Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Иисус и Самарянка: препятствия, мешающие обратиться к Иисусу (От Иоанна 4:1-30, 39-42)

Псалом 35:6-11; от Иоанна 7:37-38

Иисус всегда использовал с людьми что-то очень простое, чтобы объяснить что-то очень важное (хлеб, дверь, овцы, свет и тьма, рождение). В сегодняшней истории Он говорит о воде. Мы живем там, где воды много и ее не очень ценят (мы можем подолгу принимать душ, коммунальщики поливают улицы водой перед дождем, а то и во время дождя). А в жарких, пустынных местах, все не так. Там вода приобретает мистическое значение. Всем знакомы истории о путниках, которые от жажды начинают видеть в знойном воздухе пустыни миражи потоков воды, колодцев, и жажда воды вытесняет все другие мысли. В такие моменты один глоток воды стоит золота. Кто-нибудь из вас переживал когда-нибудь такую смертельную жажду?

Конечно, все это было бы намного легче представить в жаркий день, какие были у нас летом 2010 года, а не сейчас. Но, давайте попробуем. Именно в такой знойный день в ближневосточной пустынной местности Иисус, утомившись, сел у колодца. Дело было в полдень, в самый разгар жары. Женщины ходили за водой как правило рано утром до наступления жары или к вечеру, когда жара спадала. И не удивительно, что у колодца никого не было пока не пришла одна единственная женщина. Иисус же, сев на ограждавший колодец каменный бордюрчик представлял для этой самарянской женщины пришедшей за водой непреодолимое препятствие и, попросив у нее воды, заговорив с ней, сделал для нее невозможным просто прийти, набрать воды и уйти.

При чтении много говорится о том почему эта женщина пришла к колодцу в такой разгар жары, чтобы не встретиться с другими. Но сегодня мне кажутся намного важнее интересных фактов о ее жизни, важнее ее психологического портрета и общественного статуса те препятствия, которые она преодолеет на пути к вере. Можно было бы до мелочей разобрать все стороны ее жизни и говорить и том, как Иисус пришел спасти ее и ей подобных грешников, порадоваться Его милости, и при этом не затронуть свою собственную жизнь и ситуацию. Но когда Иоанн описывает встречи Иисуса с людьми, его главная цель для читателей это то, какой последует ответ: ответ веры или неверия. Если вы помните предыдущую историю о встрече Иисуса с Никодимом, то заметьте как тот религиозный, но при этом закрытый человек, приходящий к Иисусу ночью, чтобы быть незамеченным и кажется так ничего и не понявшим, выступает в контраст с Самарянкой, которая признает Господство Иисуса, остается во свете и преодолевая множество барьеров к принятию Христа, проявляет качества истинного ученика Христова. Помните слова Иоанна в конце 3 главы: «ибо всякий делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету… а поступающий по правде идет к свету» (3:20-21). Так вот сегодня перед нами история о человеке, который сначала держится за свои традиции, прикрывается своими религиозными разговорами, чтобы уклониться от Иисуса, видящего ее насквозь, но все же остающемся во свете, позволяя Иисусу, в конце концов, все в ее жизни изменить. И потому эта история обо всех нас, мужчинах и женщинах, с религиозным и с далеким от Бога прошлым. Эта история о том, какие барьеры стоят у нас на пути следования за Христом и о том решимся ли мы оставаться во свете пока не сделаем нужный шаг и не вкусим живую воду новой жизни. Так какие же препятствия в тот день преодолела самарянка и надо преодолеть нам чтобы пойти за Христом?

