Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Послание Церкви в Пергаме: «оболочка» христианства напичканная мирскими ценностями (Откровение 2:12-17)

При покупке автомобиля, салоны как правило предлагают либо базовую комплектацию автомобиля, либо какие-то дополнительные опции на вкус и желание покупателя. Но базовая комплектация включает в себя все необходимое, чтобы ездить на автомобиле без проблем, чтобы он выполнял свою функцию – у него есть колеса, кузов, сиденья, руль, коробка передач, сигнал, фары и т.д. А дополнительное это, как правило, подогрев сидений и руля, кондиционер, радио, какие-нибудь кожанные сиденья и т.д. Это приятные, комфортные дополнения, но и без них автомобиль может функционировать как положено. Но, что если бы вы купили в салоне базовую комплектацию автомобиля, пришли ее забирать, и увидели свое авто без колес, руля, стекол, фар, сидений и двигателя. Только кузов. Достаточно ли это чтобы быть автомобилем, он ведь выглядит более менее как автомобиль благодаря своей оболочке? Нет, ведь в таком виде он не может исполнять свое предназначение. Он может послужить укрытием от дождя, шкафом для хранения чего-либо, но это не автомобиль и он не доставит вас туда, куда вам надо добраться.

К сожалению слишком часто именно это происходит с христианами, когда они, сохраняя в своей жизни лишь «оболочку» (кузов) христианства, меняют неотъемлемую суть христианства на более привлекательные вещи из мира, чтобы не выделяться. И самое печальное, что многие христиане, которые сами никогда не были бы удовлетворены такой машиной ‘оболочкой’ предложенной в салоне, убеждены, что Богу их оболочка христианской жизни должна быть приемлема и, что Он вообще должен быть благодарен нам за то, что мы сохранили этот «кузов» христианства, другие ведь и от этого отказались. Но сегодняшний текст из книги Откровение предупреждает нас именно об этом заблуждении: отказ от ценностей Божьего царства и оправдание в своей жизни ценностей этого мира – делает твою веру пустой оболочкой, и предупреждает — лучше осознать это сейчас и раскаяться, начав следовать за Христом, потому что потом при встрече с Христом нас ждет сильное разочарование. В чем же выражалось это заблуждение христиан в Пергаме и что это значит для нашей жизни?

Пергам был довольно величественным городом, который производил впечатление. Расположенный на вершине горы, вид на него открывался путешествующим еще за многие километры до прибытия на место. На вершине в самом центре стоял Акрополь, и другие величественные храмы, видные из окрестных деревень. Пергам был так же центром греческой культуры и образования, имел библиотеку на 200000 томов. Все это производило огромное впечатление. И жители должно быть очень гордились всем этим. Однако, для христианской общины в этом блеске заключалась опасность, с которой очевидно не все из них справлялись успешно. Писание предупреждает не впечатляться внешним блеском Пергама, потому что в сущности это город где «стоит престол Сатаны»! Дело в том, что это был готод четырех культов, по уровню идолопоклонства он превзошел даже Ефес. Главным божеством Пергама был Асклепий (более известного нам под римским именем Эскулап!) символом которого был змей и считался богом исцеления. Люди приходили в Пергам ото всюду, ища исцеления от этого божества. Некуда было деваться в Пергаме и от поклонения Императорской власти, тем более что Пергам был центром Римской власти в регионе. Окруженные поклонением идолам и императору, чему был только рад сатана, не желающий обращения людей к истинному Богу, многие верующие не отрекались от веры даже тогда, когда одного из них – Антипу – убили.

Но Писание сегодня не спроста упоминает острый с обоих сторон меч Христа. Меч был символом Римской власти – ius gladii (иус гладии) переводится как «право меча» — право судить и казнить. Но хотя человеческая власть может и грозить им смертной казнью, именно в руках Христа власть над смертью и жизнью (Откр. 1:18). Меч Христа – это Слово Истины в Его устах, которое будет судить всех, отделяя действительно верных Богу от тех, кто предпочел поклонение другим «богам». «Слово Бога острее всякого меча обоюдоострого и проникает до самых глубин души и судит желания и помыслы сердец. Ничто во всем творении не может быть сокрыто от Бога, все предстанем нагими и без прикрас пред глазами Того, кому мы должны дать отчет» (Евр. 4:12-13).

Быть христианином в Пергаме было нелегко. Как остаться верным? Ведь страдания за веру не освобождают от ответственности за то, во что мы верим (2:14) и как поступаем. Что можно делать, а что нет? Как им участвовать в нормальной общественной жизни, которая включала языческие праздники, посвященные римским божествам, императору и отражавшие языческие нравственные ценности? Предупреждение дано на примере одного Ветхозаветного события израильского народа и пророка Валаама — символа всех лжепророков, которые уводят народ на путь греха.

