Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Церковь в Сардах: «Духовный сомнамбулизм» (Откровение 3:1-6)

Сомнамбулизм — кто из вас знает что это такое?  Это медицинский термин, который означает хождение во сне, или лунатизм в простонародье.  Врачи говорят, что около 2 % всех людей периодически ходят во сне, но лунатизм особенно распространен среди детей от 4 до 8 лет, среди которых лунатизм достигает 15-20%. Обычно лунатики ходят во сне недолго, не более часа. Затем возвращаются в постель. Не все обязательно ходят. Некоторые, например, сидят или просто стоят. А некоторые, как эта женщина, развлекают своих детей и весь интернет — http://youtu.be/aNYT_rOgvIA

Как вы понимаете, ходить во сне может быть достаточно опасно. Из-за неконтролируемых действий во сне люди могут наносить себе физические повреждения различной степени тяжести. Бывает, что сомнамбулы вываливаются из окон, ошибочно принимая их за двери. В 2005 году, в Лондоне, ночью, случайный прохожий позвонил в службу спасения, заметив что на бетонном противовесе подъемного крана, свернувшись калачиком, лежит юная девушка на высоте 40 метров от земли. Сначала все думали, что девушка хотела покончить с собой. Но когда добрались до нее, английские МЧС-ники поняли, что удивительным образом она добралась туда во сне.

Так что, хождение во сне бывает: среди детей, среди молодежи, и среди взрослых. Часто это весьма безобидно, но может быть очень опасным.

А что если церковь, целая церковь бродит во сне?

В нашем путешествии по семи церквям книги Откровения, мы пришли к пятой остановке — Сардийской церкви. В предыдущих письмах, Господь подчеркивал проблемы этих древних общин. В Ефесской Церкви не было любви; Смирнская церковь страдала от гонений; в Пергамской церкви были некие признаки лжеучения и компромисса; в Фиатирской церкви были серьезные признаки морального упадка. А в Сардийской церкви? Какова ситуация Сардийской церкви?

В тексте мы находим типичную для этих писем фразу: «Я знаю твои дела». Во всех предыдущих письмах после этих слов следует описание того, что было хорошего в данной церкви. Например, «знаю труд твой и терпение твое», или «знаю любовь и служение и веру». Или же следовало понимание сложных обстоятельств в которых находилать церковь, например «я знаю твою скорбь и нищету», или «я знаю, что ты живешь там, где престол Сатаны, но содержишь Имя мое».

А в данном письме, что написано? «Я знаю твои дела. Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв». Христу нечего хорошего сказать об этой церкви. У церкви есть определенна репутация, хорошая репутация.  Люди считали, что Сардийская церковь была хорошая, живая община. За многие годы они заработали себе хорошую репутацию. Как мы не знаем. Может быть это было как-то связано с историей города.

Было время когда Сарды был очень богатым городом и столицей могущественного Лидийского царства где чеканились первые в истории золотые и серебряные монеты. На весь античный мир прославился своим богатством правивший в Сардах царь Крёз. Потом персы завоевали город. Утратив столичный статус, Сарды сохраняли значимость главного города, но от блистательного прошлого осталось только имя, только репутация. Может быть слова Господа о славной репутации относились именно к этому. А может быть он имел ввиду землетрясение, которое стерло город с лица земли в 17 г н.э. В последствии город был отстроен заново, вдохнув в город новую жизнь. Но может быть именно об этом говорит Иисус, «кажется, что в вас есть жизнь, как в этих новых строениях, но на самом деле вы мертвы». Сложно сказать в связи с какой исторической причиной Господь использует этот образ — «на вид вы живые, но на самом деле мертвые». Но это не столь важно. Здесь важнее следующие: 1) Есть контраст между Христом и церковью в Сардах. В послании к Смирнской церкви, Господь говорил о себе: «Я был мертв, а теперь жив». Он умер, чтобы Церковь смогла жить. Но Сардийская церковь не живет жизнью Христа. Она мертва.  2) Возможно эта «хорошая репутация» мешала им жить. Очень часто прошлые достижения ведут к самодовольству. Это часто бывает в спорте. Спортсмен или команда выигрывают несколько раз подряд, и начинают думать что они непобедимы. И это начала их конца.

Это должно заставить нас задуматься? Может быть мы стали пленниками самодовольства? Может быть когда-то мы испытали какие-то сильные духовные переживания, сильные моменты общения с Богом, сильно выросли духовно. И другие люди видели, что мы духовные. Мы молимся. Может быть мы стали лидерами или проповедовали. Это было тогда. И на этом мы остановились. Нам всем это знакомо. Мы все это испытали. Все нас знают как зрелых, духовных людей. Но что есть сейчас? Живы ли мы? Или живем за счет нашей прошлой репутации?

