Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

От Иоанна 1:43-51. Лестница в небо

Псалом 137; От Иоанна 1:43-51; Бытие 28:10-19

Готовясь к проповеди, я вспомнила известную песню группы Led Zeppelin «Лестница в небо», которая начинается со слов о некой леди (женщине), вопреки известной поговорке верящей, что все, что блестит – это золото и соответственно она собирается и уверена, что может купить лестницу в небеса. Она уверена, что получит желаемое, когда доберется на небеса, игнорируя и надпись на стене, и лесную птицу поющую о том, что часто все наши мысли сплошное заблужденье. Люди часто задумываются о небе и желают соприкоснуться с вечностью, даже люди не верующие. Но есть ли лестница, действительно ведущая в небо, в присутствие Божье, соединяющая Божественное и человеческое? В толковательном переводе упомянутой песни Евгений Рыбаченко в самой последней строчке задает вопрос: «О, где купить можно лестницу в небо?» Или другими словами, где эта точка соприкосновения неба и земли, как может земное встретиться с небесным, человеческое с Божественным? Этого вопроса и касается сегодня напрямую Писание. Но давайте по порядку.

В Ветхом Завете мы с вами прочитали сегодня любопытную историю об Иакове. Иаков всегда был хитрецом и обманщиком. Если вы помните, с детства он ждал своего шанса взять верх над старшим братом Исавом. Когда эти близнецы только рождались на свет, Иаков уже тогда держал старшего брата за пятку. Уже в утробе матери он пытался обойти его. Так и пошло дальше. Когда отец был уже в глубокой старости, Иаков обманом отнял у старшего брата Исава отцовское благословение и те права, что принадлежали первородному сыну. Последствия можно представить. Исав был в гневе и был готов убить Исаака, и тому пришлось бежать из дома, оставив все, бежать в чем был. И вот после долгого пути он утомился, лег и уснул. И во сне ему привиделась лестница, стоявшая на земле, а вершиной достигавшая до небес. И Ангелы Божьи сходили и восходили по этой лестнице, а наверху стоял сам Господь, который пообещал Иакову, что вернет его в родные края и благословит и его самого и его потомков.

Скорее всего, Иисус подразумевал это событие, когда говорит Нафанаилу и другим ученикам, что они «увидят небеса открытыми и Ангелов Божьих спускающихся и поднимающихся к Сыну Человеческому». Это очень необычная, удивительная картина, смысл которой нам очень важно понять. Для Иакова сон о лестнице означал, что Бог присутствует там, в том месте, прямо рядом с ним. Именно поэтому Иаков назвал то место «Вефиль», что переводится «Дом Божий». Когда потомки Иакова вернулись в эту страну через много столетий, они сделали Вефиль одним из главных святилищ Израиля, там евреи поклонялись Богу. Именно отсюда родилось у евреев понимание, что когда они поклоняются Богу в храме, в Божьем Доме, Бог, действительно, присутствует рядом с ними, и ангелы поднимаются и спускаются, соединяя небо и землю. Это оставалось типичными пониманием многих людей во все века. Я не раз уже говорила, что люди до сих пор склонны думать, что они будут особенно услышаны Богом, если помолятся или поклонятся Ему в каких-то великих храмах, где Он, наверняка, как они думают, присутствует лично. Именно поэтому люди могут вести себя более благоговейно в церкви, но совершенно иначе, как выйдут за ее пределы. Это от нашего понимания, что здесь Бог присутствует особым образом, и остается здесь, когда мы выходим отсюда…

Но в словах Иисуса сегодня кроется «ключик» для нашего понимания Его наиважнейшей миссии. Только лишь в первой главе Евангелия от Иоанна мы с вами столкнулись с 10 различными титулами Иисуса! Посмотрим, уловили ли вы их? Как Иисус назван в 1 главе Иоанна? Слово (1:1); Бог (1:2); Свет (1:9); Иисус Христос (1:17); Агнец Божий (1:29); Равви, т.е. Учитель (1:38); Мессия (1:41). В сегодняшнем тексте Нафанаил, встретившись с Иисусом, узнал в Нем долгожданного, обещанного Царя, который избавит Израиль и установит Божье правление над всеми народами: «Ты Сын Божий, Царь Израилев», провозглашает он. А называя себя «Сын Человеческий», Иисус говорит о том, как Он исполнит все обетования, связанные с Храмом и откроет совершенно новое присутствие живого Бога среди народа. Мы два воскресенья назад уже слышали об этом, когда читали, что Слово стало плотью и «обитало» среди нас. «Обитало» буквально означает «разбило палатку». Помните в свое время Бог уже обитал в «палатке», в скинии завета, когда Израиль шел по пустыне в обетованную землю. Эту скинию потом заменил Иерусалимский Храм, в котором Бог обещал обитать со Своим народом.

