Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Послание семи церквям: послание предупреждения, послание надежды

Псалом 110; Откровение 1:1?-20.

При чтении книги Откровение большинству из нас кажется, что мы оказываемся в каком–то другом мире.  Книга Откровения не только не похожа на остальные книги Новога Завета, но является и наиболее трудной для понимания.  Многие предпочитают не читать ее, считая, что в ней загадок и ребусов столько же сколько и слов. Книга полна непонятными и странными видениями.

Однако книга Откровение слишком важна для нашей христианской жизни и мы вместе с вами будем обращаться к ней в последующие 8-9 воскресений. Почему?  Книга Откровение относится к Апокалиптической литературе, которая была очень распространена в Иудаизме и была основана на обещании, что Израильский народ – это народ избранный Богом и что из него произойдет Мессия и станет «как знамя для народов, и обратся к Нему народы» (Ис 11:10).  Господь обещал, что наступит день, когда народ будет по-настоящему служить Своему Богу (Иер 30:9) и что из Вифлеема произойдет тот, кто станет Владыкой всего мира «происхождение Котрого от начала, от дней вечных» и Он будет пасти народ Свой «в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и люди будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев» (Мих 5:2–4). Какие прекрасные обещания!

Однако вся история Израильского народа ставила под сомнение эти обещания.  После смерти Царя Соломона, будучи и так маленьким, Израильское царство разделилось на северное и южное, совершенно потеряв единство.  Вскоре северое царство и ее столица Самария вообще прекратило свое существование. А через 200 лет после этого Южное царство и его столица Иерусалим оказалось сначала в Вавилонском пленении, а потом под властью Персии, Греции и Римской Империи.  История Еврейского народа была чередой трагедий – Еврейский народ не мог быть спасен человеческой рукой.  Именно в такое время народу было бы легко поверить в то, что все обетования о которых говорили предки, это лишь обман для успокоения.  Появилось искушение усомниться в обещаниях Бога и решение жить лишь для того, чтобы выжить.  И менно в такое время писались Апокалиптические книги, целью которых было в трудное время напомнить Божьему народу о том, что все еще впереди, что Господь грядет, что Его обещания будут исполнены, что нужно лишь терпение и верность с их стороны.

Подобной цели служит и книга Откровение Иоанна богослова, который получил видение на острове Патмос. Туда власти отправили его в наказание за то, что он бесстрашно учил и проповедовал об Иисусе.  Они хотели остановить его, но ссылка, наоборот, дала ему время молиться и размышлять, и в последствии получить сногсшибательное видение Божьей силы и любви. Многие христиане были беспощадно гонимы в правление некоторых Римских Императоров.  В 1 веке император Домициан, например, совершенно целенаправленно уничтожал христиан, заставляя их поклоняться не Богу, а себе и своей жене.  И христиане и Иудеи отказывавшиеся это были казнены. Среди этих гонений и страданий христиане задавались вопросами: как быть? Что делать когда сталкиваешься с искушением оставить Христа, поступиться верностью Ему, чтобы освободиться от страданий? Среди голода и лишений многие христиане думали: “стоит ли умирать за эту веру? За этого распятого Иисуса? Может это все ерунда и Он никакой не Господь? Очевидно властью обладает именно Император. А где этот Иисус, чтобы мне рисковать за Него своей жизнью?” А книга Откровение своими образами и видениями отвечает на все эти сомнения: “нет, вы не ошиблись!” С самого начала книги, и в центре и до самого ее конца стоит прежде всего откровение об Иисусе Мессии. Все, что происходит в этом мире, все, что произойдет до самого конца, происходит через Иисуса и только через Него! Он был, есть и вновь  грядет!

В начале и в конце книги Откровение (1:8, 10; 21:6; 22:13) Иисус говорит о Себе: “Я — Альфа и Омега”. Альфа и Омега это первая и последняя буквы греческого алфавита. Он источник всего и все к Нему идет. Земные господа и цари могут претендовать на то, что они владеют миром, но есть только Один Бог, которому они все принадлежат. Он – свидетель, Он верный, Он Своей смертью и воскресением воцарился и является повелителем царей земли. Своей любовью к людям, Своей жертвой на кресте Он избавил их от греха. Но не просто спас их, а сделал их царственным священством Бога, призванным служить Ему уже здесь на земле.  И более того, говорит Иоанн, не сомневайтесь – этот Иисус вернется вскоре, чтобы довершить Свое дело, установить свое Царство и на земле, как на небе.  И потому он взывает к христианам: только не теряйте терпение и оставайтесь верными.  И для того, чтобы укрепить в вере и терпении Иоанна и гонимых христиан, Бог дает ему сногсшибательное, но при этом весьма странное видение Иисуса.

