Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Все начинается с пустого гроба (Пасха 2013 г.)

Всё начинается с пустого гроба. Добрые и заботливые женщины встали рано утром и пошли, чтобы снова попрощаться со своим любимым учителем и оказать ему последнюю услугу, последнее выражение любви, преданности, привязанности.

Их звали Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия. И их сердца были разбиты. За последние два дня они пережили кошмар. Только те, кто пережил внезапную и не объяснимую смерть любимого человека, может как-то себе представить ту душераздирающую боль, тот ком в горле, те горькие мысли о том, что все теперь бессмысленно. Иисуса больше нет, и все теперь бессмысленно.

А жить как-то надо. И оплакивать его надо. И вообще просто надо завершить приготовление его тела для погребения и последний раз увидеть Его лицо. Но проблема, конечно, как туда попасть? Римские солдаты стоят там, охраняя гробницу. Может женщины смогут попросить их просто отвалить камень, хотя римские воины не славились своим добродушием. Но может, увидев их заботливость и решительность, они смилостивятся к ним и позволят им совершить это последнее печальное дело любви.

Однако тишина раннего утра была разрушена раскатом землетрясения. Матфей нам так говорит: «И вот, произошло великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Стражники настолько испугались его, что задрожали и стали, как мертвые. Ангел сказал женщинам: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и отправился прежде вас в Галилею, там Его увидите. Вот, я сказал вам.»

Женщины ушли от гробницы испуганные, но в то же время очень обрадованные. Испуганные, потому что только что пережили землетрясение и встречу с божественным существом. Испуганные, потому что увидели пустой гроб и не знают, что будет дальше. Испуганные, потому что опять их мир перевернулся. Но они также обрадованные. Обрадованные, потому что услышали, что Иисус жив. Они пришли к гробнице, чтобы окончательно прощаться с Ним, готовить его тело к погребению и вместе с ним также похоронить и свои надежды. Но в это мрачное утро свет начинает сиять ярче и ярче. Они пока не понимают, что являются свидетелями самого грандиозного события в истории человека. Но где-то глубоко внутри себя они снова чувствуют надежду. Они снова чувствуют себя живыми. Медленно что-то внутри их начинает осознавать, что они надеялись на Иисуса ненапрасно.

И вот, внезапно, сам Иисус встретил их по дороге со словами: «Приветствую вас!» Сколько раз они уже услышали эти слова за все время их хождения за Иисусом. Слова простые и знакомые. Но при тех обстоятельствах, они были самые прекрасные слова. И сразу, их страх превращается в поклонение. Они подошли, обняли Его ноги и поклонились Ему. Присутствие воскресшего Иисуса превращает страх в поклонение — так же, как и для нас сегодня. Воскресший Иисус здесь, среди нас, чтобы оживить нашу надежду и чтобы заменить страх и волнение в нашей жизни искренним поклонением Ему.

Потом Иисус сказал им: «Не бойтесь. Идите и скажите Моим братьям, чтобы они шли в Галилею. Там они Меня и увидят». Иисус подтверждает и повторяет задание, данное женщинам ангелом. Они должны рассказать ученикам, что Он жив и что им надо идти в Галилею. Потому что ничего не закончилось. А наоборот, всё только начинается.

С одной стороны, все началось задолго до этого момента. Все началось с самого творения мира, потому что сам мир был создан для Мессии. Павел пишет: «Он — видимый образ невидимого Бога, и Он превыше всего творения. Через Него было сотворено все на небе и на земле, все видимое и невидимое: будь то престолы, господства, начальства или власти – все было сотворено через Него и для Него. Еще до того, как все было сотворено, Он уже существовал, и все творение держится благодаря Ему. Он — глава тела, то есть Церкви, Он начало всего, первый среди воскресших из мертвых, чтобы во всем иметь первенство. Богу было угодно, чтобы в Христе обитала вся полнота, и чтобы через Него примирить с Собою всё, заключив благодаря Его крови, пролитой на кресте, мир со всем, что на небесах и на земле». (Колоссянам 1:15-20)

С одной стороны, история Божьего освобождения начинается задолго до воскресения Христа, и вообще вся Библия является историей Божьего замысла. Библия — это большой пазл, большая складная картина, в которой жизнь, смерть и воскресение Христа являются центральной частью. Но так же, как в пазле, трудно понять и правильно оценить центральную часть без всего остального. У нас нет времени сегодня смотреть на все остальное, но есть время посмотреть на некоторые детали и через них глубже понять значение пустого гроба.

