Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

От Иоанна 3:14-21. Змей и Божья любовь

От Иоанна 3:14-21. Змей и Божья любовь

Псалом 106:1–3, 17–22; Числа 21:4–9; Ефесянам 2:1–10

Эти стихи наверное самые известные из всей Библии. От Иоанна 3:16 часто печатают и в открытках и на футболках. Это наверное самый лаконичный перессказ сути Евангелия. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Это был первый Библейских стих, который я выучила в своей жизни и снова и снова он звучит у меня в сердце. Но мы прекрасно знаем, что хорошо знакомые вещи часто становятся слишком привычными. А когда что–то становится привычным, оно зачастую перестает быть важным и мы легко пренебрегаем им.

Честно говоря в нашей жизни столько всего привычного, повседневного, что мы часто сталкиваемся с искушением посредственности. Всегда и в любой области жизни, есть искушение делать что–то лишь бы как, делать что–то наполовину: будь то наша работа, наши отношения с людьми или с Богом, наше духовное состояние. Именно поэтому я решила сегодня всед за прошлой проповедью Давиде, еще немного остановиться на 3 главе Ев. от Иоанна и на том, что эти до боли знакомые слова значат для нас.

Но я хочу обратить наше внимание сегодня на то, что мы обычно упускаем, произнося по памяти Иоанна 3:16 – т.е. 14-15 стихи 3 главы. Как вы относитесь к змеям? Я знаю, что у Володи была особенная встреча со змеей, после которой он чуть не умер… У современного человека змея ассоциируется, по большей части, с чем-то неприятным и пугающим. Во многих культурах змей – существо могущественное, но при этом полезное, хотя и опасное. Путешествуя в места, где вероятна встреча со змеей, люди заранее задаются вопросом: «что делать при виде змеи?» Однако, вспоминая змея в райском саду, мы видим, что в библейской традиции, змея – безусловно, негативная сила, воплощение мирового зла и греха в душе человека. А сегодняшний евангельский текст меняет вопрос «что делать при встрече змеи?» на вопрос: «что делать с грехом? С тем злом, что вокруг, и самое главное, с тем злом, что во мне?»

snake

И вот в сегодняшнем тексте мы находим внятный, уверенный ответ, который оказал влияние на все развитие христианской мысли. В 14 и 15 стихах Иоанн говорит: «и как Моисей высоко поднял змея в пустыне, так будет поднят и Сын Человеческий, чтобы каждый, кто поверит в Него, имел жизнь вечную». Здесь вспоминается случай из книги Чисел 21:5-8. Во время странствования в пустыне израильтяне стали роптать на Моисея и были наказаны: иx лагерь заполонили ядовитые змеи, многие люди погибли от укусов. Но Бог указал Моисею целительное средство: сделать бронзового змея и выставить его на высоком шесте. Любой человек, посмотревший на змея, выздоравливал от укуса змеи. И этот змей, обвивший жезл, кстати так и стал во многих культурах общепринятым символом исцеления и медицины.

snake2

У израильтян этот бронзовый змей продолжал храниться в скинии как священный предмет, но когда спустя много столетий царь Езекия убедился, что народ поклоняется змею, то разбил его на куски (4 Царств 18:4), напоминая им, что спасло израильтян не бронзовое изваяние, а целительная сила Бога. И вот в новом завете, здесь единственный раз упоминается бронзовый змей. Речь здесь совершенно очевидно идет о грядущей смерти Иисуса: «так будет поднят и Сын Человеческий, чтобы каждый, кто поверит в Него, имел жизнь вечную». Моисей поднял змея на высоком шесте, чтобы люди могли со всех сторон видеть его, и точно так же Сын Человеческий будет вознесен, чтобы уверовавшие в Него получили новую жизнь. Помня историю в книге Чисел, Иоанн по сути говорит, что все человечество было поражено смертельной болезнью и единственное исцеление это обратить взгляд на Сына Человеческого, умирающего на кресте и обрести жизнь, уверовав в Него.

