Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Христианская жизнь 10: Работа или призвание

Христиане, как и все другие люди должны работать, но к сожалению, далеко не все они осознают, что их работа это тоже часть следования за Христом. И поэтому некоторые верующие бывают вообще неразборчивы в том, какую выбирают карьеру и соглашаются на работу, противоречащую Божьим заповедям (например, связанную с обманом или распространением губительных для людей субстанций, с оказанием насилия на людей или покрывательством зла…). Очень надеюсь, однако, и думаю, что такой вопрос не стоит ни перед кем из нас и мы не выбираем работу, противоречащую нашей вере в Иисуса Христа и Его заповедям. Надеюсь, что мы так же принципиальны в этом вопросе, как и верующий автор одного объявления в интернете: «Ищу срочно работу…рассматриваю всякие предложения, кроме греха».

http://vimeo.com/33219792

Намного чаще перед нами встает другой вопрос: делаю ли я то, к чему призван? На своем ли я месте? Божья ли это воля для меня? Имеет ли то, что я делаю какую-то значимость для Божьего Царства? Кто-то своей работой доволен, кто-то нет, кто-то всегда ищет что-то другое, что-то, что принесет им большее моральное удовлетворение. Недавно в интернете я наткнулась на обсуждение на тему: «Идеальная работа это та, что приносит моральное и финансовое удовлетворение»1. Там был задан такой вопрос: «Удалось ли вам найти такую работу или это бред?» Кто-то написал: «У меня такая работа.» Другой: «Такую работу найти не удалось. Но это не бред. Причём многое зависит даже не от самой работы а от человека”. Третий же: «Если речь идет о работнике по найму — это бред. Или самообман».  И хотя эта дискуссия не велась в контексте христианства, один ответ там, как мне кажется, порожден осознанием, что в глубине души каждый человек стремится к Мечте Божьего Царства, стремится найти значимость в том, как он живет или что делает по жизни. Вот что написал один человек: «Любую работу можно полюбить и чувствовать удовлетворение. Всё зависит от отношения к жизни и работе, как части её (жизни)».

Христиане слишком часто разделяют в своем понимании работу на так называемую «духовную», которая имеет значение и на «мирскую». Нам кажется, что миссионерская работа где-то в Индии, помощь бедным в Африке или служение в церкви это единственное, что, действительно, имеет значение, а все остальное это так – вынужденная трата времени. Но для большинства христиан миссионерская или церковная работа не является основной деятельностью и им приходится заниматься приземленной, повседневной работой. Но мы уже говорили с вами, что в Царствии Божием Бог присутствует и действует в простых, повседневных вещах. И потому мы верим, что любое дело, которое мы делаем, значимо для Бога, если мы окутываем это дело видением Божьего Царства.  Катлин Норрис писала: «Мы хотим, чтобы жизнь имела смысл, хотим обрести удовлетворение, исцеление и даже удовольствие, но парадокс в том, что мы находим все это, начиная с того, где мы есть, а не с того, где мы хотели бы быть».

Поскольку Бог действует во всем, что мы делаем, нам надо понять, что наша работа (какая бы она не была) это не только средство для зарабатывания денег (хотя и это Бог дает), а возможность являть Божье Царство.  Христианин, вместо того, чтобы мотивировать себя размером своей заработной платы, призван мотивироваться ценностями Божьего Царства, которые все переворачивают вверх ногами: «Стремитесь, прежде всего к Царству Бога и к исполнению того, что Он велит, а все остальное Он даст вам в придачу» (Мф. 6:33). «Христос – наш Господь намеренно прожил как бедный человек, и в свете этого за богатство Его последователей весьма неловко и стыдно», хорошо заметил Скотт МакНайт. Когда наша работа, деятельность формируется мечтой Божьего Царства, она превращает нас из людей, которые стремятся к богатству, в людей, чья работа используется ради ближнего. Именно об этом говорил апостол Павел христианам Ефеса: «Кто воровал, пусть больше не ворует, а усердно работает собственными руками, чтобы было чем поделиться с тем, кто в нужде» (Еф. 4:28).  В центре Божьего Царства – люди и наши взаимоотношения с ними через наши отношения с Богом.