Одна из главных тем Ветхого Завета — тема завоевания обетованной земли. Для тех, кто не особо знаком с библейской историей, я вкратце расскажу вам в чем суть. В Своём желании освободить творение от греха, Бог выбирает для себя сотрудника. Его зовут Авраам. Избирая Авраама, Бог просит его оставить все и перемещаться в другую землю, в землю, которую Бог обещает отдать Его потомству. Но есть одна проблема: потомства нет. Авраам старый и бездетный. Но Бог чудесный образом решает эту проблему и дает Аврааму сына, Исаака. У Исаака тоже долгое время не было детей, но потом родились двойняшки Исав и Иаков, чье имя потом будет Израиль.

А у Иакова не было проблем с детьми. У него их было целых 12. В какой-то момент наступает голод в земле, где они все жили, и они вынуждены переселиться в Египет. В Египте было всё хорошо, прошло много лет, и эта семья выросла и стала нацией — народом Израиля. Но их большое число испугало Египтян, которые решили поработить и уничтожить их. Тогда Господь дал детям Израиля вождя-освободителя. Его звали Моисей. Через Моисея Бог вывел народ из рабства и хотел их вести в землю, которая была обещана Аврааму. Но израильтяне были испуганы. В той земле жили сильные народы, и они думали, что не справятся. Поэтому они жили в пустыне сорок лет, пока всё это испуганное и маловерное поколение не умерло и не появился другой вождь. Его звали Иисус, сын Навина.

Божьей силой Иисус вел народа Израиля в завоевание обетованной земли, изгнав жестокие, идолопоклоннические нации, заслужившие Божье наказание. Они завоевали землю, не потому что были сильными и хорошо подготовленными. Это Бог все для них сделал. И через эти победы Бог осуществил свое обетование. Бог доказал свою верность, что Он сильнее всех богов, что Он теперь готов осуществлять свою мечту — обитать со своим святым народом. Что значит «обитать со своим святым народом»? Это значит, что Бог формировал израильский народ и дал им землю, чтобы они смогли поклоняться только Ему, служить только Ему, принадлежать только Ему. Это и есть суть святости — полная принадлежность Богу. Бог им сказал: «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов. Вся земля моя, но вы будете у Меня царством священников и народом святым». Бог не давал Израилю землю, чтобы формировать некое государство. Богу не нужно было государство. Вся земля Его. Но Бог хотел показать, что такое святость на земле — народ любящий Бога всем сердцем, народ служащий Богу всем сердцем. Народ, чей царь только Бог.

Израиль должен был быть Божьим святым Царством. Для этого им была дана земля. Бог жил среди них. Сначала в скинии, потом в Храме. Но Бог не смог завоевать сердца народа Израиля. Они не были особо заинтересованы, чтобы быть «особым народом». Они хотели быть, как другие народы (1 Царств 8:20), и в результате они поклонялись другим богам и стали такими же идолопоклонниками, как и нации, которые они изгнали. И в свою очередь, они сами были изгнаны из своей земли.

Но эта «мания» государственности осталась, и она проблематична. На прошлой неделе пастор Татьяна нам хорошо объяснила, что в принципе это была причина, по которой Израиль не мог узнать Иисуса как Божьего Мессию. Они ожидали нового вождя, человека, который заново, Божьей силой, завоевывает эту обетованную землю. Они ожидали человека, который вернет Израилю их государственность, потому что думали, что Божий народ может исполнять свою функцию, только если они будут сильным государством.

Но Иисус пришел чтобы установить и провозгласить царство Бога, а не государственность Израиля. Иисус пришел, чтобы осуществить Божью мечту — обитание Святого Бога среди святого народа. На этот раз все будет по-другому. Бог не изгонит римлян, чтобы дать Израилю землю. Потому, что суть не в земле.

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. Все будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.

Бог будет завоевывать не землю, а сердца людей. А как? Силой? Пиротехническими чудесами? Нет. Жизнью своей. Смертью своей. Воскресением своим.

Жизнью своей Иисус показал, что такое святость, полная принадлежность Богу. Сердце Иисуса полностью принадлежало Богу Отцу. Его одного Иисус любил, Ему он одному молился, Его лишь волю он исполнил. Его любовь к Богу также отражалась на то, как Он любил других. Он любил учеников, даже если они его предали. Он любил народ Израиля, даже если они кричали: «Распни Его!». Он любил и любит нас настолько, что Он умер за нас.

