Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Церковь в Фиатире: церковь, которую нельзя победить, попытаются развратить (Откровение 2:18–29)

Читайте также Псалом 7:2–11, 18; 2–e Коринфянам 6:14–18; Римянам 6:11-14, 20-23.

В мире есть много городов, известных какой-то своей продукцией. Ну, например, Тула – чем славится? (Пряниками, самоварами). Гусь-хрустальный? (Хрустальными изделиями). Павлов-Посадск? (Платками). Усть-Каменогорск? (Медовая столица Казахстана) Кузбас? (Уголь) Атырау, Казахстан? (Нефть) Норильск? (Металлургия). Молодцы.

Фиатира тоже была известна за некоторую свою продукцию. Именно из этого города была родом богатая женщина по имени Лидия, занимавшаяся продажей крашеных тканей и через проповедь апостола Павла уверовала в Христа и открыла двери своего дома для собраний хритианской общины в Филиппах. Крашение тканей было вторым по величине производствам в Фиатире после металоплавления.  Благодаря тому, что Фиатира находилась на главном пути ведущем ко многим другим городам Асии, она стала важным экономическим центром, в который прибывало множество людей, в том числе и христиане, приносившие Благую Весть. Так что даже среди суеты экономической и коммерческой жизни Фиатиры были те, кто услышал и принял Благую Весть, так и родилась церковь. И по нескольким причинам Фиатира более всего из изучаемых семи церквей похожа на Москву, в которой мы с вами живём.

Помните, с какой проблемой сталкивались три предыдущие Церкви о которых мы уже говорили?  Их проблемой было искушение поклониться кому-либо или чему-либо помимо Господа и смешение веры в Христа с ценностями этого мира.  Так же все предыдущие церкви в какой-то мере были гонимы за свою веру.  Но в Фиатире была несколько иная ситуация. Фиатира не была религиозным центром поклонения Императору,  и мы ничего не слышим о том, что на церковь оказывалось какое-то гонение. В Фиатире просто сосуществовали различные течения и верования, были храмы предсказателей и гадателей, но гонения не было основной проблемой.

В чем же тогда была проблема, почему Господь начинает Свое послание с такого грозного образа Христа как Сына Божьего, глаза которого подобны пылающему огоню, а ноги сверкающему металлу (2:18). Горящий взор от которого ничего не сокрыто проникает в самое сердце человека, так что ничего не возможно скрыть от него и ноги из сверкающего металла – образ силы, того, что невозможно сдвинуть со своего места, того, что непоколебимо.  Но при этом Он начинает свое послание с похвалы. Он говорит: «Я знаю твои дела, и любовь, веру, служение, стойкость. Знаю, что твои последние дела больше даже первых» (2:19).  Церковь в Фиатире не потеряла любовь, как Ефесская церковь, она не стала безразличной и мертвой, она оставалась верна, она имеет служение, она видимо много делала для бедных, для нуждающихся, церковь в Фиатире имела терпение, а самое главное, что она росла, росла духовно.  Она теперь делала намного больше, чем раньше, ее огонь не угасал, а наоборот разгорался, ее энтузиазм стал еще сильнее.  Церковь, читая эти слова похвалы, наверное, с облегчением вздохнула.  Это ведь все перечисленное это то, о чем апостол Павел говорил как о плоде Духа зрелых церквей. За такую церковь можно только радоваться.  Однако, в церкви все же есть серьезная проблема.

Когда я была маленькой, мама часто приносила домой фундук и мы с моим братом и сестрой грызли его с огромным удовольствием.  Нам доставлял удовольствие сам процесс, тем более, что зубы были тогда еще крепкие.  Но я хорошо помню ощущения, когда я разгрызала орех, а он оказывался внутри либо пустым, или еще того хуже гнилым. Чувство горечи, противный вкус во рту долго не проходил и желание есть эти орехи пропадало на долго.  С виду все орехи были хорошими, но внутри нас иногда ожидал неприятный сюрприз.  Что-то подобное было и в Фиатирской Церкви.  Внешне Церковь была благополучной, живой, трудящейся, многое в ней было прекрасно.  Но в реальности, некоторые люди в ее среде поддались разлагающему учению, и огненный взор Христа видит в самую суть этого гнилого учения. Что же это было?