Вы знаете, в свое время у города Сарды была репутация неприступного города. Причина достаточно простая — город был построен на вершине холма. Вокруг была построена крепость с высокими стенами, но не везде. Было одно не защищенное место потому, что оно было со стороны неприступного обрыва. За этим местом никто особо не следил. Кто сможет подняться по такой обрывистой скале? Но во время войны персы заметили это уязвимое место и именно через него проникли в город и взяли его. Там никого не было. Там никто не охранял.

 

Тогда в принципе понятно, почему Господь говорит Сардийской церкви: «БОДРСТВУЙ!»  Это очень хорошее слово, которое означает «будь бдительным, обращай внимание!» Но оно также значит «Не спи! Проснись!»  И это подходящее слово по отношению к Сардийской церкви потому, что это значит, что церковь не мертва. Она спит, спит глубоким сном. Иногда когда мы спим, мы уверены, что мы на самом деле находимся в сознании, что мы не спим. Мы спим, но мы на 100% уверены, что не спим. И мы верим, что то, что мы видим и испытываем во сне – это реальность. А на самом деле, мы видим сон.

И вот Сардийская церковь спит глубоким сном, таким же как сон тех, кто ходит во сне. А такие люди могут много что делать, они на многое способны. Они ходят, спускаются и поднимаются по лестнице, готовят себе еду, разговаривают. Но ходить во сне опасно потому, что это может привести к ужасным последствиям и даже к смерти.

«БОДРСТВУЙ!» — говорит Господь. Проснись! Смотри! Открой глаза! Куда идешь? Верующий, куда ты идешь? Церковь, куда ты идешь? Может ты настолько уверен в себе и в своей вере, что думаешь, что все замечательно. А на самом деле идешь во сне неизвестно куда? Может быть мы как церковь думаем, что мы некая крепость: у нас прекрасное учение, хорошие люди, отличные отношения — и мы думаем, что мы большие молодцы! Бог, конечно, гордится нами! И при всей этой нашей уверенности мы просто спим, и мало чего делаем, и наша христианская жизнь достаточно летаргическая. Я вспоминаю слова апостола Павла к Коринфянам: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор 10:12).

«БОДРСТВУЙ!» говорит Господь. Пробудись!  И потом Он продолжает свою речь четырьмя повелениями: УКРЕПИ, ПОМНИ, СОБЛЮДАЙ и РАСКАЙСЯ.

УКРЕПИ! Что именно нам надо укрепить? Все, что еще не умерло, но если мы ничего не предпримем, то обязательно умрет. Другими словами, не все в Сардийской церкви было потеряно. Господь говорит: «есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих». Не все спали. Не все находились в духовном лунатизме. Не все потеряно. Есть признаки жизни. Есть дыхание Духа. Слабое, но есть. Но будущее этой церкви зависит от того, сумеют ли сохранить и укрепить эти признаки жизни? А в чем именно была проблема? Господь говорит: «Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны перед Богом». Другими словами, то как вы живете христианскую жизнь оставляет желать лучшего. А какие моменты нашей жизни оставляют желать лучшего? Какие моменты нашей духовной жизни оставляют желать лучшего? Тот факт, что мы не можем вовремя приехать на служение? Тот факт, что в церкви бываем редко? Или тот факт, что когда надо покритиковать мы всегда наготове? А может быть тот факт, что мы редко молимся, редко проводим время с Богом. Или, что мы переживаем за неверующих близких людей, но не только с ними о вере не говорим, но и даже не молимся за них, а про то, что пригласить в церковь я вообще молчу. А может быть тот факт, что мы предпочитаем человеческие отношения отношениям с Богом и посвящению Царству Божьему. А может быть, это просто какой-то конкретный грех в нашей жизни от которого никак не можем избавиться. А может быть это то, что Бог что-то четко говорит, а мы как лунатики продолжаем делать свое. Или может быть есть в нашей жизни четкое призвание, а мы его игнорируем потому, что нам просто страшно. Что в твоей жизни оставляет желать лучшего? Не все потеряно, но надо действовать. Срочно. Иначе и это слабое дыхание угаснет. УКРЕПИ то, что еще не умерло.

ПОМНИ! Что именно? «Что ты получил и что услышал». Большинство, если не каждый, из нас здесь потому, что в какой-то момент своей жизни мы начали думать о Боге, или испытали желание больше знать о Боге и самого Бога. Другими словами, у нас есть некое прошлое с Богом. И если мы здесь, это прошлое что-то значит для нас. За это время с Богом, мы что-то получили, мы что-то услышали, мы что-то перестроили в нашей жизни. Трудно сказать, что именно. Зная наши нужды, Бог работает с нами индивидуально. Но одновременно, если ты здесь сегодня, у тебя, в принципе, должна быть более менее четкая картина о следующем:

  1. Бог — Создатель всего. Мы есть, потому, что Он есть. Наша жизнь в Его руках. Независимо от того, верим ли мы в это, наша жизнь не в наших руках, а в Его руках.
  2. Богу не достаточно быть нашим Создателем. Он хочет быть и нашим Отцом. Он не хочет быть далеко от нас. Он хочет быть рядом. Он нас любит и хочет, чтобы мы об этом знали. Он есть любовь.
  3. Несмотря на то, что Бог хочет быть рядом, мы, люди, часто отталкиваем Его. Мы не по любви живем, или по-крайней мере, далеко не всегда. И каждый раз когда живем не по любви, мы отталкиваем Его и делаем больно и себе и друг другу. Но мы не обязаны так жить. Есть другая жизнь.
  4. Иисус Христос пришел, чтобы показать нам эту другую жизнь. Он — пример жизни любви. Он — Тот, благодаря кому мы познаем Божью любовь потому, что Он живет во всех, кто верит, что Он от Бога, и в Нем есть новая, вечная жизнь любви.
  5. Если Христос живет в нас, и с Ним Божья любовь, у нас есть ответственность — мы должны жить любящей жизнью, и гореть желанием того, чтобы все знали об этой любви, об этой новой жизни.

Это надо ПОМНИТЬ. Между нами и Богом нет пустоты. Между нами и Богом есть история. Между нами и Богом есть куча моментов, когда Он нас учил, когда Он нам помог. Он нас поднял.  Церковь — ты это помнишь? Или все это уже не считается. Все это было, но теперь это нам не так важно. Церковь, ты помнишь?  Или забыла. Писание призывает: ПОМНИ «что получил и что услышал».

Но помнить не достаточно. Надо также хранить и соблюдать. Что мы обычно забываем? Мы забываем то, что не используем. Я думаю, что с каждым из нас был случай, когда мы начинали разбирать какие-то старые вещи, или искали что-то и вдруг нашли книги, или фильмы или фотографии, о которых уже давно забыли. Почему мы забыли про эти вещи? Потому, что не использовали их. Когда я закончил школу, у меня в голове была куча информации про высшую математику, химию, и электронику. А теперь я ничего об этом не помню. Почему? Не использовал. Тоже самое относится к истине, которую мы получили от Бога. Если мы не используем ее в жизни, мы об этом забудем и нам придется усваивать это все заново. Сколько раз мы забывали о том, что Бог нас любит и жили как будто Он нас не любит? Сколько раз мы забывали, что нас любят окружающие и каждый раз требуем от них доказательство их любви? Сколько раз мы забывали, что грех разрушает нашу жизнь, и опять играли с огнем. Помнить не достаточно. Надо ХРАНИТЬ, НАДО СОБЛЮДАТЬ то, что мы получили от Бога, надо применять в нашей жизни, иначе мы забудем.

Когда мы забываем то, что получили от Бога, мы перестаем бдеть, расслабляемся, и начинаем засыпать духовно. И это очень опасно. Многие думают, что это опасно потому, что враг может на нас напасть. Но враг лишь препятствует нам исполнять наше предназначение. Если мы спим, то мы сами делаем его работу. Ему не надо вмешиваться. Когда мы спим духовно, мы с ним играем в одной команде. Опасность духовного сна в том, что мы пропускаем все то, что делает среди нас Бог. Мы пропускаем Его чудеса, мы пропускаем все признаки Его нового творения. Мы пропускаем все то, что Он желает делать в нашей жизни, и мы пропустим Его, когда Он вернется снова, внезапно, как вор. В Евангелии от Луки, Иисус говорит, «Блаженны те слуги, которых хозяин, вернувшись, застанет не спящими» (12:35).

Послание Сардийской церкви написано верующим, которые спали духовным сном, но при этом считали себя активными. И по отношению к ними Господь использует очень сильные слова:

  • ПРОБУДИСЬ! Открой глаза! Куда идешь? Куда идет твоя жизнь? Может быть, ты думаешь, что ты зрелый, живой верующий, а на самом деле ты просто ходишь во сне?
  • УКРЕПИ! Что в твоей жизни оставляет желать лучшего? Что надо менять? Не теряй время!
  • ПОМНИ! Независимо от того, сколько лет ты знаешь Бога, Бог уже сделал много хорошего в твоей жизни. Помни, что ты уже получил.
  • ХРАНИ! СОБЛЮДАЙ! Чтобы не забыть, ты должен применять Божью истину в твоей жизни. Иначе, не удивляйся если твоя жизнь будет ходить по кругу, раз ты пока не усвоил необходимую истину.

Осталось последнее слово — РАСКАЙСЯ! Если мы забыли то, что Бог сделал в нашей жизни, расслабились, и заснули, есть всего лишь один способ пробудиться — раскаяние. Многие из вас знают, что это слово обращено сегодня именно к вам. Господь говорит: «Не все потерянно в твоей жизни. Но надо действовать и не надо терять время». Раскаяние — это Божья благодать; раскаяние — это доказательство, что Бог за нас, что когда мы обращаемся к Нему с желанием измениться, Он меняет нас и ставит на правильный путь. Раскаяние — это не наказание. Наоборот, это Божье приглашение. Ты чувствуешь, что надо что-то исправить в твоей жизни? Давай не будем терять время. День пробуждения — сегодня.

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»