Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Христианская жизнь 12: Жизнь в вечности

Более двух месяцев мы говорили с вами о мечте Иисуса для этого мира, ради воплощения которой Он пришел, жил, умер и воскрес. Мы говорили о том, что значит следовать за Христом и что значит христианская жизнь здесь и сейчас: жизнь справедливости, любви, мира, мудрости и нравственной чистоты. Однако, согласно Иисусу, христианская жизнь простирается далеко за пределы «здесь и сейчас». Сегодня мы провозглашали вместе Апостольский символ веры, основу верования каждого христианина. Однако, согласно социологическим опросам, многие «христиане» провозглашая его весь, на самом деле, не верят в слова: «верую в воскресение тела и жизнь вечную». Согласно нескольким опросам россиян, из 73% верящих в Бога, лишь 46% верят в существование рая, и еще меньше в существование ада. Верят в воскресение после смерти только 26% православных христиан, а отвергают его 54%! Похожая ситуация и среди верующих в США, где в ад верит еще меньше людей, чем в рай. И проблема, я думаю, заключается в том, что у многих людей представление рая и ада сформировано либо карикатурными образами в советском журнале «Крокодил»: где рай это бесконечный коммунизм, а ад – раскаленная сковородка, на которой мучаются в кипящем масле грешники, либо образами из «Божественной Комедии» Данте, нежели чем Библией.

http://vimeo.com/33871642

Но как христиане мы верим в жизнь вечную, потому что о ней говорил Иисус. Мы верим в небеса, потому что в них верил Иисус. Мы верим, что Бог приготовил для Своих детей вечную жизнь в Его присутствии, жизнь, в которой не будет ни зла, ни слез, ни болезни, ни смерти, и все будет по справедливости, любви и в мире. Но мы так же верим в ад, потому что в это верил и об этом говорил Христос. Иисус говорил: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6:47).  Не задумываться о вечности более чем глупо. Христианин должен учиться жить здесь и сейчас в свете вечности. Ведь Писание также ясно говорит, что не всех ожидает одинаковая «вечность»: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем” (Ин 3:36).  Во что же верил Иисус в отношении того, что ждет нас после смерти, в отношении ада и рая? Давайте послушаем:

Входите через узкие ворота, потому что широки ворота погибели и просторна дорога, туда ведущая. И тех, кто идет по ней, много. Как тесны ворота жизни, узка туда дорога! И мало тех, кто находит ее. (Мф. 7:13-14)

Всякое дерево, не приносящее хороших плодов, срубают и бросают в огонь. (Мф. 7:19)

Того, кто открыто признает Меня перед людьми, признаю и Я перед Моим Небесным Отцом. А кто откажется от Меня перед людьми, от того и Я откажусь перед Моим Небесным Отцом. (Мф. 10:32-33)

Если рука твоя или нога тебя вводит в грех, отруби ее и отбрось! Лучше тебе войти в Жизнь одноруким или хромым, чем с обеими руками и обеими ногами быть брошенным в вечный огонь. Если твой глаз тебя вводит в грех, вырви его и отбрось! Лучше тебе одноглазым войти в Жизнь, чем с обоими глазами быть брошенным в адский огонь. (Мф. 18:8-9)

А потом Он скажет тем, кто по левую руку: “Прочь от Меня, проклятые! Ступайте в вечный огонь, предназначенный дьяволу и его ангелам!” (Мф. 25:41)

Иисус очевидно верил в жизнь после смерти, но так же и в то, что можно назвать «смертью после смерти». Иисус говорил, что после того, как мы умрем, мы все предстанем перед нашим Создателем, чтобы дать ответ за то, вошли ли мы узкими вратами, принесли ли добрый плод, исповедовали ли Иисуса публично, прожили ли добрую жизнь, относясь к другим с милосердием. Иисус говорил, что Создатель определит одним место «жизни», а другим место «смерти». Человеческая жизнь такова, что мы рождаемся, живем, умираем и воскрешены, чтобы предстать на суд. Но нам не нравится говорить об этом и поэтому больше людей решают верить в рай, чем в ад, не любят думать о «плохом». Но закрывать глаза на реальность глупо, как бы неприятно нам не было думать о ней.

