Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Послание Церкви в Смирне: смелость пред лицом оскорблений (Откровение 2: 8–11)

Псалом 24:1-3, 12-21; Римлянам 8:28-35, 38-39; Откровение 2: 8–11.

Мы живем во времена, когда люди с одной стороны свободно оскорбляют друг друга, даже в прямом эфире на всю страну, но при этом есть очень строгие рамки политкоректности, запрещающие напрямую говорить о своих убеждениях, чтобы не дай бог твое мнение не прозвучало как абсолютная истина и чтобы несогласные с ним не оскорбились в своих чувствах.  Это особенно явно видно в появлении закона об оскорблении чувств верующих. Реакция такая же как у человека у которого пальцы ног все в синяках и потому он шарахается от каждого, кто приближается слишком близко.  И какова наша реакция, когда мы читаем слова Христа «о тех, кто называет себя иудеями, но в действительности они – собрание Сатаны».  Разве так можно? Может быть это перегиб? К сожалению в разные эпохи, христиане воспринимали эти слова как призыв к антисемитизму, разрешение ненавидеть израильский народ как таковой. Давайте разберемся почему Господь говорит такие резкие слова и что Он имеет ввиду.

Смирнская церковь находилась в городе, который существует и по сей день. Сегодня это турецкий город Измир. Смирна была одним из самых красивых городов Асии. Прибывавшие в Смирну по морю описывали ее красоту так: «город располагался вдоль моря, в сердце города находилась пристань.  Затем дома и улочки взбирались по склонам горы ввысь и за ними возвышалась гора Пегас, покрытая храмами и величественными зданиями, построенными симметрично и образовывающими «венец Смирны» на вершине горы».  Смирну так и называли «венцом Асии».

Но красота Смирны была не единственным ее достижением, она славилась и своими стадионами, где проходили состязания, и своей публичной библиотекой, и театрами, архитектурой вообще, а особенно храмами, как языческими, так и для поклонения Императору. Я уже говорила, что во время написания книги Откровения, было очень распространено поклонение Императору, и особенно в Смирне.  Император требовал, чтобы все провозглашали: «кесарь господь».  Однако Евреи, которых в Смирне было огромное множество были освобождены от этой обязанности. Римляне знали, что Иудеи верят только в одного Бога и не хотели вызывать среди них бунт.  Ранняя церковь была изначально очень иудейской, но со временем стала многонациональной. Между евреями верующими в Иисуса и теми, кто не принимал Его стали возникать споры о том, кто же истинные дети Авраама? Только ли те, кто Евреи по происхождению или же, как Бог обещал Аврааму, верующие из всех народов.  Христианская церковь провозглашала, что это люди из всех народов, уверовавашие в Иисуса.  Иудеи же считали это отступлением. Помните, когда Савл был еще фарисеем, именно это разногласие заставило его идти в Дамаск, чтобы сажать в тюрьмы евреев, которые по его мнению оставили веру отцов.  Но по дороге в Дамаск он встретися с Христом и понял, что правда на стороне христиан.   Теперь гонения обрушились на него самого.  И хотя церковь то не боролась против иудаизма и врила в данные еврейскому народу Писания, она провозглашала, что все эти обетования исполнились именно в Иисусе Мессии.

Христиане исповедовали, что есть только Один Господь – Иисус Христос и не соглашались признавать кесаря господом, как и Иудеи.  В Смирне была огромная синагога, а иудеи, не желая ассоциироваться со своими собратьями, уверовавшими в Мессию, по видимому, стала доносить до Римских властей то, что христиане пытаются пользоваться привилегией, освобождавшей иудеев от поклонения Императору.  Смирнская синагога стала собранием сатаны не просто потому, что они плохие в общем смысле.  Имя “сатана” переводится как “обвинитель, клеветник”.  Синагога в Смирне “обвинила” христиан перед рисмкими властями в непоклонении императору, что привело к гонениям и даже казням. Это было страдание меньшинства от руки большинства.