В книге Чисел мы читаем, что когда Израильский народ шел через пустыню в обетованную землю, они должны были пройти через землю Моав. Моавитяне очень боялись израильский народ, благословленный Богом, ведь Бог отдавал им все земли и подчинял все народы на их пути. И они пришли к пророку Валааму, чтобы тот проклял израильский народ, в надежде, что тогда Бог оставит их и их можно будет победить. За это они пообещали Валааму щедрое вознаграждение. Поначалу Валаам отказывается, говорит царю Моава, что не может проклясть народ, который Бог благословил. Валаам признавал величие и всевластие Бога, но желание получить обещанное вознаграждение моавитского царя, одержало над ним верх и он придумывает хитрый план. Он не может проклясть народ, который Бог благословляет, но он может подтолкнуть их к греху, который сам разрушит их отношения с Богом и они погибнут, а он получит свое вознаграждение. Он подговорил царя Валака подсылать к израильтянам моавитянок, чтобы те соблазнили их и стали их женами, а в последствии втянули их в идолопоклонство. Дело было сделано – последствия для израильского народа были ужасными – умерло более 20000 человек (Числа 31:16). Но и сам Валаам, якобы выступавший от лица Бога вскоре погиб на том самом месте, где показал царю Валаку как соблазнить израильский народ.

Именно от такого же искушения предупреждает Господь и церковь, живущую среди чуждых воле Божьей обстоятельств и в Пергаме и в Москве. Апостол Павел не раз поднимал вопрос о том, как жить христианину в безбожном мире с его ценностями и сохранять при этом верность Богу и Его ценностям. В 1 Коринфянам 10:7-8, ссылаясь на случай, о котором я только что говорила, он озвучивает такой принцип: пища сама по себе безвредна, ешьте все что перед вами ставят, но не становитесь соблазном для тех, кто видит в этом духовное значение. Участвуйте в жизни общества, общайтесь с грешниками, чтобы привлекать их ко Христу, но: не становитесь идолопоклонниками и не развратничайте, как сделали некоторые израильтяне погубив этим более 20000 человек. Этот же принцип верен и сегодня. Нравственность – это не какие-то устаревшие правила, это не опция на выбор для современного христианина, от которой можно отказаться в пользу мирской нравственности. Есть вещи неотъемлемые от верности Христу, без которых у нас остается лишь оболочка, «кузов» христианства и иллюзия спасения, когда мы на самом деле оказываемся на пути в погибель, и не дай Бог, еще ведем за собой других.

Писание предупреждает современных христиан не смешивать ценности, которые не совместимы с Божьим Царством, в которое мы стремимся. И две основные области в которых это происходит это то: чему мы на самом деле поклоняемся (по чьим ценностям живем, чьей власти подчиняем свою жизнь) и сексуальная чистота. Писание достаточно четко в установлении границ в этих вопросах: 1) сексуальные отношения предназначены для мужа и жены в контексте брака и все, что выходит за эти рамки: и интимные отношения до брака или с кем-то помимо мужа или жены – не отвечает Божьему замыслу творения, искажают Его и отделяют от Бога; 2) только Господь и Его ценности являются определяющими в жизни христианина, и очень часто Писание сравнивает поклонение кому-либо или чему-либо кроме Бога, духовным блудом (нарушением верности единственному Господу).

Для нас не секрет, что у мира другие ценности – в мире является нормой спать до брака (даже среди подростков), норма иметь любовников и любовниц, менять сексуальных партнеров, норма заигрывать с противоположным полом, не имея при этом никаких намерений серьезных верных отношений. В мире норма преклоняться перед внешней красотой, верить во власть силы, денег. Мы преклоняемся перед теми, кто этим всем владеет, они начинают определять то, что мы носим, покупаем, как смотрим свысока на тех, кто не такой стильный как мы. И нам может быть не понятным вся эта история с Валаамом и странные слова книги Откровения, но искушение христиан сегодня по сути то же: жить не по Божьим ценностям, а по ценностям мира. Это искушение смешивать христианство с тем, что неугодно Богу. Это искушение оставив оболочку христианства наполнять свою жизнь тем, что снова отделяет нас от Бога, когда мы возвращаемся к греху за который умер Хритос, и, сами того не замечая, начинаем идти в погибель.