Мы много говорили с вами о справедливости. Но вера в справедливость требует некоей веры в возмездие, не так ли?  В Библии очень много говорится о том, что настанет День Господень, в который Бог установит окончательную Справедливость.  Ни для кого не секрет, что мир, в котором мы живем несправедлив и полон неправды, зла и ненависти. И все наши мечты о мире справедливости, любви и правде строятся на надежде на то, что настанет день, когда Бог все исправит и поставит на свои места, когда «Его воля будет и на земле как на небе».

Типично, любые разговоры о жизни после смерти и Царствии Божием вызывают вопрос о том, кто обретет эту жизнь и кто войдет в это Царство, а кто нет. Часто мы отвечаем на этот вопрос стереотипами. Один профессор Нового Завета (Дейл Аллисон) написал: «Я не знаю, что стало с Матерью Терезой, когда она умерла, или что стало с Иосифом Сталиным. Но сомневаюсь, что их ждало одно и тоже».  Такое суждение, однако, не поможет нам найти для себя правильные ответы, потому что ставит на место судьи. А нам очень важно начать с другого и понять:

Бог – Судия всего и всех, а не мы! Суд Божий будет блестяще справедливым и пропитанным Божьей милостью и благодатью. Мы уповаем на последний день, окутанный благодатью, которая уничтожит всякий грех и несправедливость.

Когда Иисус говорил о вечной смерти, Он использовал слово «геенна», которое на русский язык переводится «ад». Геенна это, на самом деле, имя собственное – название долины на юг от Иерусалима, где сваливали и сжигали мусор, а в ветхозаветные времена это также было местом жертвоприношения детей и поклонения Ваалу, которые запрещал Господь.  И Геенна – стало символом места, где совершались страшные грехи, а пророки называли его местом Божьего суда, смерти и ненасытимого огня и червей, которые пожрут все, что останется после огня.  И вот это место – Геенна или «ад» стало в Писании символом, метафорой Божьего последнего суда.

Поскольку «Геенна» это символ, нам стоит избегать буквального понимания того, что ад это буквально место огня и тьмы и помнить – что «ад» это, прежде всего, образ Божьего Суда, слово, которое используется для описания «вечной смерти»; это образ, который Иисус использует для того, чтобы пробудить людей к Божьему призыву покаяться, оставить грех и обратиться к Богу. Откровение 20:11-15: «И я увидел огромный белый престол и Сидящего на нем. От лица Его земля и небо обратились в бегство, и уже не найти их! Я увидел мертвых, великих и малых, стоявших у престола. Открыли книги, затем была открыта еще одна книга. Это книга жизни. И судили мертвых по их делам, согласно записям в книгах. Море отдало мертвецов, что были в нем, а смерть и ад отдали мертвецов, что были у них, и каждого судили по его делам. Затем смерть и ад были брошены в огненное озеро. Это и есть вторая смерть — огненное озеро. Кого не нашли записанным в книге жизни, того бросили в огненное озеро».

Писание говорит образами, но не объясняет ясно, что из себя будет представлять ад: вечное ли мучение, в котором человек осознает все или же некое бессознательное небытие, в которое человек погрузится навсегда. Мы не знаем и спекулировать об этом не стоит. Ясно одно – Иисус говорил о том, что для того как мы решаем жить здесь и сейчас есть последствия – либо вечная жизнь, которую Он обещал, либо вечная смерть, о которой Он предупреждал. Он говорил об этом, чтобы пробудить людей к необходимости следовать за Ним и понять: то, как мы живем сейчас и что мы выбираем сейчас имеет значение для того, что мы будем иметь в вечности.

И когда мы смотрим на то, во что верил Иисус, мы видим насколько наши утрированные понятия «рая» и «ада» примитивны. Большинство людей верят, что когда умрут попадут на небеса. Но часто наше понимание сводится к тому, что мы будем парить в небе как ангелы, играть на арфах или обладать какими-то совершенными способностями. Но согласно Новому Завету, это вечное жилище для последователей Иисуса описано не как какие-то «небеса» с картинки, а как «новое небо и новая земля». Жизнь после смерти это не бегство от земной жизни, а совершенное преображение этой жизни в то, какой она должна была быть изначально. И согласно Писанию, вечную жизнь уместнее представить как совершенную земную жизнь, в которой есть теннисные корты, парки, дома, друзья, концерты, писатели, которые пишут прекрасные книги, каких мы еще не читывали и бизнесмены, ведущие кристально честный, прекрасный бизнес – это мир, в котором все делается правильно, справедливо, в котором царит мир и мудрость и любовь, потому что в нем живут люди совершенно посвященные Богу и другим людям.

