Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Христианская жизнь 4: Жизнь Любви

У меня богословское и библейское образование, а люди с таким образованием склонны вести себя как детективы. Мы очень критичны по отношению к Церкви и к тому, что люди говорят о Библии.  Очень часто мы слушаем проповеди тоже критично:правильно ли проповедник изъясняет Писание, или он что-то сказал неправильно.

Видео: http://vimeo.com/31102306

В прошлое воскресенье мы слышали печальный пример из 3 века о жестокости тех, кто, по идее, представляет Бога -когда Гипатия, обвиненная в ереси(экспериментальных научных идеях и язычестве) была растерзана «христианами». Нам богословам так важно, чтобы все было «правильно», что мы можем быть весьма жестоки в доказывании нашей правоты.  И на этом все – мы доказали,прав или неправ кто-то и пошли дальше. И я совсем не горжусь тем, как мы «знатоки Библии и богословия» порой ведем себя.Ведь есть огромная разница между стремлением доказывать свою правоту и стремлением следовать за Иисусом. В понимании Иисуса если жизнь не пропитана любовью, она даже близко не подходит к тому, что значит христианская жизнь.  А любое покаяние, принятие Иисуса и исполнение заповедей существуют лишь для того, чтобы сделать нас людьми,которые любят Бога и любят ближнего – именно такие люди «правы» в глазах Бога.

Во времена Иисуса каждый набожный Иудей ежедневно повторял «Шему» (от Евр.«Слушай»):

Втор.6:4-5; Пер. РБО

4Слушай, Израиль! ГОСПОДЬ, наш Бог, —единственный ГОСПОДЬ!

5Люби ГОСПОДА, твоего Бога, всем сердцем, всей душой, всеми силами.

Но Иисус неоднократно, говорил Своим ученикам, что духовность, основанная только на «любви к Богу» не достаточна.И как мы скоро увидим, Он добавит к этой Шеме вторую часть – «возлюби ближнего как самого себя».  И через это Иисус желал показать нам, что значит быть«правым» в глазах Бога – быть «правым»значит такое чтение и толкование Библии,и такое поведение, благодаря которому ты все больше любишь Бога и ближнего. Если ты читаешь Библию, молишься, ходишь в церковь, но не становишься более любящим, значит ты что-то так и не понял.Цель принятия Иисуса, цель личного благочестия, все, к чему мы призваны либо содержит обе этих стороны, либо мы живем в заблуждении. Именно таково Божье видение Его Царства – это Царство наполнено людьми, которых характеризует одно слово: любовь. Намного легче критиковать и намного труднее пропитаться видением Божьего Царства любви. Иисус делал и то и другое.Он критиковал, разрушая ложные стереотипы,а потом вел людей в самый центр Божьего Нового Общества – к жизни Любви.

Шестьсот тринадцать

Религиозные знатоки времен Иисуса славились своем знанием и способностью толковать Писание, Еврейский Закон и старались понять как правильнее жить, не нарушая этот Закон.  Когда речь идет о законе, безопаснее всего создать дополнительные законы, которые помогут тебе правильно соблюдать главные законы. Такое мы видим повсеместно.  В некоторых церквях в свое время учение о том, что прелюбодеяние — грех было напрямую связано с тем, что танцевать тоже грех. Если для вас связь между этими вещами не очевидна, я объясню.  В Библии действительно содержится учение о том,что секс вне брака это грех, но как считали некоторые служители «это не достаточно подчеркивается» и помогали своей молодежи следующим учением. Танцы, для начала, связаны с прослушиванием и пением музыки, написанной безбожниками и дрыгающимися грешниками типа Майкла Джексона или Лэди Гага.  Более того,танцы под такую музыку подразумевают то, что юноши и девушки прикасаются друг к другу и сближаются, разжигая свои страсти, ну а там уже один шаг до греха.Вот так в умах многих танцы и секс неразрывно связаны.  И вскоре «танцевать грех» стало так же авторитетно как и библейская заповедь «не прелюбодействуй».

Любая религиозная культура склонна преумножать правила и законы (за исключением Царства Иисуса, которое их сокращает!)  Даже если у иудейских учителей времен Иисуса были благие намерения – разложить Божий Закон так, чтобы простые люди могли его исполнять – они создавали еще больше законов, чтобы прояснить Закон Моисеев.И в дни Иисуса считалось, что в Законе Моисеевом есть 613 различных предписаний и запретов к которым прибавили и множество других, чтобы помочь вам правильно исполнить те 613. Все это было для того,чтобы якобы помочь простому человеку исполнять Божий закон.