Первое препятствие связано с презрением евреев к самарянам, и тем более женщинам, как к не чистым, не являющихся народом Божьим, как к полукровкам. Отсюда и реакция Самарянки на просьбу Иисуса дать ему воды: «как ты, будучи евреем просишь пить у меня Самарянки?» Между этими двумя народами царила давнишняя вражда, обида на то, что иудеи не позволили самарянам участвовать в строительстве Иерусалимского храма, фактически сказав им: вы не относитесь к народу Божьему. Эта давнишняя обида могла положить конец их разговору и возможности самарянки обрести спасение. Многие люди обижены и на Бога, потому что видят так много несправедливости в этом мире, и потому они якобы не могут довериться Ему («если бы Бог меня любил, Он бы не допустил в моей жизни столько страданий»; «я не могу верить Богу, который допускает столько зла и несправедливости, насилия и войн»). Многие останавливаются уже у этого первого препятствия. Интересно то, что Иисус никак не отвечает на ее возражение. Он не собирается в одно мгновение исправить мир, но Он может предложить ей нечто, что уведет эту несправедливость на второй план: Он предлагает ей «живую воду». И как Никодим не мог понять образ «нового рождения», Самарянка не понимает то, что говорит Иисус. Дело в том, что выражение «живая вода» в те времена означало так же «проточную воду», в контраст с стоячей водой (как в колодце). Проточная вода очень ценилась. Самарянка думает, что Иисус предлагает ей вместо воды из колодца проточную воду из какого-то источника о котором она не знает, чтобы ей не надо было ходить к колодцу в жару и быть постоянным объектом сплетен. Но все знали, что вблизи города Сихарь не было проточных источников, поэтому в свое время Иаков и выкопал этот колодец.

И Самарянка пренебрежительно говорит: «ты что, более велик, чем наш праотец Иаков, который дал нам этот колодец?» В этих словах видно второе препятствие, с которым сталкиваются люди при встрече с Иисусом. Когда затрагиваешь духовное состояние людей, они часто возводят стену: «Я самарянка, у нас не так как у вас, у нас все по-другому», «я православная, у нас свои традиции». Другими словами: «спасибо, у меня уже есть все, что мне нужно», «ты же не хочешь сказать, что ты можешь предложить мне что-то лучшее, чем то, что у меня уже есть». Ответ, на самом деле, для нас очевиден: «да, Иисус более велик, чем Иаков», но Иисус опять не спорит и не позволяет увести Себя в сторону от главной цели. Он игнорирует этот вопрос о том, кто более велик и объясняет, что речь не о буквальной воде, а о воде дающей вечную жизнь, которая утоляет жажду человеческого сердца навсегда.

И еще один момент: несомненно то, что Иисус предложил ей, привлекло ее внимание – ведь жизнь будет намного проще если ей не придется больше ходить сюда за водой каждый раз в жару, рискуя попасться людям на глаза!! Эта возможность не приходить каждый день к колодцу за водой заинтересовала женщину. Думаю религия всегда будет привлекать людей теми удобствами, которые она может дать. Но Иисус знает, что ее проблема намного глубже, Он видит, что эта женщина не просто жаждет воды, Он знает, что ее душа иссохла. Ее грех иссушил ее душу и она не могла найти в своем сердце, в своей жизни облегчение и удовлетворение. И поэтому Иисус говорит не о буквальной воде, а о даре жизни, которую будет питать сам Бог. Он говорит о том, что любая вода на земле только прообраз, указывающий на жизнь, которая утолит жажду так, что человек никогда не будет нуждаться во влаге. И источник этой жизни откроется в самом человеке и будет постоянно обновлять его жизнь, которая приходит с Иисусом.

Важно то, что хотя женщина пока еще не понимает о чем говорит Иисус, она стремится узнать больше. Ей еще предстоит понять, как и любому человеку, кто решится послушать Иисуса: Он – вода живая, чтобы это не значило, но с первым же глотком этой воды для тебя изменится все. Перед нами потенциальная христианка, в чьей жизни, однако, скрывается грех. И Иисус понимает, что бесполезно говорить о каком-то движении вперед, о живой воде, пока этот скрытый грех не выйдет на свет и не будет очищен. И чтобы повести женщину дальше, Иисус начинает говорить о ее муже (4:16): «пойди позови твоего мужа». Это больная тема для нее и она отвечает уклончиво, полуправдиво (надеясь, что этот незнакомец не знает ее прошлое) и говорит: «у меня нет мужа». Но это лишь открывает возможность для Иисуса показать ей, что Он знает о ней все, и о ее пяти мужьях и о ее сожителе, который у нее есть сейчас и который ей не муж. Вот еще одно препятствие, с которым многие сталкиваются на пути к вере: неприглядное греховное прошлое.

