Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Христианская жизнь 7: Жизнь мудрости

3 Царств 3:5-14; Притчи 1:1-5; Притчи 9:10; от Матфея 5:44-45

В Ветхом завете есть прекрасная история о молодом царе Соломоне, сыне царя Давида, которого тот незадолго до своей смерти объявил своим преемником. И в самом начале правления Соломона Бог спрашивает его: «если бы ты мог получить все, что угодно, что бы ты хотел от Меня получить?» (3:5).  И Соломон ответил: «Дай мне, рабу Твоему, ясный разум, чтобы я мог править Твоим народом, различая добро и зло» (3:9).

http://vimeo.com/32192180

Соломон, мог попросить все что угодно, а попросил мудрости. И Бог отвечает на его просьбу, давая ему и то, о чем тот не стал просить: «За эти слова – за то, что ты просишь не долголетия, не богатства, не смерти врагов твоих, а мудрость в делах суда и правления, — Я выполню твою просьбу и дарую тебе мудрость и разум. Не сравнится с тобой никто из предшественников, да и после тебя равных тебе не будет.  Но Я дам тебе и то, о чем ты не стал просить: богатство и слава будут сопровождать тебя всю жизнь, и ни один царь не сравнится с тобой! И если ты будешь идти по пути, который я заповедал, будешь следовать Моим законам и наставлениям как твой отец Давид, то Я дарую тебе долголетие» (3:12-14).

К великому сожалению то, о чем попросил Соломон и то, что он потом по жизни делал — разные вещи.  Соломон разумно попросил мудрости, но с годами стал поступать глупо и его мечта дала трещину и была разрушена безнравственной жизнью. Просить мудрости легче, чем потом жить ей. Мудрость это способность грамотно применять знания и потому мудрость это не что-то что предназначено только для людей проживших всю жизнь, мудрость неотъемлема от жизни Царствия, который мы призваны посвящать всю свою жизнь и предназначена для каждого возраста на каждый день.

В нашей жизни слишком много примеров людей, которые подобно Соломону «начинают за здравие, а кончают за упокой», т.е. хорошо начинают и, кажется, движутся в правильном направлении,  но потом их нравственная жизнь дает трещину. Если мы хотим, чтобы наши жизненные устремления устояли, чтобы Божья Мечта Царствия стала реальностью в нашей жизни, чтобы мы не только хорошо начали, но и хорошо завершили свою жизнь, нам нужна божественная мудрость.

Книгу Притчей (1:2–5) обращена к “тем, кто хочет постичь мудрость и наставление, и понять суть разумных изречений, усвоить правила благоразумия, праведности, справедливости и честности; простодушным – чтобы добавить им соображения, и юношам – ради знания и прозорливости; да и мудрый, услышав, приумножит знания, и разумный человек найдет подсказку”.  «Усвоить» значит «сделать присущим себе, привычным для себя что-либо новое, ранее чуждое». Другими словами: «сделать своим, принять наставление, чтобы тебе стала присуща, привычна благоразумная, праведная, справедливая и честная жизнь» (1:3). Так апостол Иаков, брат Господа Иисуса «усвоил» от Него наставление и потом писал: «А если кому-то из вас недостает мудрости, пусть попросит у Бога, который всем дает щедро, без попреков – и ему будет дано. Но пусть просит с верой и без сомнений» (Ик. 1:5-6а). Иаков призывает не только «попросить» однажды (как Соломон в начале), но продолжать просить, продолжать принимать. Единственно уместное отношение христианина, желающего прожить мудро –  это постоянная смиренная открытость, восприимчивость к Божьей мудрости, которую Он часто дарует и через наставление и обличение других людей.

Соломон был неразумен потому, что перестал принимать мудрость от Бога. Иаков был мудр потому, что принимал мудрость от Того, Кто есть Премудрость Божия – от Иисуса. Такова жизненная позиция мудрого христианина, он принимает наставление и начинает мыслить как Наставник. Каждому должно иметь в жизни людей, которые мудры, любящи, которые ратуют за справедливость, за мир и проводить с ними время, общаться с ними, окружать себя ими и перенимать от них эту любовь, справедливость, мир и мудрость.  Но самое трудное – не только найти наставника и прислушиваться к нему, а стараться делать то, что они советуют делать. Мудрый человек смиренно принимает от мудрого наставление, прислушивается и делает, то, что им советует мудрый.

