Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Послание Церкви в Эфесе: святость без любви (Откровение 2:1-7)

Ефесянам 1:1-4; 4:1-3, 14-16; 5:1-2.

Сегодня мы начинаем путешествие по семи церквям из книги Откровение. В позапрошлое воскресенье я говорила, что книга Откровение была написана для христиан претерпевавших гонения и страдания за веру и нуждавшихся в ободрении, в напоминании о том, что их страдания не напрасны, их ждет славная вечность с Господом, если только они останутся верными и будут терпеливы.  Я говорила, что хотя послания и были написаны конкретным семи церквям, существовавшим в 1 веке, их предупреждения и обетования предназначены для всех христиан всех времен и народов: «имеющий уши да слышит, что Дух говорит церквям».

Одна из распространенных экскурсий в Турции сегодня – это посещение мест, где находились эти семь церквей из книги Откровение.  Самым первым мы прочитали послание Церкви в Ефесе (его остатки находятся в окрестности современного города Сельчук). Даже из оставшихся строений сегодня можно увидеть, что Ефес был огромным городом с размахом. Население Ефеса в первом веке достигало 200 тыс. человек. Можно увидеть большие здания, которые стоят с первого века и даже раньше (Библиотека Цельса), захватывающий дух амфитеатр на 20 тыс. мест. Можно получить представление о том, как выглядела жизнь древнего Ефеса. Кладбище гладиаторов говорит о том, как проводили свободное время горожане. Остатки Храма Артемиды — одного из семи чудес света говорят о размахе языческой религиозной жизни.

Много что можно увидеть там сегодня: улицы, магазины, дома, но вы не найдете ни в Ефесе, ни в его ближайших окрестностях  ни одну «действующую церковь», хотя в 1 веке Ефес был одним из крупнейших центров христианства. К началу 2 века христианские авторы приводили Ефесскую Церковь в пример христианской веры, жизни и свидетельства.  Апостол Павел писал к Церкви в Ефесе: «вот почему и я, узнав о вашей вере в Господа Иисуса и о любви ко всему святому народу Божьему, не перестаю благодарить за вас Бога» (Еф. 1:15-16). Несколько веков Ефесская церковь имела огромное влияние на общество. В 431 году там прошел один из Вселенских Соборов Церкви. Археологи даже нашли церковное здание где этот собор, возможно, проходил.  Но сегодня в той местности нет ни одной действующей церкви. И если есть христиане, то они находятся в подполье.

Если бы читателям этого послания в 1 веке сказали, что церковь просто исчезнет в этом регионе, они сочли бы это немыслимым! Так же как для нас представить великие христианские церкви в руинах, опустевшие и полное отсутствие даже занявших их место других христианских общин. Представьте запустение и руины Храма Христа Спасителя и других храмов и церквей в Москве и полное отсутствие христианских общин, занявших их место… Но именно о таком трагическом опустошении и исчезновении некогда сильного свидетельства христианской церкви предупреждает Откровение 2:5: «Если не покаешься, я сдвину твой светильник с места твоего…» Думаю, к этому предупреждению стоит прислушаться каждой церкви, чтобы спустя года не стать исчезнувшей из общества и потерявшей свое свидетельство о Христе общиной.

Что же могло стать причиной такого умирания церкви и ее свидетельства в обществе? Ефесская церковь существовала в обществе, строившемся на культе императора, в его честь были построены два храма. Ефес был так же центром поклонения языческим божествам. В книге Деяний мы читаем о храме Артемиды в Ефесе, когда после проповеди апостола Павла о Христе многие уверовали в Христа, перестали поклоняться Артемиде и покупать ее статуэтки. И Павла чуть не разорвали на части ремесленники, чье благополучие встало под угрозу из-за веры в Христа (Деян. 19:23-40). Из-за массового обращения к Христу страдал бизнес и личные интересы многих горожан, которые не верили в Христа, в городе начались волнения и на христиан обрушивались гонения. Среди этих гонений Ефесяне остались твердыми и Бог ободряет их, напоминая, что Христос с ними, Он держит Свои церкви в Своих руках.

