Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Встречи с Иисусом: Иисус и Никодим (От Иоанна 3:1-16)

В Евангелии от Иоанна мы можем заметить постепенное откровение настоящей сущности Иисуса. В начале Иоанн нам говорит, что Слово – единородный Сын Божий – стало плотью и обитало среди нас, полное истины и благодати.

В начале мы читаем, что Иисус пришел как Агнец Божий, чтобы взять на себя грех мира. Он не обычный человек. Он – исполнение пророчеств. Он – крестящий Духом Святым. Он – превыше всех и всего. Он Мессия, который готовит для себя новый Израиль, новый Божий народ.

Во второй главе мы продолжаем читать о превосходстве Иисуса и о знамениях, которые он совершает и которые указывают на то, кто он есть. Первое знамение – это превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской. Мы говорили о том, что в этом многогранном знамении один очень важный аспект связан с тем, что Иисус использует каменные сосуды для ритуального религиозного очищения, чтобы сделать в них вино. Это символ того, что Иисус больше, чем израильская религия, что он пришел преобразить старые религиозные структуры и старые понятия очищения. Мессия пришел, и с ним – новая жизнь с избытком.

В следующей сцене Иисус приходит в храм. Храм был центром религиозной, культурной, экономической и даже политической жизни Израиля. Весь народ гордился тем, что в Иерусалиме был такой прекрасный храм. А что Иисус делает? Он выгоняет всех из храма, говоря: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли». В этом знамении, Иисус указывает на свое превосходство над храмом. Люди думали, Бог действует в храме и через храм. Но Бог сейчас действует в Иисусе и через него. Поэтому сам Иисус должен быть в центре жизни народа, а не храм. Он – новый Божий храм, в котором обитает вся полнота Бога.

Не смотря на то, что эти знамения (превращение воды в вино и очищение храма) не были однозначным доказательством, что Иисус – Мессия, Иоанн нам говорит, что результат был: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (2:11) и «когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его» (2:23).

Перейдем сейчас к событиям третьей главы. В ней мы читаем об очередной встрече. Иисус здесь встречается с представителем религиозной системы. И мы сможем понять этот странный диалог, только если мы понимаем, что снова здесь Иисус указывает на свое превосходство и желание заменить старые структуры, старые понятия своей истиной.

Встреча происходит ночью, скорее всего, потому что Никодим не особо хотел обнародовать свое любопытство или свой интерес к Иисусу. Но ночь также относится к духовному состоянию Никодима: он во тьме, видит только частично. И очевидно, он не единственный среди фарисеев, кто, увидев знамения Иисуса, начал задавать себе вопросы о Нем. Он начинает говорить, «МЫ знаем, что ты учитель от Бога».

Напомню, что фарисеи – движение святости того дня. Само название происходит от Еврейского слова, означающего «отделенный». Фарисеи – люди, любящие Божий закон и Божий четкий порядок, проводящие четкую линию между теми, кто внутри, и теми, кто вне. Это люди, которые старались угодить Богу всеми силами.

Это также люди логики, что сразу видно в словах Никодима. «Иисус, ты учитель от Бога, потому что ты делаешь знамения, и это возможно, только если Бог с тобой». Железная логика у Никодима. А в ответе Иисуса на его слова логики никакой: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится заново свыше, не может увидеть царство Божие».

Ветхий Завет мало говорит о царстве. Однако эта часть реплики Иисуса Никодиму понятна. Как все фарисеи, Никодим стремился к тому, чтобы царство Божие было на земле. Фарисеи хотели избавиться от всех язычников, особенно если они были во власти. Они хотели царства, в котором царь – Бог или Его представитель. И они верили, что участие в царстве было возможно исключительно при двух условиях: 1) надо было родиться в семени Авраама, т. е. быть израильтянином; 2) надо безупречно соблюдать закон Моисея. Но теперь он услышал шокирующую новость от этого странного учителя от Бога. Он услышал, что дело не в законе и не в национальности. Чтобы видеть царство, человек должен родиться заново свыше.

