Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Христианская жизнь 6: Жизнь мира

Исаия 60:1-3, 11, 17-20; Ефесянам 2:14-18

На Западе в 60-70 годы одним из наиболее популярных слов было слово «мир». Символ мира красовался на хипповых футболках и плакатах. О нем пели Джон Леннон и Джанис Джоплин. Но как часто бывает — слишком частое использование ведет к обесцениванию. Нечто подобное происходило и в Советском Союзе, когда я росла. Мои ровесники и люди более старшего возраста, наверное, хорошо помнят известный лозунг: «Миру мир», утвердившийся в советской печати с 1951. И для многих из нас, кто повсюду слышал и видел слово «мир», его смысл и глубина со временем тоже обмельчали. Многие стали воспринимать реальность «мира» с огромным скептицизмом, как некогда Демьян Бедный: «Мир для мира!» Это враки. Не помиримся без драки». Но вот что интересно: истоки этого советского лозунга стоит искать в христианских литургиях, в которых содержатся вот какие прошения: «О мире всего мира, благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся». И нам очень надо вновь вернуться к глубине этого слова, ведь оно является частью понятия «Царствие Божие».

http://vimeo.com/31722043

О чем думает большинство из нас, когда слышит слово «мир»? … К сожалению, большинство христиан в наши дни понимают “мир” лишь как “внутренний покой” или “духовный мир”. И в этом есть доля правды. Я на 100% за то, чтобы духовная борьба уступила место духовному покою. И я верю, что Бог желает, чтобы мы имели внутренний мир, порождаемый нашей верой в Бога и надеждой на то, как Бог все в нашей жизни и в нашем мире ведет к совершенству. Как сказал один человек: “мы можем иметь мир и покой, потому что знаем, что, в конце концов, когда грех и болезнь, немощи и смерть, войны и бедствия, и сам дьявол нанесут весь тот вред, что смогут, последнее слово все равно останется за Богом». Мы очень любим петь об этом внутреннем мире: «Течет ли жизнь мирно, подобно реке, несусь ли на грозных волнах, во всякое время, вблизи, вдалеке в Твоих я покоюсь руках» – эти слова автор-христианин написал после того, как вся его семья утонула. В последнюю неделю Своей жизни Иисус предупреждал Своих учеников о том, что придут неспокойные времена, но обещал им внутренний мир. «Мир оставляю вам, мир Мой (шалом) даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:25-27). И слава Богу за этот мир, не зависящий от обстоятельств, внутренний покой, который мы имеем в Боге, уповая на Него.

Но. Говоря о мире и о Царствии Божием, Иисус подразумевает нечто намного большее, чем внутренний покой. Не думаете ли вы, что Иисус желал, чтобы мир был между вашими отцом и матерью, между вами и вашими родителями, между братьями и сестрами в семье, между друзьями, между коллегами, между народами? Не думаете ли вы, что Иисус желал, чтобы бедные не голодали? Чтобы все имели доступ к медицинской помощи? Чтобы у всех была крыша над головой? Чтобы страны не вели войн? Если Иисус говорил о Царствии Божьем, разве Он не мечтал о мире между соседями, племенами, народами, странами? Мы склонны сводить понятие «мира» к «покою, что находим на груди у Бога», но когда мы сводим мир лишь к нашему личному покою, мы отказываемся от огромного пира, который Иисус приготовил для всех и довольствуемся лишь чашкой пустого чая в гордом одиночестве своей квартирки. Когда в Библии звучит слово «мир», первое что должно приходить в голову это образ огромного пира в Божьем присутствии, на котором собрались друзья … и … враги, которые теперь тоже стали друзьями.

В Царствии Божием мир играет центральную роль, а внутренний покой это лишь его малая часть. Когда мы вспоминаем «Семнадцать мгновений весны», мы первым делом вряд ли думаем о Сергее Голованове (посол Великобритании) или даже Светлане Светличной (журналистке). Мы думаем о Тихонове и Броневом. Не в обиду будет это сказано второстепенным персонажам, но Когда Иисус говорит о мире и о Царствии Божием, «внутренний покой» это как второстепенный персонаж. Иисус желал нам внутреннего мира, но Он желал намного большего: чтобы общество стало Его Царством, в котором царит мир. Иисуса в слове «мир» заключено так много: Царство Божие означает любовь, справедливость и мир… в обществе… на земле… как и на небе. Именно об этом молился Иисус. Именно об этом мы призваны молиться каждый день и молились сегодня вместе: о любви, справедливости и мире в обществе.