Да, Господь, прежде всего, ободряет Церковь в Ефесе и послание начинается с похвалы. Господь радуется за них: они трудились усердно, среди этих нападок со стороны общества они были терпеливы, они преодолевали гонения и угрозы и проявили стойкость.  Он так же хвалит их за то, что они смогли провести четкую черту между теми, кто, действительно, следует за Христом и теми, кто нет (2:2). Они распознавали кто истинный христианин, а кто волк в овечьей шкуре и не следовали за этими людьми.  В истории христианства всегда было много лжеучений, которые искажали Божью истину и уводили людей с истинного пути. Ефесская церковь была мудра и не принимала все на веру. Чуть позже Господь еще раз хвалит Ефесскую церковь за то, что они «ненавидели дела Николаитов, которые ненавистны и Господу» (2:6). Никто до сих пор не знает точно, что это были за люди – николаиты. Но распространенным отступлением для христиан того времени было то, что некоторые христиане следовали языческим традициям, участвуя в трапезах и вкушая пищу принесенную в жертву языческим богам и следуя принятому среди язычников безнравственному образу поведения. Т.е. веруя в Христа, христиане при этом поступали так же, как и окружавшие из язычники. Господь хвалит церковь за то, что ефесские верующие не уподобляется миру в безнравственных поступках.  А насколько наша церковь на стороже в отношении людей, которые пытаются насаждать либо ложное учение, либо ложное поведение, которое не приемлемо для людей, посвятивших свою жизнь Христу? Все должно проверяться молитвенной жизнью, исполненным Духом изучением Писания. Ефесской церкви это удавалось, а нашей?

Но не все было хорошо в Ефесской церкви. Дело в том, что есть очень тонкий баланс в христианской жизни: община, которая может искренне отстаивать истину и чистоту евангелия может легко забыть о том, что в самом сердце этого евангелия коренится любовь.  Ефесяне очевидно попались в эту ловушку, потому что Господь говорит им: «Ты забыл свою первоначальную любовь» (4). Вряд ли здесь говорится о любви к Господу, ведь Ефесяне как раз крепко держались за Господа, чтобы жить в чистоте – Иисус их хвалит за это. Скорее речь здесь о явном недостатке любви к людям, который проявляется в конкретных поступках, ибо Господь призывает их: «покайся и делай то, что делал в начале». Любовь в христианском смысле это всегда то, что мы делаем, являя благодать, гостеприимство и оказывая практическую помощь нуждающимся, особенно бедным, больным и голодным братьям и сестрам по вере, но не только.  Я не раз говорила, что это всегда было отличительной чертой ранней церкви, такая любовь отражала любовь самого Бога и являлась лучшим свидетельством веры в Христа.

Ефесская церковь потеряла этот баланс. Из послания Ефесянам видно, что Павел  постоянно призывал церковь и следить за своей жизнью, чтобы жить в святости и чистоте, но при этом не терять любви: «чтобы мы жили перед Ним святыми и непорочными и жили в любви» (1:4) потому, что мы сами были в грехах, но были спасены благодатью (2:1-10). Но у христиан есть тенденция в своем стремлении к святости становиться нетерпимыми и даже ненавидящими к тем, кто живет не так свято или верит не так, как мы. Я специально перечитала послание Ефесянам и увидела, что Павел снова и снова призывает к этому балансу: «жить достойно призвания», но при этом делать это «скромно и кротко», «терпеливо с любовью перенося друг друга», «всеми силами сохраняя единство духа, скрепляя его узами любви» (4:1-3). Дальше Павел говорит им: распознавайте лжеучения, не будьте как малые дети, которые без разбора верят чему угодно. Но при этом сохраняйте единство в Теле Христовом, чтобы оно росло и созидалось, чем бы вы думали? — «любовью» (4:14-16). Очевидно Ефесская церковь так стремилась к правильности учения, что возможно стала вести себя как-то так:

Мультфильм «Еретик».

Но эта любовь касается не только братьев и сестер по вере. Господь предупреждает, что в нашем стремлении жить в святости мы не должны забывать, что Христос любит и призвал нас любить и тех, кто еще не познал Его и пока еще живет в грехе.  Павел говорил Ефесянам: «да, не ведите себя как язычники, не участвуйте в их делах, которые не угодны Богу, потому что делающие это отчуждены от Бога, а вы знаете Христа и были им научены и отказались от прежнего образа жизни, обновили свой ум и дух и облеклись в нового человека, созданного по образу Бога, в истинной праведности и святости» (4:17-23).  Да, старайтесь походить на Бога, ведь вы Его любимые дети. Но как это достигается? «Живите в любви – точно так, как Христос возлюбил вас (когда вы были еще грешниками) и отдал за нас свою жизнь, как жертвенное приношение Богу» (5:1-2). Он напоминает – угодное Богу обличение жизни других людей происходит не через ненависть и пренебрежение к тем, кто грешит, а «через неучастие в делах тьмы» и свидетельство «нашей жизни» (5:11).