Мы уже сказали, что Фиатира была городом коммерческим, в котором занимались многими ремеслами. Было множество различных ремесленных гильдий: кузнецы, металоплавильщики, ткачи, красильщики тканей и другие.  Все, кто занимался хоть каким либо делом был частью гильдий, а иначе терял все привелегии, клиентов, уважение. Личный бизнес в то время был «коммерческим самоубийством».  Но почему это было проблемой для Церкви в Фиатире?  Дело в том, что гильдии обьединялись не только для труда, каждая гильдия также устраивала для своих членов пиры и развлечения.  Эти пиры часто происходили в языческих храмах после приношения жертв языческим божествам, а потом приглашал своих коллег на пир есть мясо оставшееся от приношения мясо.  Кончались эти пиры практически всегда пьянкой и блудом, такова была культура тех дней.  Мог ли истинный христианин быть участником таких собраний?   Большинство из вас скажут, наверное нет.  Но вот что происходило в Фиатире…

В Церкви была некая женщина, которая символически названа Иезавелью и очевидно имела огромное влияние в церкви и, наверное, умела убедительно говорить, потому что многие в церкви к ней прислушивались ее. Иезавелью она названа из сравнения с женой Израильского царя Ахава (книги Царств). Будучи родом из Сидона, Иезавель принесла с собой в Израиль идолопоклонничество.  Но самое опасное в ней было то, что она не требовала от народа прекратить поклоненяться Богу Израиля, а просто добавила к нему поклонение Ваалу и другим богам!! Хотите верить в Бога Израилева, да пожалуйста, но при этом поклоняйтесь еще этому и тому. Больше не меньше! Казалось бы – безобидное добавление, но на самом деле это стало причиной падения Изральского народа. Так же действовала и эта женщина в Фиатирской церкви — она убеждала верующих, что вера в Христа и культура в которой они живут не противоречат друг другу, что христиане могут учавствовать в гильдиях и во всех связанных с ними мероприятиях.

Эта женщина в Фиатире не призывала христиан оставить веру в Христа (она даже выступала как рьяный служитель Христа), но при этом поощрала участие в развлечениях этого мира, не отказываться от прибыли, даже если это означало следовать мирским ценностям… и привело к тому, что многие христиане снова и снова поступали против своей совести ради выгоды… Иезавель убеждала христиан, что идти на компромис, находить теплое местечко в этом мире это нормально, она убеждала, что телесный грех не имеет значение, если мы «духовно свободные люди, если мы активная часть церкви, делаем при этом добрые дела, все остальное не имеет значение…»  И те, кто прислушивался к этому учению были убеждены: главное сохранять веру в Христа, быть активными в церкви, служить, не отступаться от этой веры, ну а участие в некоторых грехах этого мира неизбежно, в таком уж мы мире живем.  Главное верить, главное душа, если ее хранить, телесные грехи вреда не нанесут.

Есть известная фраза приписываемая врагам русского народа: “Русских нельзя победить, их можно растлить, и тогда они сами себя победят”.  В СССР в свое время ходила такая теория заговора, которую приписывали главе ЦРУ Даллесу, который якобы в 1945 году говорил: «Окончится вторая мировая война. Как-то всё утрясётся, устроится. И мы бросим всё, что имеем, всё золото, всю материальную мощь на оболванивание русских людей. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить… Литература, театр, кино — всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякой безнравственности. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх: и вражду народов…Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением: Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать её”.  И хотя никто никогда в глаза не видел этого документа в отношении  СССР, кажется, что именно благодаря такой политике дьявол снова и снова побеждает церкви Божьи, которые он не мог победить и потому начинает незаметно растлевать через людей подобных той Иезавели.  При таких убеждениях церковь становится лишь еще одной формой язычества.

Именно поэтому апостол Павел взывал: «Не сообразуйтель с миром сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, дабы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная», Иисус так же учил, что человек не может служить двум господам… человек не может служить Богу и идолам, не может быть с Богом в душе, а телом во грехе, не может говорить красивые слова в церкви, а вне стен церкви делать те же дела, что делают все вокруг, не может человек одновременно петь в церкви песни Богу, а потом за столом в пьяной компании весело смеяться над грязными или злыми шутками, не может христианин быть подобным Христу, если его разум сформирован гнилыми ценностями этого мира…  Жизнь такого христианина оставляет такой же противный вкус, как гнилой орех…

Проблема Фиатирской Церкви была двойная жизнь многих ее членов, допускавшая веру в Христа и при этом участие в грехе этого мира без зазрения совести. Многое в церкви было хорошо, она имела любовь, веру, служила стойко, но некоторые люди предпочли следовать лживому учению о приемлемости двойной жизни, они были христианами с виду, но не в корне, потому и говорит Господь: «Я есмь испытующий сердца и внутренности», это предупреждение тем, кто играет в христианина, а на самом деле им не является, ведь Господь видит нас насквозь, его не впечатлить внешностью, Его волнует вся наша жизнь.

