слепой? Они отлучают его от синагоги. Они уверены, что увечье этого человека – верный признак духовной испорченности. Иоанн явно показывает, что физическая слепота несчастного никак не связана с его грехами или грехами родителей, и что целительное присутствие Иисуса спасает человека от всего дурного: от физических, умственных, духовных недугов. И все, что добиваются фарисеи своими парадоксальными вопросами и сомнениями, — так это подталкивают исцеленного к еще большей вере в Иисуса! А Иоанн хочет, чтобы и читатели Евангелия тоже прозрели, устремившись вместе с исцеленным к свету, который есть сам Иисус.

Действие 6: Иисус и прозревший (35–37). Прозревший не нашел поддержки дома, а теперь изгнан и из религиозной жизни Израиля, но Иисус, услышав об этом, сразу же нашел его. На протяжении всех этих испытаний прозревший проявляет все возрастающую веру, и тогда Иисус открывается ему как Спаситель: «Веруешь ли в Сына Человеческого?» И на вопрос: «А кто Он, Господи?» — Иисус говорит, заметьте, ранее слепому: «Ты видел Его». И слепорожденный исповедует: «Верую, Господи», — и кланяется Иисусу. И даже будучи отвергнут семьей и религиозными властями, он обрел нечто намного более ценное, чем зрение – он больше не живет во тьме, потому что там, где Иисус, тьмы нет.

Действие 7, финальное: Иисус и фарисеи (38–41). В ответ на веру прозревшего Иисус провозглашает: «Кто на самом деле слеп, проявляется в отношении ко Мне». «Неужели и мы слепы?» — отвечают фарисеи. Его вопрос к исцеленному: «Ты веруешь ли?» — подчеркивает неверие фарисеев в то, что Он пришел от Бога, чтобы творить дела Божии. И их неверие становится для них осуждением: «Суд есть, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, чем свет» (3:19). Исцеление сделало ясным: свет приходит к тем, кто понимает, что жизнь без Христа – слепота; тьма окутывает жизнь тех, кто, не имея Христа, утверждают, что прекрасно видят! Слеп тот, кто не желает видеть!

Эта история для всех нас, и она являет, что невозможно оставаться нейтральным по отношению к Иисусу Христу. Все, кто стал свидетелем действий и слов Иисуса, знали, что должны либо принять, либо отвергнуть Его. Кто слепой, а кто зрячий, кто во свете, а кто во тьме, зависело от того, как люди ответили Иисусу. А каков наш выбор в отношении Иисуса?

  • Мы можем быть, как тот слепорожденный, который проходит несколько этапов к истинному познанию Иисуса, вере и поклонению? В начале в разговоре с соседями он знает только то, что «человек по имени Иисус» исцелил его (9:11). После допросов фарисеев, он решает, что «Иисус – пророк» (9:17). Когда ему пригрозили отлучением от синагоги, он провозглашает Иисуса «человеком от Бога» (9:33). А будучи изгнанным окончательно, встречает самого Иисуса, который побуждает его, наконец, провозгласить: «Верую!» Это уже не просто вера в то, что Иисус пророк или замечательный целитель, а вера в то, что Он Тот, через кого в мир приходят Божий свет, истина и святость. Иоанн рассказывает, желая, чтобы его читатели так же честно, со всё возрастающим пониманием, как прозревший, держались за Иисуса Христа. Есть ли в нас такая вера, которая все больше возрастает, проходя испытания и трудности?
  • Или же мы просто с любопытством относимся к Иисусу, как соседи и друзья, которые, однако, так и не приняли Его?
  • Или со страхом, как родители прозревшего, предпочитающие человеческое признание принятию Христа, даровавшего их сыну новую жизнь! Они предпочитают помалкивать даже о том, что знают. Угроза отвержения пугает их и заставляет молчать.
  • Или же мы, как те фарисеи, давно выстроили свою систему убеждений, внутри которой никогда не сможем осознать свою неправоту. Одно дело искреннее заблуждение, в котором у человека есть шанс принять новые аргументы, и другое — создать закрытый мир, в который мы не желаем впускать свет Божий, ведь Он поставит под сомнение все наши устои, понимание и привычки. Состояние таких людей апостол Павел описывает в 1-й главе Римлянам, которую мы читали на прошлой неделе: есть люди которые не только творят дурное, но и приспосабливают свою мораль таким образом, чтобы свое зло называть добром, а добро злом, поворачиваясь спиной к Богу, не давая Ему места, а значит и лишая себя надежды и возможности спасения. Порой мы, как фарисеи, настолько уверены в своем знании и правоте, что это не дает нам быть открытыми пред Иисусом и небесной властью.

И не важно сегодня, что мы когда-то дали Богу обещание следовать за Христом, приняв крещение. Эти обещания могут быть под угрозой, когда мы сталкиваемся с неожиданными трудностями. Сегодня Иисус бросает нам вызов, и нам необходимо убедиться, что мы не живем в слепоте своих собственных убеждений, ожиданий, устоев; убедиться, что наши сердца открыты к меняющей жизнь и преображающей мир силе Христа, который пришел и взял тьму этого мира на Себя. Каково наше отношение к Иисусу – вера и поклонение? Или просто любопытство и скептицизм? А может страх перед тем, что подумают другие, страх отвержения? Никто из нас не может остаться нейтральным. Но принимая решение, помните: без Христа жизнь лишь бесконечная череда бессмысленных блужданий, хаоса, ожидающих гибели, и только в присутствии Христа тьма отступает и уступает место порядку и смыслу, и только в свете Христа есть жизнь, которая действительно ведет в вечность всё возрастающей верой.

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»