Слишком часто свидетельство христиан о Боге утопает в их ненавистных высказываниях и отношении к тем, кто живет в грехе. Мне всегда стыдно за христиан, когда читаешь истории о том, как в своих попытках встать за правду, они начинают проявлять ненависть: пикеты христиан с плакатами «Бог ненавидит геев». Пикеты с плакатами: «Вы пойдете в ад», «Будьте прокляты» у клиник, куда женщины приходят делать аборты… Христиане думают, что через это они каким-то образом являются защитниками Божьей правды.

Где же этот священный баланс между стремлением к Божьей правде и явлением Его безусловной любви? Как оставаться христианином в мире, не впадая в одобрение и участие в заблуждениях и грехе и при этом не упуская любовь, без которой не может быть христианства? Часто отвечают так: «надо любить грешника и ненавидеть грех». Полезный совет, но нам так трудно отделить наше отношение к человеку от того, что он делает. И мы просто держимся подальше, охраняя свою «святость» и лишая людей возможности увидеть в нашей жизни Христа и обратиться к Нему.  Но на этой неделе мне попались слова Марка Лаури – христианского автора и юмориста, которые мне многое помогли понять: «Любите грешника и ненавидьте грех? А может лучше: любите грешника и ненавидьте свой собственный грех? У меня нет времени ненавидеть ваши грехи, вас слишком много.  Ненавидеть свой собственный грех это и так уже работа на полную ставку.  Как насчет: вы ненавидьте свой грех, я буду ненавидеть свой грех, и будем любить друг друга». (Марк Лаури)

И я подумала: да! Помнить Божью милость которой Он простил и продолжает ежедневно прощать мои грехи – в том числе и гордыню и самоуверенность и недостаток любви и раскаяться, и вести себя как дети любящего небесного Отца, являя милость в поступках и отношении даже к тем, кто пренебрегает Богом и Его Словом. Такая жизнь станет светом для живущих во тьме, направляя их к Богу, который может изменить их жизнь.

«Церковь, которая поздравляет с днем рождения проституток в 3:30 утра» — «я бы ходил в такую церковь».  Это любовь – не теплые чувства, а конкретные поступки помощи. И без этой любви церковь перестанет существовать как церковь, никогда не будет услышана ее проповедь о «Боге, который есть любовь» и «может изменить жизнь грешников».

В завершение скажу, перед нами сегодня два предупреждения: первое к тем, кто веря в Христа при этом довольствуется жизнью мирской, кто с радостью слушает те части проповедей пастора, которые несут утешение и весть о спасении, но в вопросах нравственности довольствуются тем, чему учит мир. Интересно то, что из семи церквей и городов, в которых они находились 2 города были совершенно стерты с лица земли (Сарды и Лаодикия) – к ним у Господа было больше всего претензий.  А 2 города, которые дольше всего устояли во время турецкого нашествия это Смирна и Филадельфия – единственные церкви к которым были только похвалы.  Думаете это совпадение? Вспомните историю в Ветхом Завете. Присутствие праведников в Содоме было единственным фактором, который мог остановить его уничтожение (Быт. 18:20-32). Судьба народа, сообщества, города может полностью зависеть от поведения христиан в этом обществе. Когда язычники обвинили, что Рим пал из-за обращения в христианство, Бл. Августин ответил: «нет, Рим пал потому, что грехи его были как огромная гора и христиане жили слишком мирской жизнью и потому не смогли отвратить Божий гнев».

Второе предупреждение тем из нас, кто так стремится к чистой жизни, что слыша притчу о фарисее и мытаре восклицает: «слава Богу, что я не такой как этот фарисей!» Господь предупреждает нас сегодня не от чужого греха, а от своего и грех гордыни, само-праведности и пренебрежительного отношения к другим в нашей жизни свидетельствует о том, что в нас нет жизни Божьей. Обетование Писания сегодня в том, что «победителю будет дано вкусить от древа жизни», т.е. обрести вечную жизнь самого Бога (2:7). Но речь не о победе, когда церковь «атакует», нападает на врагов или отвечает тем же, чем и мир, а о победе через следование за Иисусом, который одержал победу терпеливым страданием и любовью.  Некоторые из церквей будут страдать, некоторые погибнут, но все призваны нести верное, терпеливое, любящее свидетельство об Иисусе, побеждая силы зла силой любви. Истинная святость и правда это только та, которая при всем своем стремлении к святости не теряет любви к погибающим людям.  «Имеющий уши, да слышит, что Дух говорит Церквям».

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»