Есть в мире такой феномен как солнечное затмение – когда солнце заходит за луну и потом выходит с другой стороны.  Знаете, что смотреть на этот процесс очень опасно? Говорят, что если смотреть на затмение через бинокль или телескоп, этот яркий свет солнца может навсегда повредить зрение, вплоть до полной слепоты.  И поэтому в преддверии этого события, телевидение и газеты предупреждают о том, чтобы люди были осторожны и смотрели на затмение только через специальные темные очки.  Сила солнечного сияния невыносима для человеческого глаза. Меня всегда поражало, что на солнце не возможно смотреть даже когда его прикрывают полупрозрачные облака. 1-2 секудны и ты от боли отводишь глаза.  Жившему в солнечном климате Средиземноморья Иоанну было это очень понятно. И потому Бог дает ему видение Иисуса в этом знакомом образе ярко сияющего солнца, которое не выдержать человеческим глазам. Что же он пытается этим сказать?

Многие люди представляют Иисуса некой далекой личностью жившей в Иудее в 1 веке. Для других современных христиан Иисус – Тот, с кем можно иметь близкие дружеские отношения любви. Иоанн согласился бы со вторым (ведь сам Иисус сказал: “Я не назвал вас рабами, а назвал вас друзьями”), но это откровение данное Иоанну все же предупреждает нас не относиться к Иисусу как к некой нежной личности, общение с которой просто дает нам приятную радость и покой внутри! Ведь Тот, кто назвал себя нашим другом не перестает при этом быть Царем всей земли, Господом святым и превознесенным. Иоанн осознал все величие воскресшего Христа через образ, который кажется странным сном и который нам трудно представить. Но давайте попытаемся!

Сначала Иоанн слышит голос, звучащий как труба (10) и поворачивается посмотреть на этот Голос и видит словно Человека в длинном одеянии и опоясанного золотым поясом по груди – эта одежда говорит о священническом и царском статусе того, кото увидел Иоанн.  Белоснежные волосы напоминают об описании в Ветхом Завете самого Бога. Взгляд как пылающий огонь, проникает в самые глубины человеческого сердца.  Т.е. тот кого увидел Иоанн был хоть и Человек, но Божественного происхождения, Царь и Священник. Это был несомненно воскресший Иисус в сиянии славы.  И тогда Голос зазвучал как шум водопада. Интересно сказано – Иоанн обернулся, чтобы посмотреть на Голос. И, действительно, Иисус и есть Голос, Он — Слово Отца, Бог говорит и продолжает говорить к людям через Него.   Иоанн видит, как слова, которые говорит Иисус, превращаются в острый с двух сторон меч, который как бы исходит из Его уст (1:16). Вспоминаются сразу слова из послания Евреям 4:12-13: “Ведь Слово Бога живет и действует. Оно острее любого обоюдоострого меча и проникает вплодь до места, где встречаются душа и дух, до связок и мозга костей – Слово Бога судит желания и помыслы сердец. Ничто во всем творении не может быть скрыто от Бога, все предстает нагим и без прикрас перед глазами Того, кому мы должны дать отчет”.  Этот образ меча является символом Суда Божьего и возвращает нас к словам в начале этой главы: “Счастлив тот, кто читает, и те, что слушаюют слова этого пророчества и исполняют написанное в нем. Ведь время уже близко” (1:3).  И увидеть Иисуса таким как Он есть, во всей Его святости и славе, услышать Его Слово, которое судит самые сокровенные помышления человека побудит нас не прижаться к нему, а пасть у Его ног замертво. Именно это и произошло с Иоанном – казалось бы человеком праведным, верным служителем Господа, который за свою веру даже был в ссылке. Чего ему было бояться? Но даже самый праведный человек не способен выдержать сияние этой славы Божией, как человеческий глаз не способен смотреть на палящее солнце.  И тогда Господь коснулся Иоанна со словами: “Не бойся! Я – Первый и Последний. Я жив. Смерть не смогла меня удержатъ и потому в моих руках власть избавлять от смерти и власти греха” (1:18).

Вы знаете, похожий образ Сына Человеческого мы находим в книге пророка Даниила. И там Он явился именно тогда, когда страдание народа его стало невыносимым. И здесь Господь является Иоанну среди гонений, страданий, которые претерпевали последователи Христа. В этом видении Сын Человеческий стоит среди семи светильников, которые являются образом всех церквей Христовы, во все времена и во всех народах. Иисус стоит среди них и ангелы Его, служители Его оберегают церкви, и Он держит их в Своей руке. Господь повелел Иоанну записать все что он видел и послать 7 церквам в Асии: в Ефес, в Смирну, в Пергам, в Тиатиру, в Сардис, в Филадельфию и в Лаодикию, но предназначены они для всей Вселенской Церкви: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (2:7).  А Дух говорит церквам о Божьем замысле для церквей и для всех людей в церкви.  В свое время Отец Александр Мень писал, что эти «драгоценные строки обращены не только ко всем церквам, но и ко всем душам  человечским», т.е. к каждому из нас.  Тем, кто раньше жил в тюрьме тьмы и греха больше не надо бояться, потому что пришел Тот, кто может вывести нас на свободу. Понять все это требудет веры, а жить согласно этому требует смелости.  И именно для того, чтобы дать эту веру и эту смелость среди гонений и трудностей и написана книга Откровение.

