Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Встречи с Иисусом: Мария и Иисус в Кане Галилейской (От Иоанна 2:1-12)

Псалом 41:2-12; От Марка 2:21-22; 2 Коринфянам 5:17-21

В прошлогоднем молодежном лагере ребята решили устроить игру «Форт Боярд». Идей у них была масса, идеи прекрасные, но я с трудом представляла как можно все это воплотить в реальность. Надо же придумать кучу загадок, задач, устроить так чтобы ребята находили ключи, с помощью которых они потом смогут добраться до «клада». А поймут ли ребята все правильно, а что если будет скучно или надоест, и что если одни будут намного удачливее других и тем ничего достанется? Но все волнения были напрасны, после первых пары конкурсов ребята поняли, что делать и игра удалась на славу, все повеселились от души, используя собранные вместе ключи для того, чтобы открыть сундук, обнаружить еще один последний ключ к комнате с «сокровищами».

Во многом Евангелие от Иоанна – тоже охота за сокровищем и с самого начала Иоанн дает нам в руки тщательно продуманные и весьма загадочные ключи. Встреча с Иоанном Крестителем, указывающем на Иисуса и его первыми учениками были первым ключом. Помните: «Вот Агнец Божий» и лестницу Иакова и «ангелов сходящих и восходящих на небо»? Сегодня Иоанн дает нам еще один ключ, ожидая, что потом мы подхватим его идею и дальше сможем действовать сами, чтобы через Иисуса прийти к Богу. Что же за ключ нам дает Евангелие сегодня? Ключом является «знамение» совершенное Иисусом в Кане Галилейской. В евангелии от Иоанна совершенные Иисусом чудеса намеренно называются «знамениями». Ведь слово «чудо» подчеркивает больше власть и силу что-то делать и по большей части воспринимается людьми с изумлением. А «знамение» связано с откровением, оно совершается не для того, чтобы удивить и показать силу, а для того, чтобы открыть в Иисусе то, что человек раньше не видел. Чудеса, совершенные Иисусом всегда нацелены на то, чтобы показать: в Иисусе присутствует и действует Сам Бог. Таких «знамений» в Своем Евангелии Иоанн даст нам множество, они станут такими указателями на дороге, которые помогут нам пройти по рассказу Иоанна до конца и принять решение доверить свою жизнь Христу. Через такие «знамения» люди, имеющие хоть немного веры, начнут видеть то, о чем говорил Иисус: как ангелы спускаются и поднимаются между небом и землей, как сам Бог пришел в наш мир и творит что-то совершенно новое. Но вера зарождается лишь в тех, кто способен разглядеть в Иисусе Божью славу, а не просто удивляется Его способности творить чудеса и просит этих чудес для себя. Чудо в Кане Галилейской было началом явления Божьей славы через Иисуса и одним из первых знаков, ведущих к пониманию того, Кто Он есть и что Он желает совершить в нас.

Но как видно из Евангелия, многие люди (да и демоны тоже) видели чудеса Иисуса, и верили в Его силу, но при этом не верили в Него. Далеко не всегда встреча с Божественной силой приводит людей к вере в Бога. И часто те, кто говорят: «соверши для меня чудо, и я пойду за Тобой» как правило не готовы посвятить свою жизнь Христу. Когда человек основывает веру на чудесах, чудо становится самоцелью, люди легко начинают стремиться к преумножению хлеба, забывая о Самом Хлебе Жизни, они видят чудо, но не видят знамения, не видят Бога и не хотят господства Христа в их жизни. Значит ли это, что чудеса не нужны и Бог их больше не совершает? Вовсе нет. Бог и теперь может и часто совершает чудеса, являя во всей силе славу Христа, Его власть спасать через Свою смерть и крест. Знаете где и в наши дни постоянно звучит множество свидетельств о чудесах? В мусульманских странах, где Бог чудесным образом является людям во Христе и эти чудеса открывают им, что Он на самом деле Божий Сын, что в Нем присутствует Сам Бог Всевышний и люди отдают свою жизнь Христу, несмотря на угрозу жизни! Эти чудеса служат именно знамениями, открывающими людям истинную сущность Христа и потому порождают веру.