И вот, что нам очень важно понять: мир – это следствие, а не цель. Мир приходит в результате долгих лет хороших взаимоотношений. Мир воцаряется в семьях, живущих любовью. Общество, которое строится на любови и справедливости, становится мирным обществом. Мир, в таком случае, не является целью. Любовь – наша цель. А любовь это нелегкий труд, это крестный путь, но именно любовь порождает мир. Джимми Хендриксу приписывают слова: «Когда сила любви одолеет любовь к силе, этот мир познает мир». Люди, которые жаждут мира, но не готовы любить, никогда не найдут мира. А те, кто любят, живут в мире не зависимо от того, искали они его или нет.

Слишком часто я становлюсь свидетелем трений между людьми. Нередкий сценарий: пара ссорится и не разговаривает друг с другом. Спрашиваешь его, например: ты хочешь примириться, хочешь вернуть мир? «Да, да!», отвечает человек. «Ну тогда при каждой возможности поступай по любви и когда она придет, попроси прощения». На что человек отвечает: «А вот этого я пока делать не хочу». Но без конкретных шагов любви, включающих прощение, мира и быть не может! Царствие Божие, которое принес Иисус, ведет к жизни мира. А христианская жизнь в сущности это жизнь «миротворца».

“Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими” (Мф. 5:7-9)

Человек не может быть чистым перед Богом, если не мирен с людьми, если его вера не выражается в его отношении с людьми, значит что–то не так в этой вере. Христианин не только преодолевает свои собственные страдания и беды, уповая на Бога, но и протягивает руку помощи, тем кто нуждается. Милосердие это не чувство, а практическая помощь. Люди в мире считают, что счастливы если могут позаботиться о себе, а другие пусть делают что хотят и что могут. Но по истине счастливы те, кто видя человека в нужде не остаются безразличными и, из послушания Богу, не только испытывают сострадание и желают им добра, но протягивают им руку помощи. Иисус учил, что его последователи являют милосердие даже своим врагам. Поступающий так не останется без милости и сам. Это то, о чем мы говорили подробно на прошлой неделе. Но Иисус продолжает…

Счастливы «миротворцы», т.е. те, кто не только любят мир и не нарушают его, но кто восстанавливают мир, несут мир туда, где мира нет. Как часто на этом свете люди не находят покоя, стремясь побеждать, подавлять, оказываться на высоте, раздувая разделения и войны (даже, так называемые, справедливые). Миротворцы не только сами живут в мире и не оказывают сопротивления, они несут мир, побеждая зло добром, отказываются от самолюбивых амбиций, ибо мир для них важнее собственной гордости. Наш Господь – самый первый миротворец и если мы ищем Его Царствия, как можем мы обойтись без этого качества? «Ибо Он мир наш…упразднив вражду, разрушивший стоявшую посреди преграду…на кресте примиривший нас с Богом». Победа не всегда приходит с криком и фанфарами, но благодарение Богу за тех счастливых, которые по всему миру приносят победы для Господа тихой, смиренной и милостивой жизнью. Любовь к Богу неотделима от любви к людям. И без любви, стремление к миру – лишь призрачная мечта. Согласно Иисусу, если ты жаждешь мира, тогда: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всею душою и всем разумением и ближнего своего как самого себя». Мир – следствие любви.

Надеюсь вы уже заметили, как понятия любви, справедливости и мира переплетаются в словах Иисуса настолько тесно, что их невозможно отделить друг от друга? И это потому, что понятие “мир” в Писании очень широко, глубоко и высоко. Иисус был евреем и говоря о мире, Он использовал наиважнейшее еврейское слово «шалом». А знаете, что «шалом» означал для еврея того времени?

Материальное благосостояние,
Любящие отношения с Богом, семьей, Израилем и другими народами,
Нравственную доброту и чистоту.

