Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Встречи с Иисусом: Иисус в Иерусалимском храме (От Иоанна 2:13-23)

Псалом 107:2–6; Амос 5:21-24

Замечали ли вы как разные люди по разному реагируют на одно и тоже событие или происшествие? Люди могут оказаться в совершенно одинаковой ситуации, участвовать в одном и том же событии, но все же их реакция будет совершенно разной.

В 1996 года в новостях крутилась история о человеке, спрыгнувшем с моста в Нью-Йорке. Этот человек появился на мосту вскоре после того как женщина спрыгнула с моста в реку, чтобы покончить жизнь самоубийством и он прыгнул за ней, чтобы попытаться спасти ей жизнь. Тем вечером он возвращался домой с работы. Он был человеком занятым и уставшим после долгого рабочего дня, как и все остальные. Проезжая по мосту, он увидел что многие машины стоят и люди, выйдя из машин, смотрят вниз. Он остановился. Все стояли … и ничего не делали. Он заглянул вниз и, как и все остальные, увидел в воде женщину. Тогда он отдал стоящему рядом незнакомцу свои документы и кошелек, снял ботинки и прыгнул вниз… с 40 метровой высоты.

Через несколько минут и он и женщина оказались на берегу в безопасности. Видно, как в тот день люди проявили совершено разные реакции на одну и ту же ситуацию. Реакция Дэнни и реакция всех остальных. В жизни подобное происходит очень часто. Ну, например, трагические жизненные ситуации. Некоторых людей они уничтожают. Люди не выдерживают и жизнь приходит к концу. В то время как другие люди преодолевают трагедии, восстают и борются с ними. И эти трагедии каким–то образом делают их еще сильнее чем раньше. Очень часто можно увидеть различные реакции на одни и те же события.

Что–то подобное происходило в служении Иисуса. На Его жизнь и на Его служение у людей возникали совершенно разные реакции, например, его ученики и простые люди, осознающие нужду в Боге верят Ему, в то время как «иудеи» постоянно ставят Его поступки и слова под сомнение. С самого начала я хочу прояснить кое-что: Иоанн в своем евангелии очень часто говорит нелестные слова об «иудеях»: снова и снова мы читаем, что «иудеи хотели подловить Иисуса», «иудеи замышляли убить Его», «иудеи требовали доказательств от Иисуса». Однако не думайте, что Иоанн просто против всех иудеев. Евангелие говорит о том, что многие иудеи, на самом деле, уверовали в Иисуса (например, Никодим и др.), поэтому, используя в негативном смысле «иудеи», он говорит не обо всем еврейском народе, а лишь о тех, кто не принимал Иисуса. Это был пример религиозных людей, которых оскорбляло то, что Иисус бросал вызов принятым у них религиозным предписаниям. Поэтому реакция «иудеев» в евангелии от Иоанна это реакция всех «религиозных» людей всех времен, которые не хотят вмешательства Иисуса в их сложившийся образ мышления и веры.

23 стих говорит, что «многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его». Многие из простых людей были рады тому, что Иисус разогнал торговцев из храма, которые по сути грабили их. С одной стороны, продажа животных и обмен денег при храме были необходимостью. Идущий в Иерусалимский храм на праздник издалека не мог принести животных с собой, но мог купить их уже в храме. Не мог человек и принести пожертвование греческими и римскими монетами, т.к. на них были отпечатаны человеческие образы, и они не могли использоваться в храме. Для этого в храме существовала своя валюта – серебрянная дидрахма, на которой не было никаких изображений, а только значимость монеты. Поэтому и базар и обмен валюты были неотъемлемой частью жизни храма: возможностью для паломников купить животных для жертвоприношения и обменять деньги на храмовые, чтобы сделать пожертвование. Однако завышенные цены на птиц и животных для жертвоприношений были били простой народ по карману, а за обмен денег бралась завышенная комиссия. Религиозная система наживалась на простых людях, многие из которых и были рады в тот день увидеть, что Иисус не стал закрывать глаза на то, что обычная необходимость превратилась в нечестный бизнес, а безвыходное положение людей использовалось для получения прибыли. Простой народ, наверное, был рад, что кто–то, наконец, положит конец этому беззаконию.