Знамением чего тогда является это чудо в Кане Галилейской? Свадьба была очень важным делом в Израиле, важным общественным событием. Вся деревня без сомнения была там. И то, как встречали гостей было очень важно. Существовали целые законы о том, какие должны быть уместные подарки и за нарушение этих законов можно было понести позор и попасть под суд. Свадьба могла продолжаться целую неделю и принимающая семья должна была обеспечить гостей всем необходимым. В жизни полной нужды и тяжелой работы эта неделя праздности и радости была очень важным моментом в общественной жизни. Поскольку на востоке гостеприимство это святое дело, недостаток угощенья при появлении гостей неприятен в любое время, а уж отсутствие еды или питья на свадебном пиру было бы крайне унизительным для жениха и невесты, позором для семьи, который оставит отпечаток на всей будущей семейной жизни. Это был настоящий кризис посреди праздника. Мария очень переживает за эту семью и делится своими переживаниями с Иисусом. Она явно верит в то, что Иисус может что-то сделать в этой ситуации. Ответ Иисуса матери нам с первого взгляда кажется немного грубоватым: «что мне до этого, женщина?», но это не так. Это не безразличие к проблеме. Просто Он знает, что у Него другое призвание, продиктованное волей Его Небесного Отца и Он должен действовать согласно этой воле. Он пришел прежде всего не для того, чтобы дать какой-то земной напиток для утоления жажды, а чтобы дать людям живую воду, которая станет в них источником вечной жизни. Но прежде чем Он сможет дать это людям, многое должно произойти.

Именно поэтому Иисус говорит матери: «мой час еще не настал». Мы понимаем о каком часе Он говорит, не так ли? Он говорит о времени, когда Он умрет на кресте и Его слава раскроется во всей полноте, когда земля окончательно соединится с небом крестом. И тогда людям понадобится вся вера, чтобы в Его уничижении разглядеть высшую славу, увидеть в измученном и умирающем на кресте человеке Вечное Слово, Которым сотворен весь мир. Иисус в тот момент усомнился не в необходимости чуда, а в том, нужно ли творить его сейчас. Как сказал Честертон: «У Него был план, была цель и все возможные действия или служили ей, или не служили. Если мы не заметим этого плана, мы упустим самую суть истории Христа, нет, мы просто ничего не поймем в Евангелии». И все же Иисус милосердно решает проблему этой простой земной потребности, с легкостью преодолевая, казалось бы, неразрешимое дело, превращая обычную воду в крайне необходимое вино. Но если подумать, любое вино есть вода с добавлением туда разных примесей. Каждый год по всему миру через виноградную лозу обычная вода становится соком в виноградинках. Так устроена созданная Богом природа. Бог круглый год совершает это чудо. Разница в Кане была лишь в том, что Иисус превратил воду в вино мгновенно. «Иногда чудо отличается от не чуда лишь скоростью. Такова любовь» (Я. Кротов). Иисус явил милость для этой семьи на бытовом уровне, а это говорит нам о том, что Он не безразличен и к нашим жизненным проблемам, часто являя чудо в скорости решения проблем. Чудом помогает получить справку в три раз быстрее обычного, выздороветь гораздо быстрее, чем ожидали врачи, наладить разваливавшиеся годами отношения за короткий срок, совершая примирение и прощение, где его никто уже не ждал. Такова любовь Христа. Он и сейчас приходит в нашу жизнь и милостиво решает неразрешимое, когда мы доверяемся Ему.

Однако Своими действиями Иисус совершает что-то еще более важное для всех людей, а не только для той семьи. И здесь мы возвращаемся к понятию знамения. Мария – представитель тех многих людей, которые верят в Иисуса, но лишь ограниченно понимают, что Он приносит в наш мир и в нашу жизнь в частности. Часто люди просят у Него только земной помощи, как будто она важнее, чем та благодать, которую Он приносит от Бога. Но Мария делает нечто большее: она соглашается с Его волей, показывая всем, что значит быть учеником Иисуса: «делайте все, что Он вам скажет». Многого не понимая, она доверяется Его плану, впрочем как и слуги. Их реакция удивительна и поучительна. Иисус просит их наполнить большие сосуды водой и они наполняют их до краев, «от души» так сказать. Они видят в Иисусе что-то, что заставляет слушать Его, как слушают царя. Они не просто разглядели в Нем Спасителя, ведь можно разглядеть и плюнуть или даже распять – что делалось не раз). И хоть мы не видим себя среди тех, кто видя, не верит настолько, что распинает Его, мы часто оказываемся среди тех, кто недоливает, решая, что «и так сойдет» Ну, правда, вовсе не обязательно «наливать с верхом». И нести неудобно, и разливать неудобно, а разница-то ничтожная, и мы думаем: «Бог за недолив не накажет». А вот «в этой ничтожной разнице вся любовь к Богу и есть» (Я. Кротов).
Мы часто ожидаем от Бога чуда, но при этом совершенно пассивны в нашем отношении к словам Господа. Но было очень верно замечено: «У нас есть обязанности, а у Бога – возможность повлиять на события. Сосуды водой должны наполнить мы, а Христос обратит воду в вино» (Райли). И превращение воды в вино это так же и символ того преображения, которое Иисус и поныне совершает в жизни людей. Он пришел, чтобы мы имели жизнь во всей полноте. Вот только преображение это возможно лишь для тех, кто всерьез примет призыв: «делайте, что Он вам скажет», примет и сделает все, что может, все, что требуется и даже больше, чтобы увидеть Божью славу в своей жизни. Слишком часто мы ждем, что Господь сделает все Сам, сам нальет воду, сам сделает из банальной воды праздничное вино, сам отнесет распорядителю пира… Мы молимся о том, чтобы Бог чудесным образом изменил нашу жизнь, наш характер, дал нам полноту радости и при этом если и делаем какие-то усилия, то так, спустя рукава, «и так пойдет», Бог же милостив, Ему и пол сосуда воды хватит, и треть, Он же Бог…И на пустом месте может вино создать. Так мы и ждем, и ничего не делаем, а чуда все нет и нет, жизнь так и не меняется. Но продолжают звучать слова: «сделайте так, как Он скажет»: молитесь как неотступная вдова, любите ближнего, пребывайте в Слове, служите, ищите Бога, познавайте истину… и если мы будем делать это от души, если будем наливать до краев, не ожидая, что Бог все сделает Сам, пока мы сидим, сложа руки, то узрим преображение.