А как так? Это просто и не логично и не возможно. Как может человек родиться, будучи стар? В мире такого не бывает. Человек рождается один раз, и один раз умирает.
Но Иисус не о физическом рождении говорит здесь, а о духовном, поэтому объясняет дальше: «Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие». Здесь Иисус продолжает постепенно объяснять, что он имеет в виду. Человек нуждается в рождении, которое новое (от воды) и свыше (от Духа), потому что «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». И на эти слова Никодим отвечает простым человеческим удивлением: «Как это может быть?»

Вы знаете, для меня эти слова знакомы. Не потому, что я их читал много раз. А потому что было время, когда я сам задавал такой вопрос: «Как это может быть?»

Как вы знаете, я родился в христианской семье и ходил с детства в христианскую церковь, согласной которой существует всего лишь один вид верующих – возрожденные верующие. Остальные – просто неверующие, даже если они ходят в церковь. Соответственно, с самого детства я помню разговоры о рождении свыше, что есть некая черта, которую все должны перейти, чтобы приобрести настоящую веру; есть некая планка, к которой надо приравниваться.

И я ходил в воскресную школу, и мы изучали Библейские стихи, пели песни, читали библейские истории, но также говорили о новом рождении, что это не просто важно, а необходимо. Но на протяжении многих лет, у меня был вопрос: «Как это может быть?» Я знал себя, я знал, кем я был, и я, в принципе, понимал, что за планка передо мной. Но я не мог понять, как это может быть? Как возможно такое преображение? Тем более, что не все люди вокруг меня являлись хорошими примерами этого нового рождения. С одной стороны, хотелось, а с другой стороны, не хотелось быть, как они. Хотелось, чтобы все было, как в книгах написано, а не как в жизни. Но тогда вопрос: «КАК?»

То есть, когда я смотрю на Никодима, я честно вижу себя. Я был заинтересован в Иисусе, но не был готов принимать все то, что он говорил. То, что он предлагал, мне нравилось, но некоторые его требования мена пугали. И много чего я просто напросто не понимал. Знакомая ситуация? Есть ли Никодимы среди нас сегодня? Есть ли те, кого тянет к Иисусу, но кто до конца не понимает и задает вопрос: «Как это может быть?»

Чтобы убрать некие сомнения и улучшить общее понимание о новом рождении, давайте проанализируем вместе Писание и зададим себе вопросы, ведущие к пониманию.

1. Почему всем нужно новое рождение? Потому что мы все умерли. Вы помните историю Адама и Евы? Помните, какая заповедь была дана им? «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». А змей что сказал? «Да нет, не умрете». Братья и сестры, дело в том, что согрешив в тот день, они умерли. Не физически или, по крайней мере, не сразу, хотя смерть пришла именно от этого согрешения. Но они умерли духовно.

А теперь вопрос: «Да, но это они. Причем здесь мы? Мы же не нарушили Божью заповедь!» На этот вопрос есть два ответа. Апостол Павел нам напоминает, что «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили». Наши прародители согрешили, и благодаря их греху смерть вошла в жизнь человека, духовная смерть и ее физическое отражение – смерть тела. Это две стороны одной монеты. И раз смерть уже вошла, мы все живем под ее и физическим, и духовным влиянием, и поэтому мы грешим. Тот грех сделал возможным и даже практически неизбежным наш грех. Другими словами, естественное состояние человека – состояние духовной смерти. Наш грех – наша смерть.

Вот почему мы нуждаемся в новом рождении свыше. Потому что духовно мы мертвые.