На недавней конференции по поклонению я переводила один семинар.  Брат, который вел семинар говорил о том, что по тому как человек реагирует на правду, на обличение, на наставление, люди разделяются на три категории: мудрый, глупый и лукавый. Представьте, что правда, наставление или обличение это как яркий свет, который вдруг светит нам прямо в лицо  – какова реакция человека?  Писание говорит: «Мудрого наставь – он станет еще мудрее» (Пр. 9:9).  Мудрый корректирует свое положение, свою позицию в отношении света.  Когда мудрого обличают, он меняется. Мудрый с радостью принимает наставление, хочет слышать о себе правду, чтобы исправить свою жизнь, чтобы измениться и стать лучше, чтобы идти более прямым путем. Царь Давид говорил: «Пусть наказывает меня праведник: это милость, пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей» (Пс. 140:5, Синод.).Мудрый благодарен за конструктивную критику, за обличение, за наставление, потому что принимает все это как помощь в росте, в преображении.

В то же время Писание говорит: «Кто презирает мудрость и наставление – глупец» (Пр. 1:7б). И глупцами оказываются весьма интеллектуальные и образованные люди. Речь здесь не о их уме или интеллекте или сообразительности.  Речь о духовной неразумности. Если мудрый это тот, кто свою жизнь корректирует под испытующим его светом, то пытается скорректировать сам свет так, чтобы оставить в своей жизни все, как оно есть. Глупый оправдывает себя, игнорирует проблемы своего характера, нравственности и жизни, говорит: «да ладно вам, это все не имеет значения», или же гневается, раздражается, а то и винит того, кто пытается наставлять или обличать.  Но глупцы не безнадежны, в нас всех есть доля глупцов, главное что не большая доля. Христос умер за глупцов, за упрямцев, за их гордость мешающую им смиряться, меняться, принимать наставление. Глупцам порой требуются серьезные мотивации, чтобы начать меняться.  Притчи говорят: «за то, что они … отвергли страх Господень, не приняли мой совет, презрели все мои наставления, — вкусят они плоды своих дел, замыслами своими насытятся» (Пр. 1:29-31).  Глупцы не меняются, когда их обличает истина, пока они истину могут проигнорировать, убрать с глаз долой. Глупцы меняются тогда когда истина снисходит на них настолько, что им приходится туго, когда выхода не остается и последствия нежелания измениться перевешивают боль и мучительность перемен.

Но христианская жизнь, жизнь Царствия – это мудрая жизнь, а мудрость корректирует свою жизнь в ответ на обличающий, наставляющий свет Божественной Премудрости.  В Новом Завете Иисус показан исполненным Премудрости Божией. Ев. от Луки говорит, что Иисус будучи еще мальчиком «преуспевал в премудрости и возрасте у Бога и человеков» (Лк 2, 52). Позднее «многие слышавшие с изумлением говорили: что за премудрость дана Ему?» (Мк 6, 2); «ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф 7, 29). А Матфей говорит, о Нем, что Он «больше Соломона» (Мф 12, 42).

Апостол Павел пишет о Христе, что Он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор 1, 30). Бог воплотил Свою Мудрость в Господе славы, умершем на кресте. Именно в смерти на кресте и в Воскресении Христовом открывается во всей красоте замысел милосердного Бога, Который так любит человека и милосерден к нему, что преображает его в новое творение.

И если истинная Мудрость – это Христос, мудрая жизнь – это жизнь ежедневно ищущая Его. Иисус рос на словах Соломона: «Господа бояться – вот начало мудрости, Его святость познавать – вот в чем разум!» (Пр. 9:10). Бояться Бога это не значит «раболепствовать» или «пресмыкаться» перед Богом, это скорее «благоговение». Это то, что ты чувствуешь, застыв перед завораживающей красоты видом природы, над котором поработала мастерская рука Божественного Художника, проникающего в самую глубину твоей души.  Бояться Бога значит начинать и заканчивать день, проводя каждый его момент, с осознанием того, что живешь перед Богом, живешь в осознании того, что настанет день, когда мы все предстанем дать отчет Богу за то, как жили, что ценили, кем были и кем стали.  Именно этот страх Божий, это благоговение перед Богом преображает обычную жизнь в мудрую жизнь Царства.