Но главным вопросом дня не было то, является ли торговля и обмен в храме допустимыми. Самым главным вопросом дня было то, «Кто такой Иисус?» и то, какова будет реакция людей на то, что Он делает. Иисус говорит, «разрушьте храм сей и я в три дня воздвигну его». Он говорил о храме тела своего и его ученики позднее вспомнят, что Он это сказал и уверуют… Действия Иисуса это действия пророческие, и власть этого пророка лежит в исполнении Его слов (его слова исполнятся в его воскресении). Но Иудейские лидеры, как мы видим, не были рады происходящему. Они ополчились против Него и стали требовать от Него ответа. Их реакция на то же событие была совсем иной нежели чем реакция простых людей и учеников Иисуса.

Давйте обратим внимание на контрасты, которые характеризуют встречу Иисуса с «Иудеями», на контраст между тем, что важно в глазах Иисуса, в глазах Бога и что было важным в глазах Иудеев (т.е. тех, для кого была важнее их собственные традиции и верования). И если мы прислушаемся хорошенько, то сможем услышать эти противоречия и в нашей собственной жизни.

Во–первых, Иудеев больше интересовала власть Иисуса, а Ему были важны действия (поступки). Иудеи требовали у Иисуса ответа: «каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» Какой властью ты приходишь в храм и разбрасываешь наши вещи? Какой властью ты вмешиваешься в наши дела? Заметьте, что они не ставили под вопрос правильность того, что Он делает, а лишь то, имеет ли ОН власть так поступать. Совершенно очевидно в тот день, не бич, которым Иисус разогнал торговцев заставил людей прислушаться к Нему, а та нравственная сила, власть говорить от имени Бога, которую люди не раз распознавали, когда Он учил и говорил о Царстве Бога. Никто не поставил под сомнение то, что Он говорил и делал: люди понимали, то что Он говорит – истина и эта истина задела их совесть. Они осознавали, что что-то было не так со всей их системой религии, что храм превратился в шумный базар. Они осознавали Божий праведный гнев в поступке Иисуса, Божье осуждение своего народа, который опорочил святость Божьего дома тем, что единственный двор, где язычники могли поклоняться Богу был теперь занят базаром, лишая их общения с Богом. Верните храму его главное предназначение – поклонение, молитву, наставление, смиренную жертву.

Все понимали, что что-то не так, но некоторых из них волновало больше то, на каком основании Иисус имел право так поступать. Их интересовала Его власть, а Его интересовали действия. Более того, Иисус ничего не говорит о недостатках храма, но говорит о Своей смерти и воскресении, потому что Он пришел, чтобы «найти и спасти погибшее» и сказал: «Разрушьте этот храм и Я в три дня воздвигну его». Мы знаем, что в смерти и воскресении Христа – наше спасение… наше преображение. Иисус пришел чтобы освободить нас… спасти нас… изменить нас! Его больше интересует действие нежели чем вопрос власти! Он не пришел, чтобы властвовать, завоевывать, доказывать. Он пришел, чтобы Своей жизнью и смертью изменить жизни людей, которые ничто не могли изменить. Он пришел, чтобы жизнь людей характеризовалась не какими–то теориями, религиозными правилами, а измененным образом мыслей и поступков. Иаков хорошо подчеркнул то, что считалось важным для Иисуса: «Будьте исполнителями слова, а не слушателями только, обманывающими самих себя» (Иак. 1:22). Иисус пришел не доказывать свою власть, а преображать жизни, этой целью и руководствовались его поступки.