По каким-то причинам эта женщина переживала одно крушение за другим: появлялся очередной «муж» и бросал ее. Их было столько, что в маленьком городе только о ней и сплетничали. Очевидно эти связи заканчивались формальным разводом. Возможно виновата была не только она, возможно и перед ней были виноваты. Мы не знаем как складывались эти отношения, какие были обстоятельства и душевные травмы, но можно представить, что очередной разрыв усугублял и без того нелегкую ситуацию. Ее жизнь была безнадежно запутана, она устала от того, что постоянно находилась под осуждающими взглядами людей, а теперь оказалось, что даже этот незнакомец, Иисус, знает о ней все. Слова Иисуса, несомненно усилили ее горечь. Зачем Он напомнил ей о ее грехе, о ее нужде??? А для того, чтобы изменить чувство порочности на чувство греха и чтобы превратить ее жизненную усталость в духовную жажду, которую Он сможет утолить. Но для этого она должна была признать свое истинное состояние. Теперь перед ней был выбор: остаться в свете с Иисусом или закрыться и уйти, и она делает смелый выбор: несмотря на дискомфорт она продолжает оставаться во свете, продолжает разговор с Иисусом. Как бы неприятно ей не было видеть свой грех выходящим наружу, она не уходит. Я уже говорила не один раз: для того, чтобы, действительно, уверовать, человек должен признать свое теперешнее состояние и эта история дает надежду: Иисуса не остановило то, что Он знал о ней все. Он не сказал ей: «приходи, когда приведешь в порядок свою жизнь», потому что дар, который Он желает дать, как раз и должен помочь ей измениться, привести жизнь в порядок. Однако, она должна была посмотреть в лицо своему греху, признать то, что нуждалась в Божьей милости и помощи и изменении жизни. И она не уходит.

Она не уходит, но при этом пока еще все же пытается сменить тему разговора со своей ситуации, как-то может даже приукрасить ее, показать, что она не такая уж безнадежная и ее интересуют «религиозные вопросы»: «отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, поклоняться надо в Иерусалиме» (4:20). Это типичный ход человека, когда в разговоре начинаешь выводить жизнь человека на свет, человек пытается сменить тему, вспоминая старые религиозные дрязги, чтобы избежать необходимости принятия решения в отношение своей жизни. Ну правда, когда эта женщина последний раз, на самом деле, задумывалась о таких богословских тонкостях или ходила на гору Геризим, чтобы поклониться Богу? Но теперь это вдруг стало важным для нее. Почему? Чтобы отвлечь внимание от своей собственной проблемной жизни и необходимости что-то с ней делать. Это происходит снова и снова. Будучи пастором я часто сталкиваюсь с этим: как только нащупаешь «больное место», как человек торопливо заговаривает о другом. А самый любимый способ людей отвлечь внимание от нравственных проблем, проблем греха в их собственной жизни и необходимости покаяния, это заговорить на «общерелигиозные темы»: «да у меня все предки в роду были священниками» или «сколько себя помню, мы всей семьей ходили в церковь на Пасху, это святое». Или еще лучше – человек начинает говорить о спорных религиозных вопросах: «вот в церкви люди делают это и то, священники такие-сякие, в церкви одни лицемеры» или «а как вы относитесь к гомосексуалистам?» или «разве протестанты не заставляют женщин сидеть дома?» Таким образом показывая, что верующие то не святые, значит и моя жизнь не так плоха…

