Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

От Иоанна 1:1-18. Оставив Свою славу, Бог стал уязвимым

Псалом 147; Ефесянам 1:3-14

Пожилой мужчина много месяцев провел в психиатрической больнице. Врачи считали, что дома он находиться не мог, потому что был опасен и для себя и для окружающих. Врачи испробовали все возможные средства, но улучшений практически не было. Его дочь сильно переживала о нем. В один из визитов она с тяжелым сердцем вошла в его комнату. Отец сидел напротив окна, но смотрел не в окно, а как всегда в пол. На его лице была отражена боль. После того, как они обменялись несколькими словами, его глаза наполнились слезами и он стал говорить дочери, «прости меня, прости меня, пожалуйста, прости меня – забери меня домой». В его глазах были немощь, бессилие, боль, страдание, отчаяние, безнадежность… В той комнате любящие друг друга отец и дочь как никогда ощутили, что такое немощь, уязвимость, когда ты зависишь от милости другого.

Я думаю мы все знаем о уязвимости не понаслышке. Каждый из нас осознавал, что не все кому мы доверяли, были достойны доверия. Мы ощущали бессилие, слушая новости об одном взрыве в Волгограде, потом о втором на следующее утро, когда видели слезы сотен людей в один момент потерявших своих близких. Задумывались ли вы, почему именно в такие моменты люди часто обращаются к Богу? Мне попалась на этой неделе фраза «противоположность веры не атеизм, а уверенность в себе». Вот когда это чувство уверенности вдруг покидает нас, почва уходит из под ног и мы чувствуем себя абсолютно уязвимыми Бог может нас научить чему-то очень важному.

Мне очень нравится читать богословскую литературу, размышлять о том какой же Он — Бог. Многие считают, что достаточно открыть Библию для того, чтобы понять какой Он Бог. А другие, изучая разные места Библии, начинают верить в то, что Бог непостоянен: в Ветхом Завете мы находим Бога, который гневается, судит и наказывает; Бога, который обладает безграничной силой, Бога крепкого, Царя, восседающего на престоле и ожидающего поклонения Своего народа. Но что общего такой образ Бога имеет с милостивым Богом, который близок к людям и в котором мы так нуждаемся? А кому понравится идея непостоянного Бога? Какой же на самом деле Бог? Должны ли мы сами своими силами разбираться со всей этой путаницей? Слава Богу, нет! Нам дан ключ к разгадке. Одну простую фразу, разъясняющую тайну Бога сказал Иисус: «видевший меня, видел Отца». И в свете этой фразы, я хочу сказать сегодня очень важную вещь: «Мы не знаем Бога по-настоящему, если не признаем и не принимаем Иисуса, являющего нам Отца, который сделался ради нас уязвимым».

«Видевший Меня, видел Отца». Каким же Иисус показал нам Бога? Давайте поразмыслим вместе над жизнью Христа. Начнем с его смерти. Как мы все знаем, Христос был распят, что было одним из самых мучительных, самых унизительных, самых проклятых способов казни. Павел, в послании Филиппийцам говорит, что Иисус был послушен до смерти. Он позволил смерти одолеть его. Он сделался ей уязвимым, поддался ей. Он сделался уязвимым для солдат, которые распинали его, для тех, кто наблюдал и насмехался. Он сделался уязвимым перед толпой, которая решила его распять. Он сделался уязвимым перед Пилатом, молча в ответ, хотя он мог себя защитить. Он сделался уязвимым перед своими собственными учениками, позволяя им разбежаться и оставить Его, отречься от Него и даже предать Его. Он сделался уязвимым Петру и Иуде. Он сделался уязвимым в Гефсиманском саду, когда говорил, «друзья, мне надо помолиться; душа моя скорбит смертельно. Побудьте здесь со Мной, помолитесь». Он доверился им в скорби, они же заснули.

Он сделался уязвимым перед Фарисеями, которые судили Его и добились Его смерти. Он сделался уязвимым перед человеческими страданиями и болью, когда оплакивал Иерусалим. Он сделался уязвимым перед всеми, кто слушал его. «За кого они почитают Меня?» спрашивал Он, рискуя, что они не примут Его. Он сделался уязвимым к проказе, прикасаясь к прокаженному. Он сделался уязвимым, оскверняя Себя, прикасаясь к мертвым, исцеляя хромых, возвращая рассудок безумным, изгоняя бесов и общаясь с грешниками. Он сделался уязвимым, уважительно обращаясь с женщинами, с почтением входя в дом мытаря и прощая блудницу, давая ей шанс начать все сначала. Он сделался уязвимым перед Сатаной в пустыне в искушении. И перед Иоанном Крестителем, принимая у него крещение. И перед людьми из родного города, которые не воспринимали серьезно сына плотника.