Смертью своей Иисус показал, что святость не просто надо хранить для себя, а наоборот, ее надо открыть другим. Смерть Иисуса, как семя. Когда семя умирает, оно приносит много плода, оно умножается. Иисус не думал, что Его особенное отношение к Богу надо было скрывать или хранить от всех вокруг. Наоборот. И умирая, Иисус умножает свою жизнь и открывает всем возможность иметь для себя это же особое отношение с Богом. Каждый из нас может быть маленьким Иисусом. Мы можем захватить его семя, его жизнь и так же жить исключительно для Бога Отца.

Но Его жизнь и Его смерть были бы пустыми без Его воскресения. Воскресением Иисус показал, что святость не боится греха. Святость побеждает грех. Писание говорит, что грех — непослушание, отдаленность от Бога. И что самое сильное орудие греха — смерть. Т.е. отдаленность от Бога в конце концов ведет к смерти — и физической, и духовной. Но Иисус не был непослушным Богу. Он был послушным. Он был без греха, и потому смерть против Него бессильна. Смерть перед святостью бессильна. Поэтому верующие в Иисуса, те, в ком живет семя, жизнь Иисуса, те, в ком живет святость Иисуса, могут быть уверены, что смерть против них бессильна. И что придет день, когда и они, как сам Иисус, воскреснут и будут жить вечно.

Павел пишет: «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех людей. Но Христос воскрес из мертвых, первый среди тех, кто умер. Ибо, как смерть пришла в этот мир через одного человека, [так] и через одного человека пришло и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: вначале Христос, а потом, когда Он вернется, будем воскрешены и мы, принадлежащие Ему».

Своей жизнью, своей смертью и своим воскресением Иисус завоевывает не обетованную землю и не основывает государство. Иисус завоевывает сердца людей — не просто Израильского происхождения, а всех людей, меня и тебя — и ознаменует начало Царство Бога. Это царство не политическое, потому что политика не меняет сердца людей. Это царство любви, саможертвенности, святости, потому что именно в них нуждается человек, и против них смерть бессильна.

Своей жизнью, своей смертью и своим воскресением Иисус ознаменует начало Божьего Царства, начало осуществления Божьей мечты — обитание святого Бога среди святого народа. Благодаря жизни, смерти и воскресению Христа, святой Бог может жить в нас, через Иисуса Христа. Святой Дух Христа в нас освящает нас, делает нас святыми, полностью принадлежащими Ему, чтобы Он, святой Бог, мог жить среди нас, в святом народе.

Конечно, мы сейчас видим осуществление Божьей мечты только частично. Но придет день, когда мы увидим полный блеск Божьего присутствия.

«Потом я увидел новое небо и новую землю. Первого неба и первой земли уже не было, моря тоже больше не было. Я увидел святой город – новый Иерусалим. Он спускался с небес от Бога, приготовленный как невеста, украшенная для своего мужа. И я услышал громкий голос, прозвучавший от трона: Это жилище Бога с людьми. Здесь Он будет жить с ними, и они будут Его народом, и Сам Бог будет с ними и будет им Богом. Он отрет с их глаз каждую слезу. Больше не будет ни смерти, ни скорби, ни вопля, ни боли, потому что прежнее ушло.»

Это — великое будущее, которое ожидает всех тех, в ком жизнь Иисуса. Это — наше с вами будущее. И все начинается с пустого гроба. Пустой гроб — начало нового творения, начало новой жизни, начало возможности святости для меня и для тебя. Пустой гроб — конец власти смерти и начало осуществления Божьей мечты — обитание Его святого присутствия в нашей освященной жизни. Все начинается с пустого гроба. Бог победил смерть ради нас, чтобы жить с нами.

И мы сегодня празднуем Его победу. Радостью, песнями. Но также трапезой. Писание говорит, что в новом творении мы приглашены на брачную вечерю Агнца, символ вечного союза между Богом и Его народом. Участвуя сегодня в вечере Господне, мы предвкушаем блеск нашей вечной жизни с Богом, и подтверждаем наше желание быть святим народом, среди которого обитает святой Бог.

Пустой гроб — Его победа. Его победа — Божья мечта. Его победа — наша жизнь с Богом, навеки. Аминь.

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»