Библия повествует также и «о мудрости мира сего», управляющей человеком, не пожелавшим открыться Богу и считающим себя самого творцом собственного спасения. В понимании такого человека крест и любовь — это глупость и слабость.  И две основные проблемы, с которыми сталкивается человек, живущий по мудрости этого мира: амбиции и первобытные желания. Амбиции шепчут нам: доберись до желаемого прежде, чем до него доберутся другие, а первобытные желания толкают к поиску удовольствия.  Однако верующий в Иисуса Господа говорит как и апостол Павел: «Божья «глупость» мудрее людей, и Божья слабость «сильнее» людей» (1 Кор 1, 25). Мудрый останавливается, думает, размышляет и исследует свое сердце и задается вопросом: «мудро ли будет поступить так?» Будет ли это благо, правильно, добро, справедливо, любяще и свято? Задаемся ли мы при каждом случае в течении дня: «то, что я хочу сказать, выбрать или сделать, мудро ли это? Благо ли это?»

«Господа бояться – вот начало мудрости, Его святость познавать – вот в чем разум!» (Пр. 9:10)  И как мы уже говорили – познавать святость Господа – это знать и иметь Его сердце. «Мудрость мира сего» считает крест и любовь слабостью, Божья же мудрость призывает: «люби Бога, люби ближнего, даже врага люби, и он перестанет быть врагом».  Божья мудрость гласит: познать себя можно только любя других. Многие из вас слышали Золотое Правило Иисуса: «Поступай с другими так, как ты желаешь, чтобы поступали с тобой». Если бы мы жили по этому правилу, мы увидели бы как поднимается здесь на земле Царство любви, справедливости и мира.  Только мудрый понимает, что любя ближнего, мы находим себя, отдавая себя другим, мы находим благодатную для души жизнь, служа другим, мы находим свою истинную сущность. Умные в глазах этого мира твердят «я, я, я» и они сжимаются, их душа усыхает и они становятся одинокими, хотя и окружены миллионами людей. Это жизнь, которой жил Соломон, и эта жизнь очень неустойчива.

А мудрость Божия продолжает наставлять: врага легче полюбить, чем победить. Мы все соглашаемся, что любить это хорошо, пока не оказываемся перед необходимостью любить того, кто нам совсем не нравится. Наперекор мирской мудрости Иисус проявлял любовь даже к своим врагам. Его призыв звучал среди общепринятой мудрости того дня и наших дней: «люби твоего ближнего (еврея) и ненавидь твоего врага (язычника)». Иисус же ответил мечтой о совершенно ином мире: «А я говорю вам: любите своих врагов, молитесь за тех, кто преследует вас. Только так станете вы сынами своего Небесного Отца» (Мф. 5:44-45а).  Иисус явил своей жизнью Божий путь, Божью мудрость, которая не стыковалась с мудростью общепринятой.

Один преподаватель жаловался на проблемы с одним своих студентов. Его друг спросил: «а как зовут студента?» «Не помню», ответил тот. Тогда его друг сказал: «сначала узнай как зовут студента и когда он будет приходить на занятия приветствуй его по имени. И при каждой встрече обязательно узнавай у него о том, чем он живет и что любит». Профессор последовал совету, и через неделю проблем со студентом уже не было, а концу семестра они стали лучшими друзьями.  Только Божественная мудрость понимает: чтобы враг стал другом, его надо любить и молиться за него, а чтобы он стал еще большим врагом – забыть его имя и не знаться с ним. По Божьей мудрости молитва за врага, преображает его в друга. Мир, считая себя умным, не принимает этой Божьей мудрости. А мы?

Если бы сегодня Господь спросил нас: «если бы ты мог иметь все, что угодно на свете… что бы ты попросил?» Здоровья? Успешности? Идеальной семьи? Чтобы надоевшего соседа переселили куда-нибудь подальше? Или же мудрости и наставления, понимания того, что правильно, усвоения того, как жить благоразумнo, праведно, справедливо и честно? Жизнь Царствия это жизнь по Божественной Мудрости, а не по общепринятым меркам этого мира. А жить мудро можно лишь каждодневным общением с Тем, Кто есть Сама Божественная Премудрость; и прежде чем сказать или сделать что-то, задаваясь вопросом: «благо ли это, мудро ли это?» Мудрость – это открытость к наставлению Божию, в том числе и через тех братьев и сестер, которые живут любовью, справедливостью, миром и мудростью и готовность делать и говорить то, что мудро, откладывая свои амбиции и первобытные желания.

Христианин это тот, кто следует за Иисусом, посвящая всю свою жизнь Мечте Царствия Божия, жизни любви к Богу и ближнему, созиданию общества справедливости и мира и жизни, принимающей Божественное наставление и мудрость на пути к этой Мечте.

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»