Но Иисус знал, что таким образом не сделать Закон Божий доступным для соблюдения каждым, не возможно соблюсти абсолютно каждое предписание и Он говорит жгучие,обличающие слова, обращенные к фарисеям в 23 главе Ев. от Матфея:

от Матфея 23:4, 15, 23-24, 28-29, Пер. РБО

4Они громоздят ношу на ношу и взваливают их на плечи людей, а сами и палец о палец не ударят. 15 Горе вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы пересекаете моря и сушу, чтобы добыть одного обращенного,а обратив, делаете из него человека вдвое больше достойного ада, чем сами.23 Горе вам, учителя Закона и фарисеи!Святоши! Вы платите десятину с мяты,укропа и тмина, а самое важное в Законе:справедливость, милосердие и верность— отбрасываете! А делать надо это, и о другом не забывая! 24 Слепые поводыри!Вы отцеживаете комара, но проглатываете верблюда! 28 Горе вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы как побеленные гробницы: снаружи они кажутся красивыми,а внутри полны мертвых костей и всяческой мерзости! 29 Так и вы: снаружи вы кажетесь людям праведниками, а внутри полны лицемерия и порока.

Подобными словами вряд ли приобретешь себе новых друзей, но они очень ясно показывают:Иисус знал, что добавление все новых установлений и запретов не помогает людям соблюдать Божий Закон. Более того,даже сами религиозные лидеры не могли его соблюсти: они делали это внешне, но сердце их далеко отстояло от Бога.  Но самое ужасное было то, что все эти запреты и установления не позволяли простым людям прийти к Богу и держали их на расстоянии, потому что, пусть и из добрых побуждений, фарисеи так не поняли сути Божьего Закона.  И Иисус показал другой путь, лучший путь. Вместо того, чтобы стараться исполнять 613 установлений и заповедей, добавляя к ним множество других для прояснения, какими ценными эти установления не были, Иисус из 613 сделал…

Два

Иисус явил, что число 2 является руководством к 613-и. Один из знатоков закона пришел к Иисусу, потому что хотел подловить Его в богословской дискуссии,чтобы Иисус встал на ту или иную сторону в своих богословских предпочтениях.  В12 главе Ев. от Марка, книжник спрашивает Иисуса (12:28): «— Какая заповедь первейшая?» Если Иисус выберет одну, то окажется виноватым, потому что выбрал не ту. А если не сможет выбрать ни одной, то упадет лицом в грязь перед теми, что ожидал услышать от Него мудрый ответ. Но ответ Иисуса показал несостоятельность этого подхода из «613 заповедей» и дал слушателям то, что можно назвать «Символом веры Иисуса» (12:29): « —Первейшая заповедь, — ответил Иисус: —Слушай, Израиль! Господь наш Бог —единственный Господь. Люби Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми помыслами и всеми своими силами. А вот вторая: Люби ближнего, как самого себя. Нет заповеди больше, чем эти.» В Евангелии от Матфея Он говорит: «Весь Закон и Пророки стоят на этих двух заповедях».  Некто, кто хорошо это понял, сказал: «Все,что не по любви – грех»,т.е. грех это то, что мы делаем, думаем и говорим не из любви к Богу и без любви к ближнему.

Иисус по сути сказал религиозным лидерам тех дней: «вы так любите Закон и осуждаете людей за то, что они не живут согласно вашим стандартам и установлениям, что не видите, что Бог дал нам Закон Любви.  То, что Бог,действительно, желает это чтобы мы любили Бога и любили других людей, и если мы это делаем, все остальное встанет на свои места.  Эти, казалось бы, простые слова Иисуса открывают нам глаза на великое видение того, какое оно – Царствие Божие.  И когда мы из этих двух заповедей пытаемся сделать снова 613, навязывая людям свои стандарты, то преуменьшаем роль любви, но если мы видим эти различные613 заповедей как выражение нашей любви к Богу и людям, мы освобождаем все эти заповеди и позволяем им быть тем, для чего их предназначил Бог. И все эти заповеди становятся лишь конкретными примерами того, что значит любить Бога и любить других.