С чем же мы смешиваем сегодня христианство? С суевериями, с мирскими убеждениями, с сексуальной распущенностью, с идолопоклонством в современном обличии, таким как материализм, вера в себя любимого, самоуверенностью (я господин своей судьбы), жаждой власти, контроля, влияния. Мы пытаемся совмещать христианство в националистическими чувствами, служить богу плотских удовольствий. Да, апостол Павел дает свободу в том, какую пищу есть в языческом мире христианам, но при этом предупреждает: но если участие в чем-то порочит Господа, если не являет свет Христа окружающим, если становится соблазном для кого-то, держитесь от этого подальше! Но христиане часто эту свободу воспринимают как вседозволенность делать то, что делает мир. Христиане не хотят выделяться из толпы, чтобы потом не пришлось объясняться. Проще быть как все, делать что делают все (кто хочет участь как у Антипы, который за свою верностью Христу поплатился жизнью)! И многие христиане хотя и сохраняют христианскую оболочку, давно позволили мирским ценностям сформировать их: их отношение к сексу, власти и деньгам ничуть не отличаются от мирских и категорически противоречит Царству Божьему.

Часто искушение действовать по мирским ценностям сопряжено с материальной выгодой (Валаам именно ради денег сделал то, что сделал). В древнее время христиане теряли финансово, не соглашаясь участвовать в гильдиях, в которых были бы обязаны поклоняться языческим богам ради успеха и процветания. И сегодня многие христиане отказываются от материальной выгоды, веря, что есть корпорации, которые не вписываются в Божий замысел нового творения. Они отказываются работать в табачных и алкогольных компаниях, продавать нелегальную продукцию, контрафакт, отказываются обманывать клиентов. Они предпочитают потерять в деньгах, но остаться верными Божьим законам. Они не подстраивались под ценности мира ценой полной верности Богу.

Итак, Писание сегодня предупреждает нас различать уместное участие в общественной жизни от уподобления ему. 1 Иоанна 2:15-17: «Не любите мира, ни того, что в мире потому что все, что в мире – то, чего жаждет плотская природа, что вожделенно для глаз и чем хвалится богатство – не от Отца, но от мира». Но при этом предупреждении не вступать в близкие отношения с неверующими, чтобы не пропитываться мирскими ценностями, мы призваны общаться с неспасенными для продвижения в их жизнь ценностей христова Царства. Иисус понимал, что лишь Его последователи могут быть светом в мире и солью этой земли. А это невозможно без общения с теми, кто живет в грехе. Но мы должны быть уверены, что это МЫ влияем на мир Божьими ценностями, нежели чем принимаем мирские ценности, когда они противоречат Божьим! Мы должны быть уверены, что мы не оправдываем в своей жизни мирские ценности, думая, что они от Бога, в то время, как мы давно перестали быть светом Христовым и живем, оправдывая свой грех. Как может христианин привлечь мир к Христу, приблизить к спасению если сам ничем не отличается от мира? И Господь говорит – посмотрите честно в свое сердце – осознайте это сейчас и покайтесь, потому что потом, когда Он вернется, Слово Его, как меч разделит истинное от неистинного, но тогда будет уже поздно. Сейчас есть время для осмысления и для покаяния, и для нового начала.

И тем, кто слышит призыв Христа к покаянию и изменению жизни, Господь дает два очень важных обетования: христианам может казаться, что оставаясь верными, они теряюм что-то, отказываются от чего-то важного для себя. Но на самом деле, Бог дает своим детям «сокровенную манну». Как израиль по дороге в обетованную землю был питаем манной, так и нам Иисус, будучи хлебом жизни, дает духовное питание, которого удовлетворяет наши самые глубинные желания. Он так же обещает дать побеждающему белый камень, на котором будет написано имя, которого никто не знает, кроме получившего его. В судах того времени белым камнем голосовали за оправдание, а черным за осуждение. Для раскаявшихся Господь отменит приговор этого мира, ибо Своей смертью за них, Он имеет право давать жизнь. И на камне этом будет имя Агнца Божьего, которое они будут носить вовеки. Это обещание личных взаимоотношений, благодаря которым христиане, пронесшие по жизни ценности Божьего царства, придут на Пир Агнца в Царствии Божьем, чтобы пребывать с Ним всегда. Именно этот пир мы предвкушаем, празднуя Вечерю Господню. В этой вечере мы провозглашаем смерть Христа для прощения наших грехов, а так же свое намерение, оставив грех, следовать за Христом до самой смерти. Давайте же исследуем свою жизнь, свой христианский путь, исповедуем в покаянии всякое отступление от Божьей воли, все, в чем мы примешали к своей вере в Христа чуждое ей убеждение или поступки, будем искать Его прощения и обновления, и вновь посвятим себя жизни в Его свете.

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»