Всю Свою жизнь и служение Иисус делался уязвимым немощам, безразличию, осуждению и даже гневу людей. Но больше всего, уязвимость Бога видна в том, что: «Слово было Бог и Слово стало плотью и обитало с нами». Бог не только жил с человечеством, но Сам Бог стал плотью, Сам Бог стал человеком во Христе. Зачем, спросим мы? Почему?

Ответ очень прост: «из любви», «из любви». И это все? Как-то слишком прост этот ответ. Но понимаем ли мы его на самом деле? Во Христе, мы видим, что Божья сила уступает Божьей милости, Божье величие Божьему милосердию, Божья слава уступает Божьей благодати, Сам Бог оставляет Свое, чтобы стать человеком. «Вот что мы возвещаем: то, что было сначала, что мы слышали, что своими глазами видели, что рассматривали, к чему прикасались руками, — мы возвещаем о слове Жизни»: если мы хотим познать, какой Он Бог, нам надо смотреть на Иисуса. И мы увидим, что Он сделался уязвимым: перед Пилатом, перед фарисеями, перед толпой, в Гефсиманском саду, в доме грешников, с прокаженными, с бесноватыми, в пустыне, в Иордане. Жизнь Иисуса — это коллаж Божьей уязвимости.

Но если бы мы в одном образе постарались представить Божью уязвимость, то это была бы картина Иисуса – в хлеву, в яслях, рядом с еще не замужней матерью и смиренным отцом, в присутствии простых пастухов и нежданных волхвов, освещаемый звездой, воспеваемый ангелами, и плачущий, но пока не о мире, который пришел спасти. Он плачет просто, чтобы его покормили, чтобы его любили. Бог стал младенцем, который полностью зависел от человеческой заботы – Бог полностью облекся бессилием ради нас.

Уязвимость младенца. Можно было бы остановиться на этом, на истории рождения. Как мило – Бог пришел и сделался уязвимым… но истории слишком легко могут оставаться просто историями, которые лишь навевают на нас сентиментальность и более ничего. Но нам надо идти дальше и понять, что в том, что Бог стал уязвимым для нас кроются и утешение и вызов.

В чем же утешение? Скажите, что делает нас уязвимыми друг перед другом? Готовность быть открытыми, мягкосердечными, рискуя, что нам могут причинить боль. Те, кто решает ожесточить свое сердце, сознательно неуязвимы. Мы очень часто избираем этот путь, потому что нам слишком часто причиняли боль и мы не хотим, чтобы это случилось снова. Нас предавали, нас использовали. Нас отвергали, нас не любили за то, кто мы есть. Нас оставляли друзья. И мы закрываемся, изолируем себя, прячемся, чтобы не рисковать. Но на самом деле мы все равно остаемся уязвимыми. Один известный мыслитель сказал, «мы бессильны перед реальностью человеческой бесчеловечности по отношению к человеку». Как бы мы не закрывались от людей, от мира, мы остаемся уязвимыми. Как часто мы бессильны перед человеческой историей, в которой были рабство, войны, насилие, террор. Что поможет мне и на личном и на общественном уровне жить смело?

Как могу я решить жить смело, доверяться не имея гарантий, что меня не подведут, любить просто ради любви, быть собой и жить искренне? Как могу я оставаться уязвимой и открытой в этом жестоком и несправедливом мире? Я не задаю этот вопрос беспечно, и не отвечаю на него бездумно. Но ответ есть: «я могу жить, рискуя, и быть уязвимой, потому что знаю, что мое истинно безопасное место – у Бога». Несмотря на то, что нас с раннего детства учили думать, что только мы сами можем себя защитить, что не надо быть слишком открытыми, — когда мы во Христе и открыты Ему, мы не становимся уязвимыми перед Ним. Ведь уязвимость связана с тем, что нам могут причинить зло. Поэтому уязвимость означает страх. Но истина в том, что Богу можно полностью доверять, на Него можно полностью положиться, Он никогда не оставит и не покинет нас. Нам может показаться, что мы уязвимы перед Богом, но Иоанн успокаивает нас, «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог… в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение».

