Pages Navigation Menu

Московская церковь Назарянина

Христианская жизнь 1: Кто такой христианин?

От Марка 1:14–20; 8:34-37; От Матфея 13:44-46

Я хочу задать вопрос: здесь есть христиане сегодня? Если вы христианин, поднимите, пожалуйста, руку.  Все, кто считает, что он христианин подняли руку? Хорошо, спасибо! Другого я в церкви и не ожидала, конечно. Но знаете, что интересно. Если бы у нас сейчас было больше времени, я провела бы опрос на следующую тему: «Кто такой христианин?» и «Что такое христианская жизнь?» И я больше чем уверена, что получила бы весьма разнообразные ответы. А если бы я вынесла эти вопросы за стены этой церкви, то и подавно.  Дело в том, что, люди имеют весьма различные понимания о том «кто такой христианин» и потому жизни разных «христиан» так радикально отличаются друг от друга. Иногда вплоть до того, что они не принимают друг друга как христиан, отвергая один другого как «недуховного», а другой первого как «законника».

Кто-то понимает под «христианином» человека в общем религиозного или высоконравственного. Другие считают себя христианами, потому что посещают христианскую церковь. Третьи, христиане вообще лишь потому, что уродились в христианской нации. Т.е. они «христиане», потому что не мусульмане или не буддисты.  Осмелюсь предположить, что большинство из нас скорее понимают под христианином – «личность, верующую в Иисуса Христа и Его учение». И хотя это не плохое начало и многие из нас довольствуются таким определением, другие в глубине души понимают, что это далеко не все. Может быть и вы, испытав некие духовные переживания в какой-то мере, так и не утолили всю внутреннюю жажду и почувствовали, что это не все, что должно быть нечто большее. Вы, вроде бы за Христа и за Его Благую Весть, но духовная жизнь как-то суха и не позволяет сочиться Христом и Его надеждой, как должна бы.

И возможно, кто-то из вас был так не удовлетворен таким формальным пониманием христианства, что всеми силами стремился к большему, и как огромное количество евангельских христиан пришел к такому ответу: христианин – это тот, кто принял Иисуса Христа, Его прощение, смерть и воскресение и теперь имеет уверенность, что когда умрет, то попадет на небеса – все это мы часто подразумеваем, когда говорим, что человек «спасен».  Многие верят, что именно это делает человека христианином, который так же обязательно делает определенные вещи: 1) христианин читает Библию каждый день (утром или вечером, а лучше оба раза); 2) христианин молится, и чем дольше тем лучше, тем вернее этот христианин; 3) христианин благовествует людям о Христе, т.е. спасает других; 4) христианин ходит в церковь при каждом случае: на все службы, когда они есть, на все молитвы, на все праздники и собрания, посещает все лагеря и т.д. и т.п.  Для очень многих именно это стало мерилом того, христианин человек или нет.  Есть в таком понимании христианства и еще одна сторона – это то, что христианин «не делает», то что для христианина «грех»: не курит, не пьет, не ругается, и не общается с теми, кто так поступает, т.к. плохая компания развращает добрые нравы.

Итак, в понимании многих, тестом того, является ли кто-то христианином очень часто является: наличие того особого момента, в который он покаялся и обратился ко Христу и тем, что он делает и что не делает.  Но знаете, что интересно? При внимательном чтении Евангелия мы увидим, что Христос, от чьего имени происходит слово «христианин» никогда не фокусировался на этих вещах:

  • Он не учил регулярному чтению Библии (большинство тех, кто Его окружал не умели читать или не имели доступа к Священному Писанию). Но это не значит, что читать Библию не надо, очень надо – я сама это делаю регулярно.
  • Иисус был обеими руками за молитву, сам постоянно благовествовал и жил праведно, но не это все было в центре Его учения.
  • И да, Иисус желает, чтобы мы приняли Его, но «принятие Христа» это лишь «дверь» к цели, а не сама цель – иначе мы обречены на весьма ‘поверхностное христианство’.  И всякий раз, когда мы определяем христианство тем, что «делаем» и что «не делаем» — духовный рост, дела праведности становятся самоцелью, мы обречены на ‘законничество’.

Почему я так долго об этом говорю? Потому что для большинства из нас, к сожалению, христианство либо лишь «принятие Христа», после которого есть вера в Него, но ничего в нашей жизни не меняется, либо, другая крайность – следующее за «принятием Христа» утомительное стремление «делать все то, что должен христианин» и «не делать ничего, что не должен делать христианин» и постоянное осознание того, что мы снова что-то упустили. Поразительно как мы, находясь в центре церковной жизни, зная Библию вдоль и поперек, красноречиво и усердно молясь, и делая все те хорошие «христианские» вещи, способны потерять Того, чье имя носим.