В мире не так часто говорят о том, что взаимоотношения являются неотъемлемой частью мироздания, но это так. Взаимоотношения это то, что было даже до мироздания – сам Бог Триединый в сущности Своей есть взаимное общение Отца, Сына и Духа, которые в единстве любви создали этот мир и нас с вами, чтобы и мы жили в общении с нашим Творцом и друг с другом. И если мы хотим, чтобы вся наша жизнь, включая работу, нашу повседневную деятельность, имела значение, мы не должны забывать, что вся наша жизнь соткана из взаимоотношений с другими – с супругом, с членами семьи, с друзьями, с братьями и сестрами по вере, с согражданами, и с теми, с кем вы работаете или учитесь или занимаетесь общей деятельностью. То, что мы делаем, имеет значение, когда мы понимаем: то, что мы делаем предназначено для других, предназначено быть благословением.  Наша работа становится значимой, когда мы смотрим на нее через призму Царства Божия.  Преподавание имеет значение, когда ты уважаешь и любишь своих студентов, видишь в каждом из них человека. Тренерская работа имеет значение, когда своим отношением и поступками ты приближаешь ребят к Царствию Божию. Озеленение становится делом Царствия Божия, если ты наслаждаешься растительностью и трепетно ухаживаешь за ней, как за Божьим творением и даром.  Уборка имеет значение, когда делается с целью принести удовольствие, сделать приятно тем, кто пользуется данным помещением, а не ворча: «ходят тут и топчут». Даже работа налогового инспектора или полицейского становится Божьим делом, если ты относишься к каждому человеку как созданному по образу и подобию Бога и гражданину, а не как к заведомо подозреваемому.  Работа становится призванием и становится значимой, когда мы соединяем то, что делаем с Божьим видением Царствия для этого мира.

И конечно, чтобы все это делать, нам не обойтись без рутинной, может даже нудной работы:  например, придется учить грамматику, чтобы хорошо изъясняться, и читать великих писателей, от которых мы научимся тому, как правильно мыслить, говорить и писать.  Или много часов тренироваться в спортзале и бегать, чтобы не только соревноваться на высоком уровне, и играть в футбол, но и суметь передать свои навыки, тренируя других.  Или проводить много часов в офисе по началу, чтобы понять и научиться делать свое дело хорошо.  Или часами заниматься своим ребенком по схеме: «кормежка, гулянка, памперс, укачивание и т.д.». Мы призваны превращать нашу рутину в достойный Божьего Царства характер.  И это касается всех – тех, кто еще не работает, а только учится и тех, у кого нет работы как таковой, кто живет на пенсию или находится в отпуске по уходу за ребенком или нянчится с внуками. Это касается любой нашей деятельности, которая составляет большую часть нашего дня – она обретает смысл и придает значение нашей жизни, когда пропитана не стремлением обогатиться или получить известность или похвалу, а пропитана Царствием Божьим и стремлением стать благословением для ближнего.

Я уже упоминала как то книжку Марка Санборна «Фактор Фреда». Но говоря сегодня об отношении христианина к работе, к повседневной деятельности, я не могу не коснуться ее снова. Ее основным постулатом является то, что «страстное отношение к работе и жизни вообще может превратить обыденное в экстраординарное». Марк Санборн переехал в новый дом, а через несколько дней к нему в дверь постучали. На пороге стоял мужчина. «Доброе утро, мистер Санборн! Меня зовут Фред и я ваш почтальон. Я просто зашел познакомиться, поприветствовать вас в нашем районе и немного узнать о том, чем вы занимаетесь, кем работаете». Внешне этот Фред был совершенно обычного вида человеком, среднего роста, небольшие усы, но его искренность и теплоту было невозможно не заметить. Марк был немного смущен. Как и большинство из нас, он получал почту уже много лет, но никогда не был так лично знаком со своим почтальоном. Ему было приятно и он ответил шутливо: «У меня нет настоящей работы. Я профессиональный лектор». «Значит вы много путешествуете», заметил Фред. «Да», ответил Марк, «160-200 дней в году я в отъезде». На что Фред ответил: «Если вы оставите мне копию своего расписания, я буду оставлять Вашу почту в отделении и приносить тогда, когда вы будете возвращаться». Марк был тронут такой заботой, но счел, что Фреду нет необходимости так усложнять свою работу, «Просто оставляйте почту в коробке у входной двери, а я приеду и заберу».  Но Фред покачал головой: «Мистер Санборн, воры часто присматриваются к тем домам, где скапливается много почты, что означает что хозяева в отъезде. И ваш дом может стать объектом воров». Фреда волновала ситуация Марка больше чем его самого. Марк даже засомневался: может этот район обслуживает какая-то частная почтовая компания (или это розыгрыш!), не может же этот парень быть обычным почтальоном!