Так вот теперь Иисус говорит: «Я покажу вам нечто большее, то, на что указывали раньше и лестница Иакова и ваш Храм. Следуйте за Мной и вы увидите, как открываются друг другу небеса и земля. И если вы не увидите непосредственно ангелов, вы однозначно увидите чудеса, свидетельствующие о их присутствии, как вы не видите ветра, но видите результат его действия». Евангелие говорит очень важную вещь сегодня: Иисус олицетворяет окончательную и решающую связь между небом и землей. Иисус – то место, где люди теперь встречаются с Богом. Вефиль – больше не географическое место на карте мира, и вообще нет больше мест, которые были бы предназначены Богом для Его встречи с человеком. Иисус, Сын Человеческий – это место встречи с Богом. Интересно то, что именно «Сыном Человеческим» называет Себя снова и снова Иисус и не только потому, что Он стал человеком. В этом имени и указание на Его небесное происхождение и славу, и на Его добровольное смирение и страдание ради нашего спасения. Иисус – больший, чем тот Мессия, которого ожидал Израиль, намного больший. Он не просто избавит Израиль от врагов и принесет процветание здесь на земле, Он – посредник между Богом и всем человечеством, Он — связь между небом и землей, Он – «врата небесные», «новый храм», путь к Богу, лестница в небо. Представляете, что это значит для нас и для наших отношений с Богом?! Нет другого пути спасения, нет другой дороги к Богу, нет возможности «купить лестницу в небо». «Никто не приходит к Отцу, если не придет к Сыну Его». Но это так же означает, что присутствие Бога не ограничено церковью, храмом, Божье присутствие там, где Христос.

Интересно то, что даже уверовавшие в Иисуса, принявшие Его в Свою жизнь могут не совсем понимать, что это значит. Вернемся не надолго к весьма забавному началу сегодняшней истории Евангелия. Иисус находит Филипа и призывает его следовать за Ним. Иисус милостиво проявляет инициативу в жизни Филипа, т.к. тот весьма неуверенный человек, как показывают последующие истории: он будет в растерянности, когда Иисус велит накормить тысячи собравшихся послушать Его людей, Филип не знает, что делать (6:5); позднее, когда греки придут к Иисусу, он тоже не знает, что делать и обращается за советом к Андрею (12:31). И вот этого весьма неуверенного, безынициативного человека Иисус делает своим учеником. И Филип уверовал, что Иисус – обещанный Мессия, и теперь, несмотря на свой характер, он бежит рассказать об Иисусе Нафанаилу. Филип становится частью цепной реакции Благой Вести. Помните, как сначала ученики Иоанна Крестителя говорили об Иисусе, потом Андрей уверовал и рассказал своему брату Петру, теперь Филип уверовал и бежит к своему другу Нафанаилу, чтобы сообщить о том, что нашел Того, Кого они ждали много веков! Как хорошо кто-то заметил: «один горящий факел зажигает другой». Человек узнавший Христа не может молчать о Нем.

Поначалу Нафанаил скептичен, ведь Иисус родом из Назарета; Нафанаилу смешно и не верится, что из этой соседней деревни может появиться что-то хорошее. Но Филип поступает очень мудро, он не спорит, не доказывает, а просто говорит: «пойди и посмотри!» Тоже самое, что Иисус сказал ученикам Иоанна раньше: «идите и посмотрите, проведите время со Мной и все поймете!» (1:39) Вере практически всегда предшествуют и поиск и сомнения. Людей не часто удается заинтересовать христианством с помощью аргументов. Иногда аргументы даже несут больше вреда, чем пользы. Единственный надежный способ показать человеку истину о Христе это дать ему возможность встретиться с Христом. И вопреки расхожей поговорке, что «в споре рождается истина», встреча с Иисусом достигает намного большего, чем любой, самый умный спор. Один мой знакомый священник, отец Яков так сказал о своем приходе к вере: «Я прочел Евангелие и не стал христианином. Я встретился с отцом Александром Менем и не стал христианином. Я встретился с Богом и вот тогда я стал христианином». Мы часто спорим с людьми и пытаемся доказать им что-то о Боге. А наиболее стеснительные и нерешительные (такие как Филип) вообще предпочитают не вступать с людьми в разговоры о Боге, их же все равно не переубедишь. Но мы при этом и упускаем данную Богом возможность сказать: «пойди и посмотри сам», соприкоснись со Христом, побудь с Ним, с живым Словом и ты все поймешь. Именно при встрече с Богом, человек вдруг осознает: «я ведь был слеп, а теперь вижу» (9:25), «когда он говорит ко мне, я почему-то вдруг доверяю Ему и иду за Ним, как овцы идут за Своим Добрым пастырем» (10:4). Филип использовал самый лучший довод: «Иди и посмотри», но прежде чем он мог приглашать других прийти к Иисусу, он сам должен был знать Христа. Не горящий факел не может зажечь другой факел!