История гласит, что Иудеи участвовали в предании казни Поликарпа – Епископа Смирнской Церкви.   Но когда его вели на казнь, даже палач не желал его смерти, зная его как человека праведного. Перед самой смертью Поликарпу дали шанс отречься и проклясть Христа и поклониться императору, но он ответил: «я служил Христу 86 лет и за эти годы Он не сделал мне вреда.  Как я могу проклясть моего Господа, который спас меня?»  Ему пригрозили, что сожгут его заживо, но Поликарп ответил: «Вы угражаете мне огнем, который быстро угаснет, ибо вы не знаете огня, который ожидает грешников в день суда, огонь вечного наказания. Что ждете, делайте что желаете».  Быть христианином в Смирне было нелегко, однако мы видим из письма, что Господь хвалит верность с которой Его дети там претерпеваюрт все гонения и продолжают жить.  Иудеи не поверившие в Мессию обвиняли хритиан, но Господу было не за что их упрекнуть.  Могло казаться, что церковь разрушаема, но, на самом деле, она жила и Христос говорит об этом несколько раз.

Мало кто из нас в эти дни окажется в ситуации Епископа Поликарпа.  Нам даже трудно представить, были ли бы мы верны Христу под пыткой?  Но прежде чем пытаться представить себя в такой ситуации, нам надо спросить себя, а верны ли мы Ему в тех ситуациях, в которых мы оказываемся с вами каждый день?

Иисус говорит: «я знаю дела твои и скорбь твою».  Для Смирны скорбью были гонения и даже смерть.  Но греческое слово “flipsis” означает согнуться под тяжестью груза, т.е: «Я знаю давление ваших обстоятельств».  Он знает давление ваших обсоятельств, знает, что быть христианином в этом мире нелегко. Быть верным Христу часто означает непонимание со стороны близких, иногда конфликт.  Быть верным Христу часто означает быть кем–то отверженным, причисленным к сумасшедшим, к фанатикам.  И как часто мы предпочитаем сохранить чье–то уважение, скрывая нашу веру и не говоря об имени Христа.  Как часто мы стоим перед выбором сказать истину и быть поруганым или просто промолчать.  Как часто на нас давит общественное мнение, чтобы поступить как все, хотя это противоречит нашей вере и слову Христа.  Но Иисус знает наши обстоятельства, наши скорби.  Он Сам прошел через все скорби и страдания, Он испытал изгнание и непонимание.  Его злословили и поносили, хотя Он не сделал ничего чтобы это заслужить. Он не изменит Богу.  Он знает наши скорби и как тяжело быть христианином, но и то, что мы можем остаться верны.

Он также говорит: «я знаю твою нищету».  Церковь в Смирне испытывала материальные трудности, хотя сам город был богатым.  Возможно христиане были материально притесняемы, с них требовали особые налоги, их обманывали.  Они были бедны за свою веру, но предпочитали бедность неверности.  И сегодня верность Христу означает для многих материальные потери.  Еще до перестройки, во времена Советского Союза государство притесняло евангельских христиан.  Им урезали зарплаты, их лишали премий, их увольняли, их понижали по службе.  Они могли поправить свое материальное положение, сказав, что они не христиане, и наверное некоторые отрекались от Христа, но большинство предпочитали бедность неверности Христу, потому что понимали – настоящее богатство не деньги, не вещи.

И сегодня порой, когда человек до конца верен Христу и старается жить честно, чтобы славить Христа, чтобы быть хорошим гражданином страны, какими Бог призывает нас быть, он несет финансовые потери.  Бывают искушения съэконимить, закрыв глаза на то, что это будет не честно и не угодно Богу.  Многие говорят: «нас в такие условия поставила страна, у нас нет выхода поступать иначе».  Сэкономить и купить фальшивый проездной билет за пол–цены, проехать зайцем, дать взятку, чтобы потом куда–то пройти бесплатно… Многие христиане считают, что у них нет другого выхода, но у Господа всегда есть выход, Он благословляет тех, кто верен Ему.  Христос говорит, «я знаю вашу нищету», «но впрочем», говорит Он, «вы богаты»!!! Мы можем быть бедны в том, что мир считает богатством, но мы богаты тем, что имеет вечную ценность, мы богаты Богом. Иаков пишет: «Бог избрал бедных быть богатыми верой», и Павел говорил: «мы нищи, но многих обогащаем».  Дети Божьи богаты тем, что никто не может отнять, тем, на что не действует инфляция, тем, что не обесценится никогда.  Они богаты Богом, они богаты верой, они богаты вечной жизнью во Христе!