Послушайте Откровение 21:1-8, 10-11, 22-27:

И я увидел новое небо и новую землю. Ведь первое небо и первая земля ушли навсегда, и моря больше нет. Я увидел Святой Город — новый Иерусалим, он спускался с неба, от Бога, убранный, как невеста, поджидающая мужа. Я услышал громкий голос, говоривший с престола: — Вот жилище Бога, Он будет жить вместе с людьми! Они будут Его народом, и сам Бог будет с ними и будет им Богом. И Он отрет с их глаз каждую слезинку. Смерти больше не будет, и не будет больше ни скорби, ни вопля, ни боли, потому что все прежнее ушло навсегда. Сидящий на престоле сказал: — Смотри, Я творю все новое! И говорит: — Запиши, потому что слова эти верны и истинны.

Он сказал мне: — Свершилось! Я — Альфа и Омега, Начало и Конец. Тому, кто жаждет, Я даром дам напиться воды из источника жизни. Победитель получит от Меня все это в наследие, Я буду ему Богом, а он будет Мне сыном. А трусам, предателям, подлецам, убийцам, развратникам, колдунам, идолопоклонникам и всем лжецам — им место в озере, что пылает огнем и серой, а это вторая смерть.

И он привел меня, охваченного Духом, на огромную высокую гору и показал мне Святой Город — Иерусалим, который спускался с неба от Бога.

Я не увидел в городе храма, ведь храм его — это сам Господь Бог Вседержитель и Ягненок.  Город не нуждается для освещения ни в солнце, ни в луне, потому что его осветила Слава Божья и Ягненок — светильник его. Народы будут ходить в его свете, и цари земли понесут в него свои сокровища. Ворота его будут открыты весь день и не будут запираться, ведь ночи там не будет. И принесут в него блеск и богатство народов. Никогда не войдет в него ничто оскверненное, не войдет в него творящий мерзость и обман. Войдут только те, кто вписан в книгу жизни Ягненка.

Новый Иерусалим – на земле как на небе – это справедливость и мир, любовь и мудрость, это вечная жизнь, которая состоит из тех, кто любит Бога и людей каждой клеточкой своего существа, и вечно познает Божью жизнь, которую Бог желает нам даровать.  Божий замысел всегда был в том, чтобы искоренить все зло, всякий его след из этого мира, чтобы преобразить его в новое небо и новую землю. Именно поэтому в этом новом мире по определению не может быть никакого зла или греха: «Никогда не войдет в него ничто оскверненное, не войдет в него творящий мерзость и обман». И слова, что «Войдут только те, кто вписан в книгу жизни Ягненка» напоминают о том, что никто из нас не заслуживает вход в эту вечную жизнь какими-то своими усилиями или попадает туда на авось. Иисус говорил: «не вы избрали Меня, а Я избрал вас». Бог нашел нас и принял нас. И когда Бог избирает, Он искупляет. Когда Бог избирает и искупляет, Он так же меняет нашу жизнь, наши мысли, волю и поступки, так что мы начинаем уже сейчас жить (пусть и не совершенно) жизнью вечной.

«Я творю все новое. Я есть Альфа и Омега, начало и Конец», говорит Иисус.  И только в свете того, кто есть Бог — Всевышний Создатель, источник и цель всего, мы можем найти то утешение, которого всю жизнь ищет наше сердце, услышать обещание данное тем, кто пойдет за Христом до конца. И только тогда со всей серьезностью мы можем услышать предупреждение, что в будущем, которое несет Бог, не будет места тем, кто боится постоять за правду Божию, тем, кто неверен, нечист, распутен, идолопоклонник – всем тем, кто недоволен, или даже ненавидит Божий мир и то, к чему Он призывает; не будет места тем, кто решает жить во лжи, поступать так, чтобы мир становился таким, каким они предпочитают его видеть.