С другой стороны «Иудеев» больше интересовали права, а Иисуса праведность. Иудеи как бы говорили: «Кто дал тебе право приходить в храм и все наше дело разрушать?» Ведь приближалась Иудейская Пасха. Люди собирались со всех областей в Иерусалим чтобы принести жертвы. Это было самым прибыльным временем в году, наверное как у продавцов цветов перед 8 марта и 1 сентября. У храмовых служителей была монополия на продажу животных и обмен денег. Мы прекрасно знаем, что происходит сегодня, когда кто–то обладает монополией на рынке сбыта, когда в праздники растет спрос, цены подскакивают во много раз.

Так и в Иерусалимском храме с простых людей… людей принявших Иисуса и Его служение… с людей, которые пришли принести Господу жертву… с людей которых Иисус часто называл «овцами дома Израилева» снимали три шкуры. Когда Иисус прервал их занятие, они не восприняли это с пониманием. Какое «право» было у Иисуса так поступать? Они потребовали показать им знамение (сотворить чудо). Они как бы требовали у Иисуса предъявить «удостоверение» его личности и служения.

Удостоверение. Сегодня мы тоже часто смотрим на «удостоверение» человека. Они требовали у Него чуда. Сегодня мы часто определяем человека по тому, как долго он в церкви, сколько раз он избирался в правление, сколько курсов посетил или где он учился. Но также как и Иоанн Креститель смело проповедовавший покаяние, Иисуса интересовали не какие–то внешние характеристики, не набожный вид, не умение говорить религиозные речи, а обращение человека к Богу и преображение в его жизни. То, что мы называем «покаянием» – обращением от греха, от себя и возложением упования на одного Бога.

Бог всегда искал и ищет в людях праведность. Пророк Амос, сотни лет до Христа описывал поступки Иудеев (которые должны были быть Его народом) и то, как к ним относился Бог: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть как вода течет справедливость, и праведность – как сильный поток!» (Амос 5:21–24)

Бога интересует то, живет ли Его народ праведно и справедливо!

То, на что смотрит Иисус, так это не на власть, а на дела, не на наше положение в обществе или церкви, а на то, как мы живем изо дня в день. Он смотрит не на права, а на праведность. Мы же иногда думаем, что я имею право делать будучи христианином, могу ли я здесь и тут пойти на компромис и остаться христианином? А Бог, Бог желает от нас праведного сердца, желающего лишь того, что угодно Богу. Бог смотрит не на удостоверение и титулы, не на то, сколько курсов мы прошли, как хорошо мы понимаем богословие, сколько лет мы уже просидели в церкви и сколько раз мы прочитали Библию, Он смотрит на покаяние, на то отверглись ли мы себя и отдали ли свою жизнь полностью Ему.

Иисус перевернул столы в храме, нарушив привычный порядок вещей, чтобы напомнить народу, что на самом деле важно для Бога и что сделали важным в своей жизни они. Возможно и в нашей жизни есть то, что Иисусу сегодня надо перевернуть. Что–то, что кажется привычным, необходимым для нашей жизни, даже религиозной жизни, но из–за чего мы забыли, что важно в глазах Бога? Праведность, преображенный образ жизни. Какова будет наша реакция на стремление Господа совершить в нашей жизни генеральную уборку, освободить то место, которое предназначено для поклонения и служения Богу, но теперь занято нашими амбициями, желаниями. Если бы Иисус пришел сегодня в нашу церковь, заглянул в нашу жизнь, что Он захотел бы перевернуть вверх дном? О чем Он негодовал бы? Что поставил бы в нашей жизни под сомнение? Может быть так, что Он прервал бы происходящее здесь? Последние стихи 2 главы напоминают нам о том, что Иисус знает совершенно все, что происходит внутри нас, внутри нашей церкви. Когда никто из братьев и сестер не слышит ваших разговоров, сплетен, пересудов друг с другом или с другими людьми, Бог слышит. Мы не можем сегодня утешать себя мыслями о том, что праведный гнев Иисуса был лишь для того храма или для таких как православные. Это предупреждение для нас! Вопрос в том, как мы ответим? Иисус здесь: что Он говорит? Обличает ли Он нас? Что должно измениться? Найдет ли Он смирение и веру? Покаяние и посвящение?

Благословение Иакова 1:21-22, 26-27
Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»