Вновь задуматься над этими вопросами: ‘кто такой христианин’ и ‘что есть христианская жизнь’ меня заставила книга Скота МакНайта, под названием «Вся.Жизнь», в которой, на примере своей жизни автор, который вырос в церкви, понимавшей христианство как «покаяние+делать дела праведности+не делать, что не должно» наконец решил за ответом обратиться к словам Самого Иисуса в Евангелии. И он обнаружил, что согласно Иисусу: христианин – это тот, кто следует за Ним, тот, кто знает Его и продолжает познавать Его, тот, кто учится Его жизни. У Иисуса мы не найдем указаний на все то, что мы считаем «критериями» христианства. Вот Его главный критерий: «следуешь ли ты за Мной? Являешься ли ты Моим учеником?»

И следовать за Христом – больше, чем «принять Христа» молитвой покаяния и больше, чем дела праведности. Принять Христа, молиться, ходить в Церковь и читать Библию очень важно для нашей духовной жизни и угодно Богу, но это не все, не самоцель, а средства познавать Его и учиться, что значит следовать за Ним. Ведь в Библии, в молитве, в общении с братьями и сестрами Бог открывает нам Свое Царство — Свою Мечту о том, каким Он задумал этот мир и как Он ожидает, чтобы мы жили.

Думаю, все мы когда-нибудь о чем-нибудь мечтали. На самом деле, без мечты не возможно жить.  Мечты всегда связаны с чем-то большим, чем мы имеем. Мечта рождается, когда мы понимаем – жизнь создана для чего-то большего, чем то, что есть сейчас.  А у вас когда-нибудь была сумасшедшая, «нереалистичная» мечта, которая, казалось, поднимала вас ввысь и вы парили, как на крыльях? Было ли у вас когда-нибудь так, что вы замечтавшись о чем-то настолько, вдруг осознавали, что сидите и улыбаетесь или плачете от радости или вы настолько погрузились в мечтания, что ваше сердце начало биться с неимоверной силой, заставляя вас очнуться от этого мечтания?  И хотя никто из нас не осуществит абсолютно всех своих мечтаний, замечает Скот Макнайт в своей книге, задумайтесь, почему в нас рождаются такие потрясающие мечты: «мы мечтаем о великом, потому что таким образом Бог говорит к нам о том, что Он желает, чтобы мы достигли в своей жизни» (22).

Философы и богословы часто говорили, что поскольку мы можем представить Кого-то превыше себя, значит Некто превыше нас существует, т.е. Бог. И, возможно, то же верно в отношении наших великих мечтаний, о том какими могут быть наша жизнь, семья, друзья, район, страна и окружающий мир в целом – быть  гораздо лучше, чем сейчас. Может быть это потому, что Бог задумал все это намного лучшим, чем оно есть сейчас? И этот Божий замысел можно назвать Божьей Мечтой, которой Бог призывает нас посвятить нашу Всю.Жизнь. Эту Мечту Божью Иисус называл Царствием Божьим!

С. Макнайт призывает: «Забудьте на время понятия «церковь», «воскресеное богослужение», «христианин» и те ошибки, которые церковь совершала в своей истории и просто свяжите в голове следующие понятия: Иисус, Мечта и Вся.Жизнь (22). Что достойно того, чтобы этому была посвящена Вся.Жизнь? Не думаю, что лишь религиозность того стоит – она ведет к законничеству, лишающему нас Иисуса и оставляет глубокое чувство неутоленной жажды настоящей божественной жизни.  Карьерная жизнь не стоит посвящения Всей.Жизни, успешная жизнь и красивая жизнь не стоят ее. Есть Мечта превыше всех этих мечтаний – это Иисусова Мечта Божьего Царства. И ничто другое никогда не удовлетворит нас.

Формальное христианство не удовлетворит. Быть принятым в церковь не удовлетворит. Не удовлетворит и подъем на самый верх карьерной лестницы. Решить трудную интеллектуальную проблему не удовлетворит. Найти свою вторую половину не удовлетворит. Иметь друзей не удовлетворит. Деньги – не удовлетворят. Одежда – не удовлетворит. Пища и питье не удовлетворят. Известность не удовлетворит. Ничего не удовлетворит. Истинное удовлетворение наступает лишь тогда, когда есть Иисус, когда мы следуем за Ним, т.е. посвящаем Ему и Его Мечте Всю.Жизнь. Именно об этом говорил Иисус в Ев. от Матфея: «Стремитесь прежде всего к Царству Бога и к исполнению того, что Он велит, а все остальное Он даст вам в придачу» (Мф. 6:33).

В последующие недели мы постараемся увидеть как Иисус понимает, что такое «христианская жизнь», что Он имеет ввиду, говоря: «следуйте за Мной в самый центр Мечты Царствия Божьего». И первое, что мы видим: «покаяние» и «принятие Иисуса» это начало, но далеко не все. Иисус желал намного большего, чем просто быть принятым в нашу жизнь. Он желает овладеть нашей жизнью, и сущность Его призыва в том, чтобы довериться Ему настолько, чтобы подчинить Ему все свое существо.  А во-вторых, мы видим, что наши дела благочестия (такие как чтение Библии, молитва, посещение церкви и т.п.) хоть и нужны, но являются лишь средством к достижению цели и не являются шаблоном того, кто является христианином, а кто нет.  Генрих Арнольд прекрасно передал эту мысль так:  «Ученичество — это не столько наши личные усилия, сколько предоставление места Богу для Его проживания в нас».