Человеческий грех повинен в том, что путь к первоначальному замыслу Божьему проходит длинной, петляющей, часто залитой слезами и кровью дорогой, прежде всего слезами и кровью самого Бога, чей Сын стал искупительным Агнцем за наш грех, дабы верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.  Но Иисус предупреждает: это новое творение закрыто для тех, кто выбирает грех и апостол Павел предупреждает о том же: «Но в этом вы можете быть уверены: ни один развратник, похабник, хапуга не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5). А в 1 Кор. 6:9-10 продолжает: «Неужели вы не знаете, что люди порочные не получат наследия в Царстве Бога? Не обманывайте себя! Развратники, идолопоклонники, неверные мужья и жены, извращенцы, гомосексуалисты, воры, стяжатели, пьяницы, клеветники, мошенники — никому из них не получить наследия в Царстве Бога! А такие среди вас были! Но вы омыты, вы освящены, вы оправданы именем Господа Иисуса Христа и Духом Бога нашего!»

Люди, продолжающие жить во грехе, так и не принявшие прощение и новую жизнь, не допустимы на новую землю и новое небо по тем же причинам, по которым в концертный зал консерватории не допускается человек с включенным радиоприемником или в библиотеку человек, курящий сигарету или с факелом в руке. Все, что разрушает красоту и святость Нового Божьего града просто не может быть там по определению. И дело не в том, что Бог милосерден к одним и немилосерден к другим, а в том, что то что мы делаем сейчас, мы будем делать и в вечности, потому что другого мы так и не захотели научиться делать, а не потому что Бог нас обрек на ад.

В фильме Тодоровского “Страна глухих” есть сцена, прекрасно передающая христианский нерв ощущения ада. Главная героиня – молодая девушка. Ее любимый парень – азартный игрок – должен огромную сумму денег. Рискуя жизнью, девушка собирает для любимого необходимую сумму, но он (игрок же!) перед тем как вернуть долг, решает еще раз попытать счастья. И… вновь проигрывает все до копейки. А дальше потрясающая по силе и проникновенности сцена: ни одного упрека, ни одного слова обвинения, все, что пытается сделать девушка – это успокоить любимого. Она говорит, что он не должен расстраиваться, что деньги – это не главное, что она еще заработает. Главное, они любят друг друга, поэтому все будет хорошо.

В ответ парень “взрывается” и начинает гнать от себя девушку. Он кричит, что не может находиться рядом с ней, что ему больно от осознания того, что он – последняя сволочь – проиграл заработанные ею деньги, а в ответ от нее – ни слова упрека, а только обещание любить его, что бы он ни натворил. Но такая любовь выше его сил, так как он не может быть с ней, ощущая свою подлость! Ему БОЛЬНО ОТ ЕЕ ДОБРОТЫ, и он ее прогоняет.

Конечно, дальше ему станет только ЕЩЕ БОЛЬНЕЕ. Прогнав любимую, он будет всю жизнь мучиться, потому что такая любовь – одна и на всю жизнь. Но, согласитесь, трудно в этой ситуации обвинить девушку, упрекнуть ее в том, что именно она обрекает парня на мучения…

Так же и в нашей жизни – если мы не пошли за Христом в этой жизни, если не позволяем Ему преображать наше сердце, очищать нас от всякого греха, учиться жить жизнью любви, справедливости, мира, мудрости, нравственной чистоты здесь и сейчас, мы и после смерти, встретившись лицом к лицу с Творцом будем бежать от Него, потому что не сможем находиться с ним от осознания того, как Он свят и как мы грешны, и просто не сможем иметь жизнь, которую Он обещает.  А без Божьего присутствия у человека только один конец – смерть.

Перед нами Божья мечта о новом мире и обещание, что наступит день, когда все творение предстанет перед Богом на суде и Его мечта станет реальностью в “новой земле и новом небе”. Пока у всех нас есть шанс задуматься о том, куда ведет нас наша сегодняшняя жизнь – в жизнь вечную или в смерть вечную.  Бог по милости дает нам шанс покаяния (поворота на 180 градусов), шанс оставить жизнь греха, которой мы жили, пойти за Ним, учиться той жизни, какой она будет в вечности. Потому что то, что мы выбираем сегодня, ждет нас и после телесной смерти.  Перед нами выбор – продолжать жить, как и раньше, сторонясь доброты Божьей, потому что в ее свете мы видим весь свой грех, но не хотим его признавать и тем более оставлять. Или же позволить Божьей доброте совершить в нас болезненный переворот покаяния, чтобы оставив прежнюю жизнь пойти за Христом в вечную жизнь уже сейчас. Выбор за нами. Будем же жить здесь и сейчас в свете вечности, жить новой жизнью, как омытые, освященные и оправданные именем Господа Иисуса Христа и Духом Бога нашего!

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»