2. А для чего нам нужно рождение свыше? Для того, чтобы жить христианской жизнью. Я стараюсь это говорить так, чтобы не оставить сомнения. Если ты не рожден заново свыше, ты не можешь быть настоящим последователем Христа. Ты можешь ходить в церковь, петь, молиться, читать Писание. Ты можешь быть добрым, хорошим человеком, но ты не последователь Христа. Откуда я знаю? Я на себе это испытал. Почти 18 лет я был добрым, хорошим человеком, который ходил в церковь, пел, молился и читал Писание. Смотря на меня, любой человек мог спокойно думать, что я молодой посвященный христианин. Но я им не был. Другие не знали об этом. Но я-то знал об этом. Внутри себя я знал об этом. Я знал, что мне Иисус нравится, но я ему не принадлежал. Наверное, я могу сказать, что во мне Духа Святого не было. Он там работал, но я не был храмом Духа Святого, как Писание говорит.
Я не хотел грешить, я хотел жить угодной Богу жизнью, но у меня не было сил это делать. Я очень старался. В моей жизни были улучшения. Я знал Писание. Я достаточно хорошо мог объяснить какие-то вещи своим друзьям, я жил моральной жизнью. Были улучшения, но не было преображения, братья и сестры.

Знакома ли вам ситуация? Улучшение без преображения. И я в этом состоянии жил примерно три года, и я от этого очень устал. И когда я уже окончательно устал жить одной ногой в миру, а другой ногой в Боге и сказал: «Господь, я больше так не могу», – я испытал это новое рождение свыше. И тогда я начал жить по-настоящему. Трудно передать, что произошло тогда. Образно говоря, я могу объяснить так. Где-то три года я был, как будто, в какой-то комнате, где, в принципе, всё более или менее в порядке. В этой комнате есть окно, а за окном красивейшие просторы. И я смотрю, и мне нравится то, что я вижу. Но из комнаты я не выхожу. Иногда открываю окно, воздухом дышу, ощущаю запахи приятные и потом закрываю. Туда хочется, а силы или смелости выйти из комнаты нет. С одной стороны, всё, якобы, видно, есть ощущение картины, всё достаточно четко. А с другой стороны, настоящие просторы там, и меня никто не держит внутри. И все равно никак не решаюсь. Может быть, и вам такая картина знакома?

Итак, для чего нужно рождение свыше? Не для того чтобы смотреть, а для того чтобы жить в Божьих просторах. Не может быть христианской жизни без этого. Может быть хорошая, моральная жизни, но не может быть жизни с избытком, потому что Духа нет. Он работает, он нам говорит: «Выйди из комнаты. Не видишь, как там красиво? Давай, выйди». Но Он в нас не живет. А без Духа не может быть христианской жизни.

3. Тогда мы приходим к вопросу Никодима: «Как это может быть?» И об этом можно долго и детально говорить. А я сегодня хочу просто сказать коротко и конкретно. И вот мой ответ. Сдавайся!

Сколько времени ты уже находишься в этой состоянии внутренней борьбы? Сколько лет ты смотришь через окно? Сколько лет ты смотришь на эти просторы, на счастливых людей, которые там наслаждаются, и, с одной стороны, тебя тянет, а с другой стороны, тебя это раздражает, потому что у них получается, а у тебя нет? А кто тебя держит в комнате? Что тебя держит в комнате? Страх? Грех? Свои неправильные понимания? Плохой пример некоторых людей? Что тебя держит от того, чтобы наконец-то ожить? Бог желает дать тебе настоящую вечную духовную жизнь. Иоанн говорит, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Брат мой дорогой, сдавайся! Сестра моя дорогая, сдавайся! Сегодня! Сейчас же! Сдавайся! Пришло время жизни!

Братья и сестры, без рождения свыше мы просто мертвые. Самое лучшее, что мы можем ожидать, – тихая моральная жизнь, уютная чистая комнатка. Но Иисус желает дать нам вечную жизнь, жизнь с избытком. Он желает открыть нам свои просторы жизни. Мы можем, как Никодим, смотреть на все это, держаться за свой страх, за свой грех, за свои какие-то неправильные понятия и задавать вопрос: «А то, что Иисус обещает, вообще может быть?» Или же мы можем оставить весь этот груз в комнате и выйти на свободные просторы Духа. Почти 20 лет назад я вышел на свободу. Я вышел в жизнь. Я сдался, и я так благодарен Богу за то, что он мне помог и до сих пор помогает.

И Бог хочет тебе помочь выйти на свободу, обрести жизнь. Сдавайся! Пришло время жизни.

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»