И вот Христос говорит: «Я знаю злословие тех, которые считают себя Иудеями, но не таковы».  Первых христиан поносили иудеи не верившие в Иисуса и представлявшие большинство.  Сегодня часто встречается ненависть, например, православных якобы верующих, которые на самом деле не знают Бога.  Много раз на евангельские Церкви были облавы, церкви сжигались, а служители избивались теми, кто рвал на себе рубаху и кричал: «Мы русские, а потому православные». Якобы представляя большинство, эти люди не имеют никакого отношения ни к Богу, и сами того не зная, становятся орудием дьявола в этом мире, желающем запугать детей Божиих и заставить их отречься от Христа.  Мы часто говорим, что обстоятельства заставляют нас прогибаться в нашей вере и идти на компромис, но любые обстоятельства это оружие дьявола, чтобы склонить нас пойти на компромис с верой.  Вспомните страдание Иова, именно сатане принадлежала идея испытать Иова.  Бог гордился Иовом и его верой и сатана сказал, «он верен Тебе лишь потому что у него все есть, у него все хорошо, отбери у него все, семью, дом, все, что есть, отбери у него здоровье и он проклянет Тебя».  Но Бог знал Иова, Он знал, что Иов останется Ему верен и Он позволил сатане отнять у Иова все, чтобы доказать, Иов никогда, и не смотря ни на что, не отречется от Господа.  И Бог был прав, Иов потерял все, но не перестал доверять Господу и славить Его.

Такую же уверенность имел Господь в своей Церкви в Смирне.  Он говорит: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть», будут у тебя и искушения, и скорбь, но ты лишь будь верен до смерти и получишь «венец жизни».  Претерпи все, что встретится тебе на пути со Христом, даже если это будет означать темницу, и даже смерть.  Страдание не вечно, но вечна жизнь которую дает Господь претерпевшим все.  Когда Он говорит, «будете иметь скорбь 10 дней», это не значит 10 календарных дней. Это выражение в Библии символизирует короткое время, которому вскоре придет конец.  Страдания даны лишь на короткое время, для испытания нашей веры. Ап. Петр писал: «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Петра 5:10).  Вот цель всего, даже страданий – еще более крепко уповать на Господа и свидетельствовать о Нем.

Что удивительно для меня, так это то, что Иисус не сказал Смирнской Церкви, «если будете верными, то получите венец жизни». Иисус знал, что Церковь в Смирне БУДЕТ верной.  В Его словах нет сомнений!  И знаете, что?  Церковь в Смирне претерпела все и продолжает жить даже до сего дня, она является третьим по численности городом в Малой Азии.  И хотя Измир часть мусульманской Турции, в нем живет и Церковь, и даже говорят, что христиан там в 3 раза больше чем мусульман. Церковь поняла, что настоящая жизнь, настоящая сила и богатство есть только в Боге и от него нельзя отказываться ради только кажущихся жизни и благополучия.

Мы не любим страдания, но они напоминают нам о том, ЧТО в этой жизни имеет настоящюю ценность, и заставляют нас радикально полагаться на Бога, очищая наше послушание Божьей воле. Страдания за веру вынуждают нас задуматься о том, а чем МЫ готовы пожервовать ради Христа, что Он для нас стоит? А обетование тем, кто остался верным в страданиях велико: «Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти». Иисус есть «Первый и Последний, Который был мертв, но все же жив»! Он победил смерть, смерть не имеет над Ним силы.

И те, кто принадлежат Ему, знают, что Он будет их встречать по ту сторону смерти и в конце воскресит их к новой жизни в новом мире. Первая смерть это гибель телесная, а вторая смерть – окончательная гибель души человека, навсегда лишающей человека возможности быть с Богом в вечности. Но тот, кто идет с Иисусом по жизни и пройдет с Ним первую смерть, может быть уверен – как Иисус был мертв, но воскрес, так и их Он воскресит к вечной жизни с Ним! Это вопрос нашей судьбы в вечности, дорогие мои.

Знаете, что поражает в этом послании — Иисус был уверен, что Церковь в Смирне останется Ему верна, но может ли Христос так же уверенно сказать это о нас с вами, о нашей Церкви?  Если Христос вернется сегодня, найдет ли Он веру в нашей Церкви?  Найдет ли Он нас верными, не поддавшимися искушениям и компромисам?  Господь с любовью пишет Церкви в Смирне, Он радуется о ней, не потому, что все прекрасно и у нее нет проблем, но потому что она торжествует над страданием и испытанием, она превыше обстоятельств.  Она знает — ничто не может отлучить ее от любви Христа, ни страдания, ни теснота, ни голод, ни нагота, ни опасность, ни меч, ничто не может отнять у нее «венец жизни», приготовленный Господом.

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»