Но почему такой странный символ? Что общего между бронзовым змеем, прибитым к шесту и распятием Иисуса? Разве змей – решение проблемы, а не ее источник? Неужели Иоанн сравнивает Иисуса с ядовитой змеей, несущей людям болезнь? Конечно, нет. Но Иоанн во всем своем евангелии вплоть до рассказа о распятии Христа говорит о зле, которое захватило весь мир и пустило корни в душе каждого человека и каким-то образом это зло получило право «отыграться» на Иисусе. Видя Иисуса вознесенного на кресте, мы должны понимать, что видим последствия греха, в котором увязли мы все. Но мы так же видим, что Бог сделал для нас. Мы видим Бога бесконечно любящего нас. Ибо ясно и коротко сказано в 1 Ин. 4:8: «Бог есть любовь». Многие отказываются верить, потому что не могут принять то, как такое зло (распятие) Бог мог позволить случиться со Своим Сыном ради каких-то грешных людей. Но Иисус на кресте это не катастрофа и не несчастный случай. Мы не можем обвинить Бога за то, что он позволил из-за нас беде случиться с Иисусом, потому что добровольно умирающий на этом кресте Сын, умирающий под бременем мирского греха, нашего греха являет Свою любовь к нам. И крест – та самая лестница, соединившая небо и землю.

Глядя на крест, мы должны понять, как сильно Бог любит нас! И когда мы поймем это, то сразу же должны разрушить свое неверное представление о том, что Богу нет до нас дела… или что Он гневный Бог, типа небесного надзирателя, который так и ждет, чтобы поймать нас за руку. Если мы ясно увидим то, что Бог любит нас, то мы развеем свои заблуждения по поводу Него. Он дает нам возможность исцеления от смертельной болезни греха. Однако зло не исцеляется автоматически. Зло по прежнему таится в каждом из нас и для исцеления каждый должен принять участие в процессе исцеления. Это не значит, что нам надо очень постараться стать “хорошими”. Мы лишь можем последовать примеру Израильтян, всмотреться и довериться: всмотреться в Иисуса, увидеть Его как выражение Божьей спасительной любви и довериться Ему всей жизнью.

Но уверовать в Иисуса значит выйти на свет, к свету нового творения Бога. А не уверовать – значит остаться во тьме. И поэтому, гдядя на крест, мы должны перестать думать, что Бог подобен всепозволяющему дедушке, который разрешает нам делать все что угодно, безо всяких последствий. Бог любит нас настолько, что дает нам для жизни определенные рамки. Он любит нас настолько, что желает спасти нас от последствий разрушителных поступков и действий. Бог всегда был Любовью. Он всегда заботился о людях даже более чем они того заслуживали и для этого достаточно внимательно взглянуть на историю Библии.

Когда Его народ был рабом в Египте. Бог слышал их крик о помощи. Он увидел их страдание и избавил их! Когда они начали жаловаться и ныть… когда они охали и ахали на пути через пустыню… неужели Бог оставил их? Нет, он питал их, Он давал им воды. Он был верен им даже тогда, когда они были неверны Ему. Когда народ Израиля начинал поступать по своему и ходить своими путями, что делал Бог? Он, любя их обильно, ставил над ними пророка, чтобы тот проповедовал им и указывал им путь. Он делал это снова и снова. Когда они продолжали отвергать его люботь, Бог любил их настолько, что наказывал их. Да, из любви, потому что если бы Ему было совершенно все равно… если бы Он их не любил… он позволил бы им делать все, что им вздумалось бы и они погибли бы. Но Бог любил и потому наказывал. И наконец… когда исполнилось время… Бог «послал Сына Своего Единородного» облеченного в плоть и кровь…чтобы открыть нам во всей полноте то, как сильно любит нас Бог! Если мы откроем глаза… если увидим Бога более ясно… то увидим, что Бог есть любовь и что Он любит нас настолько, что послал Своего Единственного Сына Иисуса для нас!