Бог «дал Иезавели время раскаяться», говорит Писание, но она не раскаялась ни в своих делах, ни в своей двойной жизни.  И Господь предупредил о тех последствиях, которые она и ее последователи испытают если не покаятся. В 3 книге Царств когда Господь через пророка осудил блуд и идолопоклонство Иезавели и Ахава, они вначале проявили кое–какие знаки раскаяния, но жизнь свою не изменили. В последствии их сыновья пошли по их стопам. Бог долгое время проявлял милость и медлил с наказанием, но в конце концов они так погибли во грехе не раскаявшись.  И теперь, во Христе нам явлена еще большая благодать и долготерпение Божье. И многим это становится во спасение. Но печально то, что многие пользуются этой милостью как оправданием для того, чтобы продолжать жить в грехе.  Не зря в Притчах говорится: «Не скоро свершается суд над худыми делами, от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло».  То, что Бог долготерпит и не судит людей незамедлительно, к сожалению и христиане часто воспринимают как знак того, что можно продолжать жить в грехе.

Церковь в Фиатире больше всех предыдущих похожа на нашу с вами церковь.  Мало кто из нас, а может и никто не испытал открытых гонений за имя Христа, но практически каждый из нас подвержен искушению поклоняться Христу, иметь в Нем залог вечной жизни, славословить Бога в Церкви, даже служить в церкви, но при этом вне церкви быть такими же как и все, участвуя в делах плоти, в грехах этого мира.  Когда мы с другими людьми, стараемся ли мы не выделяться из толпы, или же готовы плыть против течения, не участвовать в делах, пирах и собраниях не совместимых с именем Христа?  Некоторые в Фиатирской церкви забыли о призыве Христа быть в мире, но не от мира, т.е. живя в этом мире не уподобляться ему, не принимать его ценностей.  Мы можем убеждать себя, что это приемлемая христианская жизнь, в то время это планомерное уничтожение народа Божьего, затягивание его в “сатанинские глубины” вместо того, чтобы познавать глубины Божьи.  Писание напоминает нам сегодня, что мы все предстанем перед Христом, чей взор как огонь, приникающий в самые глубины сердца, и никакой грех не устоит перед этим огнем и сгорит, а что тогда останется? Не лучше ли до того, как Христос своим огнем испытает наши сердца и выведет на свет нашу двойную жизнь, нам самим испытать свои сердца и раскаявшись, обрести Его милость и новую жизнь, жизнь в свете 24 часа в сутки, а не 1,5 часа на служении, ибо пред Ним откроется то, кто мы на самом деле!

Но, слава Богу за то, что в Фиатирской церкви далеко не все последовали примеру двойной жизни и послание завершается словами обетования тем, кто остался верен Христу всей жизнью и познал глубины Божии.  Господь обещает, что они будут Царствовать с Ним в вечности, они разделят с Ним все радости и все привилегии царствия.  Им будет дана звезда утренняя — это та звезда, что появляется на ночном небе самой последней, она появляется тогда, когда тьма достигает своего пика, и после начитается рассвет!!! Писание говорит, что Иисус Христос и есть эта Звезда, Он явился в этот мир, полный греха, полный тьмы и обратил тьму в свет, и теперь когда кажется, что тьма везде вокруг нас и мы боремся с искушением, пытаемся противостоять миру, Бог обещает нам присутствие Христа, которое рассеет всякую тьму.

Со Христом можно и нужно жить полной жизнью в Божьем свете день и ночь, не надо быть гнилым орехом, который только с виду хорош, но годится, только на выброс и оставляет противный вкус в жизни других людей.  Наша жизнь призвана быть знамением наступления нового дня, когда любовь, вера, служение и терпение достигнут полноты, и когда все увидят (а этот день настанет!), что идолопоклонство и блуд всегда были западней и иллюзией. Грядет день, когда Иисус Мессия установит Свое царство света над всем миром, а до тех пор христианин может и должен жить в свете Бога, побеждать тьму и грех, быть истинным дитем Божьим и в церкви и на улице и в очереди и по дороге в метро и с семьей и с друзьями, везде и всегда, направляя мир к Христу. Христос, Его слово, Его Дух не только у нас в сердце, но и тело наше есть суть храм Бога живого…  Главное, «то, что имеем во Христе, то от чего по сей день не отступились, держать доколе не придет Христос».

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»