Но сотни подобных тем и вопросов это ни что иное, как стремление людей отклониться от главного вопроса: «А ты знаешь Христа? Примешь ли от Него воду жизни, чтобы изменилась вся твоя жизнь?» Иисус не может дать живую воду тем, кто просто просит ее: «Господин, дай мне этой воды». Он дает ее не каждому просящему, а каждому жаждущему. Эта женщина должна была увидеть свою смертельную жажду, нужду, засуху, грех, перестать говорить о неважном и воскликнуть: «жажду Бога, жажду Бога живого!» Все остальное лишь отвлекающий маневр, отговорки. Бога нельзя отождествлять с церковью. Бог предъявляет права на каждого человека, предлагает новую жизнь каждому, кто готов отказаться от стоячей воды и обратиться ко Христу за живой водой. И от этих прав Бога на нашу жизнь и от этой жизни не спрятаться за вопросами о том, в какую церковь кому ходить и какая гора святей, какая церковь лучше. Истинное почитание Бога может быть только в Духе и истине. Бог есть Дух – т.е. Бог живой, действующий и радующий жизнь. Бога нельзя увидеть, но следствия Его действий видны. Так же и истинное почитание Бога в Духе и в Истине это поклонение оживленное Божьим Святым Духом, освященное Его откровением, и дарованное самим Христом, который есть Истина. Но такое почитание рождается из жажды, утоленной встречей с Христом, расставанием с жизнью греха и принятием новой жизни, которая порождает внутри постоянно обновляющуюся радость и надежду.

Что же Самарянка? Ее выбор очевиден, но она все еще пытается отодвинуть его в неопределенное будущее: «когда придет Христос, тогда Он нам все объяснит» (4:25). Когда-то, но не сейчас я сделаю этот выбор, придет время и я приду в церковь, я буду служить Богу, но не сейчас… Но Иисус не дает ей шанса больше уклоняться и откладывать: «это Я, который говорю с тобой» (4:26). Он ставит ее перед необходимостью поверить или не поверить, но сделать это сейчас. Слова «это Я» звучат эхом из книги Исход 3:14 с горы Синай, когда Господь открыл Моисею Свое имя: «Я есмь Сущий». И Иисус будет повторять эти слова снова и снова, каждый раз когда слушатели уклоняются от главных вопросов и твердят: «подождем, пока придет тот, кто поможет во всем разобраться». Иисус снова говорит нам: «Ты жаждешь? Ты запутался? Ты потерян? Ты стыдишься? Ты потерял надежду? Ты не видишь смысла? Ты отвержен? Ты в грехе? Ты жаждешь новой жизни? Ищешь Того, Кто может тебе помочь? Это Я». Стать учеником Христа значит увидеть свое истинное состояние в Его свете, понять дар, который Он предлагает, увидеть Бога, который этот дар дает и не просто просить, а жаждать этой воды жизни. Есть большая разница между: «ну да, я хотела бы, чтобы моя жизнь изменилась» и отчаянной жаждой новой жизни.

Самарянка сделала этот шаг, она поверила и старая жизнь осталась позади. Она, не боясь уже разговоров о ней, побежала в свой город, чтобы рассказать людям о Христе. Знаете, что самое удивительное — ЕЕ слушают и слушаются, люди приходят за ней, чтобы встретиться с Христом. Знаете, о чем мне это говорит? О том, что когда человек, действительно встречается с Богом и принимает от Него воду жизни, их прошлое сменяется некой новой силой, так что их слова побуждают людей искать Бога.

А что насчет нас? Перед каким из препятствий на пути к истинной вере в Христа стоим мы? В чем ищем оправдание? По каким причинам откладываем новую жизнь? Если мы жаждем ответов и воды живой — новой жизни – Христос здесь! Жаждем ли только каких-то плюсов, которые дает религия или же жаждем новой жизни, жаждем отчаянно, как в жаркой пустыне воды? Если так, Христос здесь – предлагает нам воду жизни! Сейчас.

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»