Иисус превратил цифру 613 в цифру 2. Вот такая у Него математика любви! Есть лишь две заповеди: Люби Бога.Люби других. Если ты любишь Бога и любишь других людей, то ты исполнил все, что желает от тебя Бог. Не удивительно, что люди текли к Иисусу со всех мест нескончаемым потоком – Он открыл им сущность воли Божьей, сократив бесконечный список закона до Символа Веры из двух пунктов.  И если мы внимательно читаем Евангелия мы увидим, как все учение Иисуса было пронизано этим: Иисус не удовлетворялся «правотой» людей, а подталкивал их окутать свою правоту любовью.  Вспомните, например, притчу о Добром Самарянине, что мы читали пару недель назад.  Иисус ставит Самарянина в контраст священнику и левиту (религиозным знатокам, которые просто делают то, что говорит Закон!), в то время как Самарянин соблюдает Закон, преобразованный Символом Веры Иисуса.  Закон гласил, что священники и левиты не должны были осквернять себя прикосновением к мертвому телу, за исключением умерших ближайших родственников.  И потому священник и левит обошедшие, лежащее на дороге тело, были «правы» согласно Закона (а вдруг он мертв!). Но Иисус показал – они не достаточно правы, а вот тот Самарянин, спорный персонаж– полукровка с религиозной точки зрения, оказался прав в глазах Бога,потому что явил любовь к человеку,лежащему на дороге.

И вся жизнь и служение Иисуса пропитаны Его Символом Веры:  люби Бога,люби ближнего. Мы все так ратуем за свою«правоту», доказываем что-то, порой совсем забывая о любви, которая есть фундамент веры.  А что если бы мы отложили наше ненасытимое желание доказывать свою правоту и стали начинать и завершать день с Заповедей Иисуса, что если бы мы повторяли их всякий раз когда они приходят нам на память, даже 50 раз в день!?  Мне кажется мы станем осознавать необходимость становиться более любящими.  Как сказал Скотт Макнайт, «эти заповеди Иисуса опасны для нашего нравственного здоровья, потому что они ставят под сомнение и наше отношение и наши поступки».

Друзья, вот что я хочу предложить вам, если вы хотите быть последователем Иисуса: начинайте и завершайте каждый день Символом Веры Иисуса, повторяйте его всякий раз, когда вспоминаете о нем…и посмотрите, что будет происходить в вашей жизни.  И помните: первое слово,которое должно приходить вам на ум,когда вы слышите «Божье царство» это слово любовь. И когда Иисус провозглашает, что Царствие Божие близко, Он говорит, что общество сформированное любовью вот-вот появится и покажет как должно жить. Ведь:

Без любви, общество становится лишь хаосом отдельных личностей, a с любовью – общиной.

Без любви, общество — это лишь«куча мала», a с любовью «один за всех и все за одного»

Без любви, общество перестает быть обществом, a с любовью оно становится царством Божьим.

Царство Божие – это Царство Любви. Это видение Иисуса идет в разрез с современным обществом.  Он желает владеть всей нашей жизнью, чтобы мы себя без остатка посвятили Царству Божию,представляли жизнь такой, какой она может быть и чтобы мы любили всех. И Иисуса не волновало то, что Его учение шло в разрез с окружающей культурой и что кто-то мог счесть Его сумасшедшим. Он хотел лишь одного: чтить Бога, уча тому, что Бог, действительно, желает от мира и от Своего народа.  И отвечая на вопрос о том, кто такой христианин,согласно Иисусу, мы сегодня можем сказать: «Христианин– это тот, кто следует за Иисусом,посвящая Всю свою Жизнь Царствию Божию и жизни любви к Богу и любви к другим людям». Но к сожалению многие христиане оказываются трусливы,они не осмеливаются жить той радикальной любовью, к которой призывает Иисус и которой Он жил Сам. Многие говорят: это не возможно, это безумие, люди буду пользоваться тобой или раздавят тебя или…или…или… Но если мы серьезно воспринимаем видение Иисуса о Царствии Божьем, может быть нам надо вместо этих«или» снова и снова повторять Его две заповеди и задаваться вопросом: а что будет если все будут жить так?  И позволить Ему начать это «а что будет?» с нас.

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»