Для евреев того времени иметь мир означало:

Иметь то, в чем нуждаешься и нуждаться в том, что имеешь,
Любить тех, с кем ты и быть с теми, кого любишь,
Быть любимым теми, с кем ты, и
Делать добро людям, в то время как они делают добро тебе.

Пророк Исаия (60:11) говорит: «Врата твои будут открыты всегда, закрывать их не станут ни днем ни ночью: к тебе повезут богатства народов, поведут их царей». Он предвидит день, который войдет в историю, как славный день Израиля: «Я поставлю благоденствие («шалом») стражем твоим, праведность – правительницей над тобою. Уже не слыхать будет в твоей стране о насилии, не слыхать будет на твоей земле о грабеже и погибели. Ты дашь своей стене имя Спасение, своим вратам – имя Хвала» (17-18). Еврейское слово «шалом» означает благоденствие. Мир это следствие того, что твой страж – Шалом, твоя правительница – Праведность, твои стены – Спасение, а твои врата – Хвала. И когда пришел Иисус, Он воплотил этот образ, эту мечту.

Каждое рождество мы поем: «мир на земле, в человеках благоволение». Когда Иисус начал проповедовать, Он возвещал Божье благословение на «миротворцев», а когда Его служение подходило к концу, толпа пела: «благословен грядущий во имя Господне. Мир на небе и слава в вышних». Евангелие от Луки говорит нам, что Иисус заплакал, глядя на Иерусалим: «О, если бы хоть в этот день и ты увидел путь к миру!» Его народ в Иерусалиме так и не понял то единственное, что принесет им то, что они так жаждали. Царство Иисуса – это Царство мира (шалом). Но этот мир приходит немалым трудом. Мир – это следствие жизни посвященной примирению, любви, справедливости, жизни, которая позволяет Божьему внутреннему покою выплеснуться наружу и принести мир в этот мир.

Если мир это то, когда ты имеешь то, в чем нуждаешься и нуждаешься в том, что имеешь, как много мы сделали для приближения этого мира, если почти 4 миллиарда людей в мире живут на менее чем 2 доллара в день, а в наших шкафах мы обнаружим десятки, сотни вещей, в которых мы даже не нуждаемся? Если мир это когда ты любишь тех, кто с тобой и можешь быть с теми, кого любишь, что мы сделали для этого мира если почти 80% браков в России заканчиваются разводом (в том числе среди христиан), если в России около 800 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? Если мир это когда ты творишь добро людям, в то время как они творят добро тебе… как далеко мы от мечты Иисуса о Царстве Мира, если Палестино-Израильский конфликт все продолжается, продолжается геноцид одних народов против других.

Да что далеко ходить, а что происходит прямо среди нас? Насколько интегрирована наша церковь? Статисты говорят что если общество или церковь преодолевают 20% рубеж по количеству представленных в ней меньшинств, то ее можно считать полностью интегрированной. Все из нас, когда слышали о сегрегации в США или ЮАР осуждающе качали головой: как христиане могли относиться так пренебрежительно к афроамериканцам, не пускать их в свои церкви? Но порой те же люди, что качали головой на эту несправедливость, проходили болезненную ломку, когда наша церковь делала все возможное, чтобы стать интегрированной, приветствуя все растущее количество армян в нашей церкви. Слава Богу мы, как церковь, переросли эти страхи и, наконец, поняли, что такое быть единым Телом Христовым и отражением Божьего Царства.

Но это лишь начало. А какова репутация нашей общины в нашем обществе вообще? Идут ли бедные в нашу церковь, зная, что найдут помощь? Идут ли израненные жизнью? Идут ли нуждающиеся? Идут ли отвергнутые другими? Идут ли дети, которые не чувствуют дома любви? Независимо от нашей национальности наше понятие «мира» должно быть еврейским понятием «Шалом». Потому что Иисус мечтал о Царстве, в котором Божья благая воля совершается и на земле как на небе. Он пришел установить общество, которое в самой своей сущности формируется любовью к Богу и любовью к ближнему, установлением справедливости ко всем и готовностью к истинному миру. Мир проистекает от тех, кто живет справедливо и любяще, потому что они следуют за Христом, имя которому Князь Мира. И если мы не видим мира в своей жизни и вокруг, может пора задуматься: не забыл ли я о делах любви и милосердия, о делах справедливости? Будет любовь, будет и мир.

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»