И Павел успокаивает нас: «ничто и никто не может отлучить нас от любви Христовой: ни смерть, ни жизнь, ни посланец с небес, ни царь на земле, ни сегодняшние события, ни грядущие, ни власть сверху, ни давление снизу, ни что-либо иное во всей вселенной созданной Богом, — нет такой силы, которая могла бы лишить нас любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8:35,38-39). Позволим Богу освободить нас от страха и наполнить нас своей неизмеримой любовью. Открытость не делает нас уязвимыми перед Богом, ибо Он по своей же воле сменил свою силу милосердием, суд милостью, славу благодатью, Бог оставив Свой престол, пришел к нам с вами. Это Он сделался уязвимым для нас. И Он дал нам возможность оставить свое защитную крепость, открыться друг другу, несмотря на риск. И потому, независимо от того, что мы делали или не делали друг другу раньше, в Божьих руках мы в безопасности. Это и есть наше утешение.

Но есть в Писании для нас сегодня и вызов. «Тем же, кто принял Его, Он даровал право быть детьми Бога. Это те, кто верит в Него, кто родился…от Бога» (Ин. 1:12-13). Этот стих обращен к каждому из нас, он имеет особо важные последствия для нас во всем этом тексте. Был Адвент, было Рождество. Бог, во Христе не только сделался уязвимым до смерти, уязвимым в Своем служении и уязвимым как Младенец, пришедший в этот мир, Бог остается уязвимым, ибо Бог продолжает приходить. Во Христе Он приходит в мою жизнь и просит там места… Так же громко, как я провозглашаю то, что Бог за нас, а не против нас и, что мы в Его руках в безопасности, мне должно провозглашать и то, что мы можем причинить Богу боль, ибо Он и перед нами стоит уязвимым, ожидая, примем мы Его или нет!

Но слишком часто, принимая Его на словах, мы, на самом деле, отвергаем Его. Мы отвергаем Его тем, какой путь выбираем, когда не доверяемся Ему, когда стыдимся Его перед людьми. Мы отвергаем Его и Бог страдает. Возможно плачет. Мы можем и не так очевидно отвергать Его: мы отвергаем Его, когда слышим, что Он осуждает что-то в нашем сердце, но пропускаем это мимо ушей, когда у нас есть возможность побыть в Его присутствии, а мы выбираем что-то еще, менее важное, когда мы могли бы просить у Него мудрости в принятии решения, но решаем по-своему. Мы отвергаем Его и причиняем Ему боль, когда Он желает быть с нами в повседневной жизни, а мы забываем Его, когда он желает участвовать в наших разговорах, а мы не пускаем Его, когда он шепчет нам, что любит нас, а мы не слышим. Когда мы игнорируем Его, мы причиняем Ему боль. Бог продолжает приходить нам с вами, зная, что мы можем отвергнуть Его, но надеясь, что мы все же примем Его всем сердцем, надеясь, что Ему найдется место, что Ему будут рады. Христос и теперь стоит уязвимым перед нами.

Помните, в начале я рассказала о пожилом человеке и его дочери? Прошло время и доктора признались, что ничего не могут сделать. Старика пришлось забрать из больницы. Семья приняла его дома, окружала его любовью и заботой. Они дали ему место в своем доме… и знаете что? Он поправился… Ему просто надо было вернуться домой, быть принятым своими и это изменило все. «Слово стало плотью и поселилось среди нас». Бог продолжает приходить, надеясь, что Ему откроют двери. Он стоит перед нами уязвимый, ожидая, чтобы Ему дали место в каждом уголке жизни. Приняли ли мы Его и нашли ли избавление от страха, истинно безопасное место и преображение жизни? Не важно в какой семье или в каком народе ты родился: Бог делает так, чтобы каждый человек родился заново, вошел в семью, начало которой Он положил в Иисусе и которая распространилась по всему миру. Каждый может стать дитем Божьим через Иисуса Христа, каждый может стать новым человеком, обрести жизнь полную. Но для этого не достаточно лишь иногда посещать церковь. Когда одному известному профессору назвали имя молодого ученого, который утверждал, что был студентом этого профессора, тот ответил: «он, может быть, и посещал мои лекции, но он не был моим учеником». Большая разница сидеть в лекционном зале у профессора или быть его учеником. Так же и с Богом. Могут быть контакты без общения, могут быть отношения без настоящей дружбы. Все в какой-то мере дети Бога, потому что обязаны Ему своим созданием и сохранением жизни, но лишь некоторые становятся Его детьми по глубине и близости взаимных отношений. Сегодня Христос приглашает нас к Своему столу и ожидает, что мы не просто поблагодарим Его за то, что Он сделал для нас, но и впустим Его, чтобы безраздельно царствовать в нашей жизни.

Всемогущий Боже! Сын Твой сказал нам: «Вечная жизнь в том, чтобы знать Тебя, одного истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа». Через Твоего Сына научи нас помнить, что, видя и слыша Его, мы видим и слышим Тебя, и что всякий верящий в Сына Твоего живет Твоей Жизнью.

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»