Две недели спустя Марк вернулся из очередной поездки и заметил, что придверного коврика нет. Неужели его украли? Ан нет, тот лежал чуть в стороне, так что бы его не сразу заметили, а под ним что-то было спрятано. Подняв коврик, Марк обнаружил записку от почтальона Фреда и узнал из нее, что в его отсутствия некая курьерская служба доставила его конверт по чужому адресу. Фред заметил этот конверт у чужой двери и положил ее под коврик Марка, так чтобы его было менее заметно. Фред не только доставлял свою почту так, что был благословением для всех жителей, но еще и не счел за труд исправить ошибку совершенно другой почтовой службы. И все потому, что он считал свою работу возможностью быть благословением для людей. В мире огромное множество почтальонов, которые грустно исполняют свою рутинную работу, идя от дома к дому и не могут дождаться, когда закончится их служба. Но не Фред – он точно такую же работу рассматривает как призвание – сделать день и жизнь тех людей, чью почту он доставляет, светлее, легче и радостнее. И их жизнь, действительно, становилась светлее, благодаря ему.

Мартин Лютер Кинг мл. говорил: «Если человек дворник, он должен подметать так же как Микеланджело писал картины, Бетховен музыку, а Шекспир стихи. Он должен подметать улицы так хорошо, чтобы воинства небесные и земные замерли и сказали: «Здесь жил великий дворник, который так хорошо делал свою работу». Когда работа делается в таком духе, когда она приносит благословение другим, она не бывает обыденной или незначительной.  История Фреда так же напоминает нам о том, что успех строится на отношениях, поэтому мы снова и снова возвращаемся к словам Иисуса: «возлюби ближнего, как самого себя». Именно это отличало Фреда от любого другого почтальона. Безразличные люди предоставляют равнодушные услуги, и делают не более того, за что вы заплатили.  Но как благодарны мы всегда тем людям, которые делают для нас то, что не обязаны были делать. Как это благословенно, как это делает наш день лучше! Кассир сбербанка, которая за 5 минут до перерыва берется за мою кипу квитанций, заведомо зная, что на их обработку уйдет 25-30 минут, она жертвует своим перерывом, чтобы мне не пришлось ждать целый час!  Сотрудник, совершенно другого отдела, который вызывается проводить нас до двери нужного офиса, в здании где мы точно заблудились бы.   Врач, который не обязан выписывать направление, но делает это, чтобы нам не пришлось бегать по всей поликлинике в поиске другого врача. Это я вам не фантазирую, я говорю о том, что было в моей жизни. Это то, что делают люди подобные Фреду и это меняет нашу с вами жизнь, это благословляет, это дает нам вкусить то, как должно быть в Царстве Божием.

Фред понимал: стать благословением и послужить ничего не стоит, просто надо от сердца делать больше того, что от нас ожидается в мире, глядя на то, к чему призывает нас Царство Божие.  Карнеги говорил: “Два типа людей мало что достигнут по жизни: те, кто не делают то, что им говорят и те, кто делают не больше того, что им говорят.”  Христос же, если нас просили пройти одну милю, призывал пройти вторую добровольно. Христиане часто сомневаются Божья ли воля определенная для них работа. Но Фредерик Бухнер так сказал о Божьей воле: “Бог призывает тебя туда, где твоя наиглубочайшая радость станет ответом на наиглубочайшую жажду мира”. Мы находим по-настоящему значимую жизнь, когда позволяем своей жизни говорить. Если взор наш будет на Божьем Царстве, если мы будем придавать тому, что делаем глубоко личный характер, тогда мы окажемся там, где наша наиглубочайшая радость встретится с наиглубочайшей жаждой мира и там мы позволим нашей жизни говорить за себя и говорить о Боге.

В Божьем Царстве нет «неважной», «незначительной» работы. Мы часто считаем, что значение имеет лишь что-то огромное, яркое, потрясающее, переворачивающее мир, спасающее мир. Многие считают, что настоящее призвание можно исполнять только в церкви или на крайний случай в благотворительной организации.  Но это не так. Если Царство Божие это справедливость, любовь, мир, мудрость, если Писание зовет нас к нравственной чистоте (о чем мы подробнее поговорим в следующее воскресенье), то Бог призывает нас, чтобы вся наша жизнь, включая нашу повседневную деятельность, говорила о справедливости, мире, любви, мудрости и нравственной чистоте, кем бы мы ни были и чем бы по жизни не занимались. 

1 http://otvety.google.ru/otvety/thread?tid=345774a50a96defb

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»