Именно абсолютное преображение предвозвещает Иисус, когда решает использовать шесть каменных сосудов для омовения. У иудеев число семь считается завершенным, совершенным, а шесть незавершенным и несовершенным. Иоанн указывая на шесть сосудов как бы символизирует все несовершенство иудейского закона, который Иисус пришел заменить новым вином Благой Вести. Когда придет час Иисуса и Он будет поднят на крест и воскреснет, Он дарует человечеству то, что оно так жаждало, но не могло иметь. Заметьте, что Иоанн подчеркивает как качество, так и огромное количество, изобилие вина, полученного из воды. Когда распорядитель пира попробовал воду, превращенную Иисусом в вино, то сказал: «это намного лучше всего того, что было раньше». А шесть полных сосудов – это шестьсот литров! И это обилие вина перекликается с множеством слов пророков о Дне Господнем, когда Божье пришествие и благословения будут отражены и в обилии вина в земле. И поскольку именно свадьбы были самым знаменательным событием года в Израиле, неудивительно, что именно брачный пир стал образом великого небесного праздника, ожидающего народ Божий и образом полноты времен в евангельских притчах. Когда иудеи размышляли о том, какими будут небеса или приход Мессии, они представляли именно брачный пир. «Тогда я обручусь с тобой навеки: обручусь справедливостью и правдой, добротой и милосердием. Я обручусь с тобой верностью, и ты узнаешь Господа. В тот день Я дам ответ! — говорит Господь, — Я дам ответ небесам, а они – земле. Земля даст ответ зерну, и вину, и маслу, а они дадут ответ Израилю» (Осия 2:19-22). Иисус пришел обратить несовершенство закона в совершенство и полноту благодати. Эти сосуды очищения больше не могут быть использованы как раньше. Мессия коснулся их и очищение больше не может происходить через них. Те традиции, которые были важны в религиозной жизни, те привычки, на которых строилась жизнь, должны быть переосмыслены.

Мы тоже склонны создавать множество таких же традиционных «сосудов», много того, что становится лишь традицией, лишь проявлением религиозности, но не имеет отношения к живому Богу. Иисус принес в иудаизм обновление, которое навсегда изменило то, что они делают. Об этом же Он говорил в Ев. от Марка 2:22: «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые». Но Он должен это сделать и в нашей жизни. Он должен преобразить то, что мы делаем религиозно, что делаем из привычки. Ведь Иоанн говорит не просто о том, что Иисус сделал однажды, а о том, что Он делает всегда. Мы должны увидеть не только то, как Иисус тогда обратил воду в сосудах в вино, а то, что когда Иисус приходит в жизнь человека, в нее приходит что-то совершенно новое, и это похоже на то, как вода обращается в вину. Жизнь без Христа монотонна, пресна и несовершенна; когда в нее приходит Иисус, она становится живой, искрящейся и полной.

Наша надежда – Иисус, ведущий Своих учеников и всех нас на брачный пир, на дивный праздник бесконечной любви. Превратив воду в вино, Иисус открыл, что хочет превратить воду нашей слабой человечности в искрящуюся радость вина уже сегодня! Но для этого Ему нужно наше участие, как нужна была вера, доверие и тяжкий труд служителей, которые до краев наполнили шесть водоносов. Он нуждается в нашем доверии и вере. Нуждается в нас самих, чтобы действовать внутри нас, преобразить и помочь прожить до конца нашу человеческую жизнь, прожить в полноте. Пир вечности, на который Иисус нас ведет, – не какой-то экстаз, в котором мы будем жить потом, после смерти. Этот пир вечности может начаться уже сегодня, но только если мы построим личные отношения доверия и дружбы с Иисусом, в которых будем возрастать до тех пор, пока не поймем, что, как сказано в Песне Песней, мы возлюбленные Иисуса, а Он наш возлюбленный и мы обручены с Ним навеки справедливостью и правдой, добротой, милосердием и верностью. Когда человек познает Господа жизнь никогда не бывает пресной и пустой. «Итак, кто соединен с Христом, тот новое творение. Старое прошло – и вот настало новое» (2 Кор. 5:17)

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»