И мне кажется, нет я уверена, что когда мы более ясно увидим Бога, тогда мы сможем любить Его сильнее. Именно так и бывает. Когда мы поймем, что Бог возлюбил нас так сильно, что позволил Своему Сыну умереть за нас, в то время как мы снова и снова своим грехом приближали Его смерть, то мы сможем любить Его еще сильней. Когда мы поймем, что несмотря на всю жизнь прожитую без Него, Бог не бросил нас, тогда наша любовь к Нему, наконец, станет пылкой. Как Мария Магдалина, которую Иисус не прогнал, несмотря на ее сомнительное прошлое и которая слезами омывала Ему ноги, понимая что самое лучшее, чем она может ответить Ему, так это своей преданной любовью. Кому прощено много, много любит. А мы понимаем, что нам прощено? Или мы мало любим Его, потому что не осознаем весь тот наш грех, что пригвоздил Иисуса ко кресту?

Но что значит любить Бога, что значит любить Иисуса? Можно много дать ответов на этот вопрос, а Иисус вот что сказал об этом: «Если любите Меня, будете исполнять мои заповеди» (Ин 14:15). Любовь к Богу непременно находит выражение. И мы все знаем, что когда дело касается любви, то она выражается не просто словами. И хотя слова важны и нам надо слышать слова признания в любви, три коротких слова «я люблю тебя», но многие их нас росли в семьях, скупых на слова, однако никогда не сомневались в том, что нас любят, это было ясно из поступков наших близких людей.

Слова важны, в этом нет сомнения. Поэтому мы и поем Богу о нашей любви в песнях. Но слова за которыми не следуют действия это лицемерие. Слова без соответствующих поступков становятся бессмысленными, пустыми. Слова за которыми не следует действие — обман. Как же мы можем быть уверены в том, что мы действительно любим Бога? Делая то, что желает Бог, будучи послушными Небесному Отцу, проживая нашу жизнь в согласии с Божьими заповедями, любя свет, а не тьму.

Однако, желания человеческие настолько испорчены, что мы так часто сопротивляемся спасению, «предпочитаем тьму свету», даже ненавидим свет. В мире продолжается борьба, тьма пытается заглушить свет в мире, в нас. Отсюда и постоянная духовная борьба в нас – желание жить с Богом борется с желанием жить по своему. И порой кажется, что тьма побеждает в мире и мы думаем: «может стоит остаться на ее стороне, на стороне победителя»… Но истина в том, что тьма подлежит осуждению потому, что зло оскверняет и уничтожает этот мир и не дает людям войти в новый мир Бога, в вечную жизнь. И тьме не устоять перед светом и она будет окончательно осуждена.

Но, главное, что говорит нам Иоанн сегодня – никто не обречен на осуждение. Не обязательно позволять змее кусать тебя насмерть. Господь поставил посреди истории знамение – крест Христа. И этот знак говорит каждому из нас: уверуй и живи, но живи во свете. И Писание говорит о том, что будет, когда человек принимает решение довериться: мы становимся дитем Божьим, ощущаем на себе силу Духа Святого и живем праведно, потому что Бог действует в нас, а не потому, что мы просто решили стать “хорошими”.

Взирая на вознесенного на крест Сына Человеческого с верой, мы мы можем испытать исполнение в своей жизни обетования, данного еще пророку Иезекиилю (36:25-27): «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять».

Мы привыкли читать эти слова «Ибо Бог так возлюбил мир» в отрыве от остальных слов. Но перед нами сегодня один из парадоксов Евангелия: парадокс любви и суда. Глядя на Иисуса, вознесенного на крест, Его любовь и Его святость, мы должны увидеть каковы мы есть, на самом деле, видеть свой грех, который поднял Иисуса на этот крест, и с благодарностью, идти на свет, чтобы Господь очистил всякий грех и облек нас в праведность. Тот же, кто не хочет видеть свое истинное положение, избегает Иисуса, ибо при встрече с Ним открывается то, какие мы есть на самом деле. Мы любим слова о любви Бога к миру. Но вопрос сегодня к нам в том, как мы слышим эти слова: побуждают ли они нас идти к свету, чтобы найти исцеление от греха и смерти и вечную жизнь в заповедях Божьих или мы обманываем себя тем, что Бог и так простит, и продолжаем жить во тьме в осуждение себе самим. Да, Бог возлюбил нас, но будем ли мы жить или погибнем не решается автоматически: от нас зависит выбор тьмы или света, осуждения или жизни.

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»