Но книга Откровение это не только обетование того, что воскресший Христос с нами, но и предупреждение о необходимости послушания Его воле, чтобы не поддаться на искушение пойти на компромис с истиной, в попытках смягчить гонения и отношение со стороны людей, сохранить какие-то удобства в своей жизни будучи как все. Надеюсь вы обратили внимание, но в этом видении образ церквей играют светильники, напоминая о самом прекрасном предназначении христианина быть светом.  Иисус говорил: «вы – свет миру», а Павел, что «среди строптивого и развращенного мира, христиане должны сиять, как светила в мире». Однако христиане сами не являются не светом, они — светильники, которые несут свет в мир.  Источник света в этом мире Иисус Христос, а церкви – сосуды в которых этот свет сияет.  Это предназначение церкви в этом мире.  Но выполняет ли это предназначение церковь?  Не всегда. Но осознает ли это церковь?  Что мешает ей?  Именно чтобы ответить на эти вопросы и посылает Господь послания церквам – чтобы предупредить их, если они находятся на опасном пути, чтобы указать им на их слабые места, чтобы дать им шанс обратиться и исправить свою жизнь.

И завершая сегодня размышление над этими словами я хочу призвать вас постараться представить себя на месте Иоанна, подержать этот величественный образ Иоанна, рассмотреть все детали: позвольте Христовым глазам горящим огнем заглянуть в самую глубину вашей души, исследовать, что там и очистить вас, очистить от всего того, что не может устоять перед Его святостью, все то, что не есть истина, все то, что не есть праведность, все то, что не есть любовь… Услышьте его голос громогласного водопада, который говорит вам свои слова, которые слышны по всей земле… Что Он желает сказать вам? И представьте как Он протягивает свою руку и касается вас… Наша естественная реакция – страх. Но Иисус как обычно говорит: “не бойся, я могу избавить тебя от смерти и ада, только слушай Меня, только Меня, не сильных мира сего, не тех, кто имеет деньги, не тех, кто сам идет в погибель, слушай Меня”.

Сегодня этот Иисус Господь, сильный, святый, но при этом заботливый и любящий, Иисус через которого мы видим Небесного Отца, Бога Творца, Иисус, который говорил и продолжает говорить слова, которые объясняют то, что происходит в нашем мире и в нашей жизни и предупреждают о том, что будет – Он здесь и дает нам возможность склонить перед Ним Свои жизни в покаянии, последовать за Ним силой Его Святого Духа и когда Он вернется вновь не оказаться среди тех, которые зарыдают в осознании того, что упустили возможность обрести спасение и при жизни не признали Того, кто есть Альфа и Омега, Начало и Конец, Царь царей и Господь господствующих.

Боже, Отец наш небесный, в жизни, смерти и воскресении Христа Ты дал нам исцеление от греха.  В Нём Ты открыл путь к прощению всех наших прошлых грехов, и дал нам силы и власть жить в чистоте и истине.

 

Помоги нам отложить всё плохое.

Закрой уста плохому слову;

Предотврати злое дело;

Разрушь губительную привычку;

Изгони злые мысли;

Избавь от плохих желаний и злых амбиций;

и сделай нашу жизнь светилом в этом тёмном мире.

 

Помоги нам жить в чистоте.

Сделай чистыми все наши слова,

Чтобы Ты мог их слушать;

Сделай чистыми все наши дела,

Чтобы Ты мог на них смотреть;

Сделай чистыми все наши помышления и желания,

Чтобы они могли пройти Твоё испытание.

И даруй нам, чтобы мы, будучи чисты сердцем,

Могли узреть Тебя.

 

Помоги нам жить в истине. Даруй

Чтобы мы никогда не говорили и не поступали лживо;

Чтобы мы никогда не обманывались ошибочными верованиями;

Чтобы мы никогда не избегали истины,

даже тогда, когда не желаем ее видеть.

 

Даруй нам во всякое время

Искать и находить;

Познавать и любить истину;

Слушаться ее и жить по ней.

 

Просим об этом ради Того, Кто есть Путь и Истина и Жизнь, во имя Иисуса Христа нашего Господа. Аминь.

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»