И вот тогда открытое, чистое, ищущее сердце Нафанаила, услышав одно загадочное слово из уст Иисуса, узнает в Нем Спасителя и готов пойти за Ним. Сразу же! Почему? Потому, что Иисус Свое откровение всегда применяет к личному состоянию человека, который ищет. Мы не знаем всего, что происходит в человеке, а Иисус знает и может говорить прямо в самые глубины сердца. И Когда Иисус сказал, что видел Нафанаила, сидящим под смоковницей (хотя и не был там), Он не просто знал где был Нафанаил, он знал, что было у него в сердце.

В то время смоковница была прекрасной защитой от солнца, и являлась символом покоя. Люди отдыхали под ее тенистой кроной, размышляя о жизни. О чем в тот день думал Нафанаил, сидя под смоковницей? Может быть он молил Бога о дне, когда придет Спаситель? Может быть размышлял о заповедях Божьих? Он явно был человеком ищущим Бога, ведь Иисус сказал о нем: «вот подлинно израильтянин в котором нет лукавства». И Нафанаил почувствовал, что Иисус видел в самые тайники его сердца. Он удивился не потому, что Иисус знал, что он сидел под смоковницей, а потому, что Иисус читал его мысли в глубине сердца. И он понял: «вот кто понимает мои мечты! Вот кто знает мои мольбы! Вот кто видел мои самые потаенные желания, которые я сам не мог выразить в словах. Вот кто может понять самый невнятный вздох моей души! Это может быть только обещанный Богом Мессия». И благодаря этой встрече, Нафанаил навсегда покорился Тому, Кто читал Его сердце, понимал его и знал его так, как никто другой не знает. Именно это привело Нафанаила к исповеданию веры в то, что Христос – посланный Богом Спаситель – «Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев».

Когда чрез наше свидетельство и приглашение, человек встречается с Богом лично и проницательный взгляд Иисуса достигает самое сердце, касается его характера, открывает все тайны человека, это часто подвигает людей к вере. Вспомните Самарянку у колодца: «Он сказал обо мне все», и учеников, которые говорили: «теперь мы поняли, что Ты все знаешь…поэтому мы верим, что Ты от Бога пришел» (16:30). И это прекрасное начало, это прекрасное свидетельство. Но вернемся теперь к тому, с чего мы начали наше размышление сегодня. Как видно из конца разговора Иисуса с Нафанаилом, Иисус не только знает сердца, Он не только обещанный Богом Спаситель, но Он является для всех нас лестницей ведущей в небо, местом встречи с живым Богом, ответом на все наши поиски. Казалось бы, если в Нем ответ на все поиски человека – вот возможность быть всегда в присутствии Бога, осталось только прийти и наше стремление к небесам исполнено, мы можем постоянно жить в соприкосновении с небесами. Почему же люди не идут? Почему и мы сами порой держимся поодаль?

Вы бывали у кого-то в гостях и чувствовали себя очень неловко, некомфортно? Ужасное чувство, не так ли? А были ли вы в присутствии какого-то человека, с которым вы очень близки, но из-за того, что вы сделали, вы чувствовали себя ужасно неловко в его/ее присутствии? Дети, которые набедокурили (нахулиганили) в тихую, оказавшись в присутствии мамы или папы, начинают вести себя очень странно, тем самым выдавая себя. И хотя любовь родителей не изменилась, они чувствуют себя очень неловко в их присутствии и все норовят ускользнуть. О чем-то подобном говорит Псалом 14: «кто может жить в Шатре Твоем? Кто может обитать на Твоей Святой горе?» Мы именно так часто ведем себя с нашим Небесным Отцом, и потому не можем находиться в Его присутствии. Мы избегаем приходить в Его святое присутствие в молитве, потому что чувствуем себя неловко по какой-то причине. Псалом говорит, что это могут быть за причины: грех перед Богом, ложь, которую мы предпочитаем правде, грех против другого человека, неуважение к Божьим людям, развращающее общение с теми, кто Бога не чтит. И вот душа тянется к небесному, а мы держимся поодаль от Иисуса, потому что Он знает, что у нас в сердце, и вместо того, чтобы позволить Ему заглянуть в глубину нашего сердца, очистить его от всякой неправды, исправить наши отношения с Ним и с ближним, и позволить нам встретиться с нашим Небесным Отцом, мы остаемся в стороне. В стороне от Небесного Отца, который с любовью ожидает, чтобы мы пришли и жили уверенно в Его присутствии, потому что нам нечего скрывать, потому что мы уверены в Его любви и открыты Его силе преображать нас.

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»