Мы призваны следовать за Иисусом, а это значит быть втянутыми в то единственное, чему стоит посвятить Всю.Жизнь: в жизнь Царствия Божия.  С самого начала Своего служения Иисус  проповедовал Благую Весть Царствия Божия, говоря: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 2:14-15). Для Иисуса слово «Царствие» означало «исполнение Божьей Мечты/Замысла для этого мира». И это было не только Мечтой Иисуса, но и мечтой всего Израиля. Загляните в книги пророков в Ветхом Завете и вы увидите множество фрагментов смелой и крепкой надежды на то, что Бог однажды совершит в мире. Когда Иисус провозгласил, что время пришло, Он возродил эти мечты.  И Он знал, что Бог послал Его, чтобы провозгласить: вскоре времена изменятся навсегда.

Иудеи того времени представляли три конкретные вещи, когда слышали о приближении Царствия. Они ожидали Царя, который свергнет ненавистных римлян и коррумпированное предательское правительство, они ожидали Мессию. Второе, что они ожидали это «обетованную землю», в которой этот Царь будет править, восседая на Иерусалимском престоле, землю, в которой текут молоко и мед и на которой у всех будет место и добрый урожай; все будут добрыми соседями и будут следовать Закону Божию.  И третье, что ожидал Иудей первого века от Царства – это подданных, которые будут любить Царя, служить Ему и царству и через которых, наконец, исполнится обетование, данное Аврааму, что Израиль станет благословением для всех народов. Иисус призывал своих учеников стать этим благословением для всех народов.

А что мы, как правило, представляем, когда Иисус говорит, что Царство Божие приблизилось? К сожалению мы часто сводим понятие Божьего царства до некоего «внутреннего духовного переживания Бога», «личного царствования Бога во моей жизни» — типа «Бог со мной и это все, что нужно». Мы слишком часто связываем послание о Царстве лишь с тем моментом нашего обращения к Иисусу и внутренним покоем, сужая Его лишь до понятия «личной духовности». Но для Иисуса Царствие означало нечто большее: это Божье Сообщество здесь на земле, для которого Бог задумал распространиться из Израильской земли по всему миру через тех, кто будет следовать за Ним. В молитве, которой Иисус учил Своих учеников говорится: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». А до этого: «Да придет Царствие Твое». Эти две просьбы должно понимать лишь вместе: Пришествие Божьего Царствия означает совершение Божьей воли на земле – в обществе, и это общество Царства Божия и призвана воплощать в себе Церковь.

Так кто же такой христианин? Согласно Иисусу христианин – это тот, кто следует за Ним, тот, кто Всю.Жизнь предоставил Богу для «проживания в нем», тот, кто позволил Божьей Мечте об этом мире поглотить его и сделать частью этого нового сообщества Божьего Царства. И что это за сообщество Божье, которое мечтает создать на земле Бог, мы будем узнавать в последующие недели. Б.Ц. – это общество, в котором заботятся друг о друге, которое характеризуется справедливостью, укреплено любовью. Б.Ц. – это общество живущее в мире, исполненное мудростью, которое ценит общество. Б.Ц. – это общество которому не безразлично его будущее.

Христианство, спасающее мою душу, дарующее мне внутреннюю теплоту, христианство исключительно личное – далеко от того христианства, которое возвещал Иисус. Христианство, связанное лишь со мной, существующее для меня и заботящееся обо мне (как я расту в личных отношениях с Богом) упускает то, что было в центре призыва Иисуса.  Иисус специально избрал самый «общественный» термин того времени, чтобы показать, что задумал сделать Бог.  Он говорил не столько о «личных взаимоотношениях с Богом», сколько о Царствии Божьем. И потому для Иисуса, христианин это тот, кто следует за Иисусом, посвящая Всю.Жизнь видению, Мечте Божьего Царства.  А какая у вас мечта? Стоит ли она того, чтобы отдать ей Всю.Жизнь? Бог предлагает вам свою Мечту о вас и об этом мире? Я живу именно этой Мечтой, и многие из сидящих здесь тоже. А вы хотите стать частью этой Мечты Бога – частью Его Царства? Тогда призыв Иисуса: «Приблизилось ЦБ, покайтесь и веруйте в Благую Весть» и «Следуй за Мной!» звучит сегодня для вас. Многие, услышав этот призыв, оставили все и окунулись в Божью Мечту о новом мире, который Он создает и создаст, чтобы посвятить исполнению этой Мечты Всю.Жизнь.  Потому что они поняли – ничто другое не стоит того, чтобы ему посвятить Всю.Жизнь. А каков ваш ответ на Его призыв?

ОГРН 1027739519884 ИНН 7726084980 КПП 772701001
г. Москва, 117452, ул. Азовская, д. 39, к. 1
тел. +7(495)318-00-33 moscownazarene@mail.ru http://moscow.nazarene.ru/
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь Назарянина»